К делу № 2-116/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Староминская Краснодарского края 26 февраля 2015 года
Староминский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Бондаренко К.Ю.,
при секретаре Бут О.Н.,
с участием истца Ульянова В. Ю.,
представителя ответчика УПФР РФ в Староминском районе Зацаринного В.В., представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ульянова В. Ю. к Управлению пенсионного фонда РФ в Староминском районе о признании протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и признании права на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с иском в суд к ответчику о признании протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и признании права на досрочное назначение пенсии, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ, он обратился в Управлению пенсионного фонда РФ в Староминском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с педагогической деятельностью в порядке пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон №173-ФЗ от 17.12.2001 г.). Протоколом комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Староминском районе в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано. Отказ мотивирован отсутствием у него требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии продолжительностью 25 лет, поскольку в указанный стаж не включен период прохождения военной службы в вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, а также стаж работы в должности директора <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Просит суд признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Староминском районе № от ДД.ММ.ГГГГ года, обязать Управление пенсионного фонда РФ в Староминском районе включить стаж службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период прохождения службы в Вооруженных Силах в соотношении один день военной службы за два дня работы, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора <данные изъяты> в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией – с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истец поддержал свои заявленные исковые требования и пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу в Вооруженных Силах СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был директором <данные изъяты> и в этот период времени вел преподавательскую деятельность по 6 часов в неделю, по предметам труд, черчение, а также кружковой работе. С решением комиссии Управления ПФР в Староминском районе он не согласен по следующим основаниям:
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. № выданной директором <данные изъяты> ФИО7 директор школы (в то время) Ульянов В. Ю.:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год согласно приказа <данные изъяты> вел преподавательскую деятельность в количестве 6 часов уроков технического труда;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год вел преподавательскую деятельность в количестве 4 часов в неделю по предмету труд, черчения и 2 часа кружковой работы, итого 6 часов в неделю;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год 5 часов в неделю по предмету черчение, ИВТ и 1 час кружковой работы, итого 6 часов в неделю.
Согласно Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет работникам просвещения и здравоохранения, п.п. г п.1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитывается служба в составе Вооруженных Сил.
В соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ « Время нахождения граждан па военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы».
Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.20041 №2-П указывает, что правоотношения, связанные с приобретением льготного трудового стажа, не закончились в связи с новым правовым регулированием и не влекут отмену льготного порядка исчисления общего трудового стажа.
Согласно пп.19 п.1, ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ «Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста...».
Представитель ответчика УПФР РФ по Староминскому району возражал против удовлетворения заявленных исковых требований указывая, что период службы Ульянова В.Ю. в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету в педагогический стаж дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по следующим основаниям:
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-Ф3 досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с действующими правилами, в стаж педагогической выслуги лет засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях предусмотренных соответствующими Списками утверждаемыми Правительством РФ, т.е. наименования должности педработника и наименование учреждения должны точно совпадать с наименованиями указанными в Списках.
В настоящее время при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по пп. 19 п.1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. №781. Этим Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 29.01.2004 г. № 2-П (далее именуется - Постановление от 29.01.2004 г.) установил, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)».
С учетом конституционно-правового смысла норм, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2002 г., может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001г. пенсионного законодательства - Закона Российской Федерации от 20.11.1990г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - Закон от 20.11.1990г).
Таким образом, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального Закона от 17.12.2001г., органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление специального стажа в соответствии с нормативными правовыми актами действовавшими в период выполнения этой работы.
Возможность зачета в педагогический стаж периода прохождения военной службы была предусмотрена Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397, принятым в целях реализации норм Закона «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г. Однако Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» не применялся на дату вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». В этой связи Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17.12.1959г. №1397, не применимо при исчислении стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П.
В обоснование своего требования о зачете периода военной службы по призыву в педагогический стаж с применением льготного исчисления (один день службы за два дня работы по специальности) Ульянов В.Ю. ссылается на положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.2008 г. №76-ФЗ. Однако, данный закон был принят после прохождения Ульяновым В.Ю. службы, и соответственно в период службы он не мог рассчитывать пенсионное обеспечение с применением норм этого закона.
Требования о зачете в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периодов работы Ульянова В.Ю. в должности директора средней школы с <данные изъяты> не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В силу подпункта «а» пункта 8 Правил от 29.10.2002 г. №781 работа в должности директора школы, за период, начиная с 1 сентября 2000г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Уточняющей справкой директора школы № Староминского района от ДД.ММ.ГГГГ. № факт ведения Ульяновым преподавательской работы не менее 6 часов в неделю (240 часов в год) в оспариваемые периоды не был подтвержден.
