Дело № 2-1586/9/2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Селифановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску общества с ограниченной ответственностью «Петро-Ойл» к Медведеву В.Я. о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Петро-Ойл» (далее – истец) обратилось в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Медведеву В.Я. (далее – ответчик) о взыскании причиненного ущерба в размере <данные изъяты>., а также судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца Никогосян Г.В. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Медведев В.Я. не оспаривал свою вину в дорожно-транспортном происшествии, сообщил о несогласии с размером ущерба. Доказательств, опровергающих доводы и доказательства истца, истец представить не может. После дорожно-транспортного происшествия он пытался самостоятельно восстановить информационное табло, но представители петрозаводской организации, занимающейся продажей и ремонтом аналогичных информационных стендов, сообщили, что дешевле купить новое, а денег на новое табло у него не было.
Третье лицо ЗАО «ОСК» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечив явку своего представителя в суд.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит информационное табло, установленное на территории автозаправочной станции № «<данные изъяты>», расположенной по адресу: Республика Карелия, пересечение улиц <адрес>. Вышеназванное табло входит в комплекс АЗС общей площадью <данные изъяты> кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ в 04 час. 00 мин. на территории указанной автозаправочной станции произошло дорожно-транспортное происшествие. Автомашина «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, под управлением Медведева В.Я. и принадлежащая ему, столкнулась (совершила наезд) на препятствие – информационное табло (цифровой щит с указанием цен на топливо). В результате дорожно-транспортного происшествия информационному щиту были причинены механические повреждения, для устранения которых требовался восстановительный ремонт.
Объемы повреждений установлены заключением об оценке рыночной стоимости восстановительного ремонта, справкой о дорожно-транспортном происшествии, другими материалами дела.
Материалами проверки ГИБДД УМВД России по г. Петрозаводску подтверждается виновность в дорожно-транспортном происшествии водителя Медведева В.Я., который нарушил пункт 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения), предусматривающий, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Также в действиях Медведева В.Я. усмотрено нарушение положений пункта 1.5 Правил дорожного движения о том, что, участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Допущенные нарушения Правил дорожного движения находятся в прямой причинной связи с наступившими последствиями в виде повреждения транспортного средства, принадлежащего истцу.
В отношении Медведева В.Я. был составлен также протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании постановления мирового судьи судебного участка № г. Петрозаводска Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, он признан виновным в совершении указанного правонарушения.
На момент дорожно-транспортного происшествия гражданская ответственность Медведева В.Я. была застрахована в ЗАО «ОСК», которое выплатило на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) и Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила № 263), страховое возмещение в размере <данные изъяты>.
ЗАО «ОСК» обращалось к независимому оценщику – ООО «<данные изъяты>». Согласно заключению об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта информационного табло с учетом износа в рамках Закона об ОСАГО составляет <данные изъяты> Без учета износа восстановительный ремонт составит <данные изъяты>.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается невозможность восстановления поврежденного табло.
Истец приобрел аналогичное информационного табло <данные изъяты> по цене <данные изъяты> и представил в суд доказательства, подтверждающие убытки на общую сумму <данные изъяты>. В размер убытков помимо стоимости информационного табло вошли затраты на транспортировку и установку информационного табло.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками в силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует понимать расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Из пункта 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик, а для наступления ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между первым и вторым элементами, вину причинителя вреда.
Согласно статье 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Из содержания пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии со статьей 7 Закона об ОСАГО в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, составляет не более 120000 руб., а в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160000 рублей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.1 статьи 12 Закона об ОСАГО в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего – в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая.
Пунктом 2.2 статьи 12 Закона об ОСАГО предусмотрено, что к указанным в пункте 2.1 статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на материалы и запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта «б» пункта 63 Правил № 263, действовавших на момент возникновения правоотношений, размер страховой выплаты в случае причинения вреда имуществу потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов). Восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен. При определении размера восстановительных расходов учитывается износ частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах.
На основании части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из положений пункта 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебное решение основывается только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть были представлены сторонами.
Оценивая в качестве доказательств вышеназванное заключение об оценке, суд доверяет ему, так как оно выполнено экспертом. Эксперт имеет соответствующую специализацию, он не заинтересован в исходе дела, выводы заключения категоричны и не допускают иного толкования. Ответчиком выводы заключения не опровергнуты, доказательства, в том числе заключения экспертов об иной стоимости и объемах повреждений, не представлены. Суд признает заключение допустимым доказательством, подтверждающим позицию истца.
Истец произвел замену поврежденного имущества, ответчик не опроверг обоснованность и стоимость приобретенного имущества и работ, связанных с транспортировкой и установкой информационного табло. Приобретение информационного табло с учетом установленной степени износа невозможно, следовательно, затраченная истцом сумма составляет прямой действительный ущерб.
Ответчиком в материалы дела не было представлено возражений относительно заявленных истцом требований, не предоставлено доводов и доказательств в обоснование своей позиции, в опровержение доводов и доказательств истца.
При таких обстоятельствах исковые требования о взыскании с Медведева В.Я. разницы между фактическими затратами на возмещение убытков и уровнем возмещения, гарантированным в этой части Законом об ОСАГО, в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> – <данные изъяты>), заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Петро-Ойл» удовлетворить полностью.
Взыскать с Медведева В.Я. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Петро-Ойл» <данные изъяты> – причиненный ущерб, а также судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2015 года.