Кроме того, из справки директора школы от <данные изъяты> № усматривается, что необходимые 6 часов преподавательской работы складывались, в том числе и из часов кружковой работы. Относительно термина «преподавательская работа» следует иметь в виду следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2003г. № 191 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005г. № 49) установлена продолжительность рабочего времени педагогических работников, включающая преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Согласно тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Минтруда России от 17.08.1995г. № 46, в должностные обязанности преподавателя (учителя) входит проведение обучения обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, реализация образовательных программ, обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и ответственность за их реализацию.
Таким образом, под термином «преподавательская работа» следует понимать обучение и передачу систематических знаний, сведений по какому-либо учебному предмету.
Кружковая работа не подходит под понятие преподавательской работы, так как не предполагает обучение кому-либо учебному предмету.
Законодатель определил условия, устанавливающие право на досрочную трудовую пенсию по старости: осуществление лицами, работавшими в должностях руководителей (директора, заведующего, начальника), непосредственно преподавательской работы, т.е. в узком правовом смысле (в качестве учителя (преподавателя)).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в судебном заседании доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению частично.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Староминском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.
Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией принято решение об отказе Ульянову В.Ю. трудового стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения службы в Вооруженных силах СССР, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период работы в должности директора средней школы № ст. Староминской, т.к. им не подтверждено ведение преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю и указанные периоды не могут быть засчитаны в педагогический стаж, как работа в должности учителя.
Без учета указанных спорных периодов продолжительность специального педагогического стажа Ульянова В.Ю. составляет - <данные изъяты>, (на дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ года).
На момент прохождения службы в Вооруженных силах СССР Ульяновым В.Ю. действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом г пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсии за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. В силу пункта 4 названного Положения №1397, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Согласно абз. 1 п.3 ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27 мая 1998 года время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной гражданской службы государственного гражданского служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Статьей 78 Закона СССР от 12.10.1967 года «О всеобщей воинской обязанности» было предусмотрено, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности. Данный закон утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 года, в связи с принятием Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», где было предусмотрено сохранение действия ранее установленных льгот до принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 29.01.204 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года №8-П и Определение от 05.11.2002 года №320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения прав.
Учитывая позицию Верховного суда РФ, изложенную в Определении от 13.07.2012 г. № 18-КГ12-15, период службы Ульянова В.Ю. в Вооруженных силах СССР относится к периоду до 01 января 2012 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам и подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости, независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него соответствующего права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Согласно трудовой книжке № выданной на имя Ульянова В.Ю. и военного билета № выданного на имя Ульянова В.Ю., последний начал заниматься педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя труда, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Советской Армии.
Как установлено протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ года, Ульянову В.Ю. не засчитана в стаж служба в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Однако, период службы указан не верно, согласно указанного выше военного билета период службы в Вооруженных силах СССР Ульянова В.Ю. составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Вместе с тем, доводы истца об исчислении периода службы в армии из расчета один день военной службы за два дня работы суд находит несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку Федеральный закон РФ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят 27.05.1998 г., то есть после службы истца в армии, и не предусматривает включение периода службы в армии в специальный трудовой стаж. Как было указано выше в период службы истца в Вооруженных Силах СССР действовали Закон СССР от 12.10.1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» и Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которые не предусматривали включение периода службы из расчета один день военной службы за два дня работы.
Таким образом период службы в армии Ульянова В.Ю. подлежит включения в специальный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы.
Учитывая, что на момент обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Староминском районе Ульяновым В.Ю. выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии – <данные изъяты>, (на дату обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ года), а также то, что до службы в армии он работал в должности учителя труда, период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год подлежит включению в специальный трудовой стаж в соотношении один день военной службы за один день работы и составляет – <данные изъяты>
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список работ), а также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». (далее – Правила исчисления периодов работ).
В соответствии с утвержденными Списком работ и Правилами исчисления периодов работ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается только те работы в должностях и в учреждениях, которые указанны в Списке работ.
Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ Ульянов В.Ю. принят в порядке перевода на должность директора СОШ № с ДД.ММ.ГГГГ и ему определена недельная нагрузка в количестве 6 часов уроков технологического труда в старших классах с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно записи в трудовой книжке № от ДД.ММ.ГГГГ года, Ульянов В.Ю. принят в порядке перевода на должность директора СОШ № и учителем труда.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Ульянов В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – не вел преподавательскую деятельность; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – вел преподавательскую деятельность 4 часа в неделю по предмету труд, черчения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - вел преподавательскую деятельность 5 часов в неделю по предмету черчения, ИВТ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ в дополнении к справке № от ДД.ММ.ГГГГ Ульянов В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – вел преподавательскую деятельность в количестве 6 часов уроков технического труда; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – вел преподавательскую деятельность 4 часа в неделю по предмету труд, черчения и 2 часа кружковой работы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - вел преподавательскую деятельность 5 часов в неделю по предмету черчения, ИВТ и 1 часа кружковой работы.
Судом было установлено, что несоответствие данных в справке № от ДД.ММ.ГГГГ и справке № от ДД.ММ.ГГГГ объясняется тем, что данные периоды работы не были правильно рассчитаны, так как справка № от ДД.ММ.ГГГГ была выдана на основании тарификационных списков и лицевых счетов по заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а справка № от ДД.ММ.ГГГГ была выдана на основании тарификационных списков и книг приказов по основной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, суд приходит к выводу, что данные в справке № от ДД.ММ.ГГГГ года, были указаны не в полном объеме.
В силу подпункта «а» пункта 8 Правил от 29.10.2002 г. №781 работа в должности директора школы, за период, начиная с 1 сентября 2000г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
В соответствии с требованиями подпункта 4 Правил от 29.10.2002 г. №781 для педагогов установлено еще одно условие для включения периода работы в педагогический стаж после 01.09.2000 г.: периоды работы, выполнявшейся после 1 сентября 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29.10.2002 г. №781, засчитываются в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы ( должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Согласно п.1 примечания к ст.2.8.2 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
В судебном заседании было установлено, что Ульянов В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – вел преподавательскую деятельность в количестве 6 часов уроков технического труда; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – вел преподавательскую деятельность 4 часа в неделю по предмету труд, черчения и 2 часа кружковой работы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - вел преподавательскую деятельность 5 часов в неделю по предмету черчения, ИВТ и 1 часа кружковой работы. Кружковая работа входила в педагогическую нагрузку и ежемесячно оплачивалась, как выполняемая работа учителя. В совокупности объем педагогической нагрузки директора СОШ № Ульянова В.Ю., складывался из преподавательской деятельности и кружковой работы, что соответствовало полной педагогической нагрузке в размере 6 часов в неделю.
Стороны в суде не спорили о том, что при определении нагрузки следует учитывать учебные часы, однако, ответчик не согласен с мнением истца о том, что кружковая работа относится также к педагогической деятельности, подлежащей включению в льготный стаж.
В соответствии с п.16 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Истец в суде пояснил, что являясь директором школы, в спорный период времени он занимался преподавательской деятельностью по предмету черчение, ИВТ, а так же вел кружки по черчению, которые были созданы в целях развития соответствующих навыков у учеников, поскольку ограниченное число часов данного предмета, было недостаточно для их формирования.
Указанные доводы истца подтверждаются соответствующими справками № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданными образовательным учреждением МБОУ СОШ № 3, а так же показаниями директора школы ФИО8 и бухгалтера ФИО9 данными ими в судебном заседании, из которых следует, что Ульянов В.Ю. в кружках занимался преподавательской деятельностью дополнительного образования.
Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду прийти к выводу, что при установленных обстоятельствах работа руководителя кружка по профилю педагогической деятельности в рамках образовательной программы входит в ставку рабочего времени педагога, в связи с чем нагрузку истца следует исчислять с учетом кружковой работы.
Таким образом, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Ульяновым В.Ю. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора СОШ № и учителя труда, черчения, ИВТ, выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) 6 часов в неделю: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – вел преподавательскую деятельность в количестве 6 часов уроков технического руда; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год – вел преподавательскую деятельность 4 часа в неделю по предмету труд, черчения и 2 часа кружковой работы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - вел преподавательскую деятельность 5 часов в неделю по предмету черчения, ИВТ и 1 часа кружковой работы, в связи с чем данные периоды времени подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет – <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ульянова В. Ю. к Управлению пенсионного фонда РФ в Староминском районе о признании протокола комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан и признании права на досрочное назначение пенсии, удовлетворить частично.
Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, в части исключения периода службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, так как, период службы указан не верно, период службы в Вооруженных силах СССР Ульянова В.Ю. составляет – <данные изъяты>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Староминском районе включить Ульянову В. Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в специальный трудовой стаж, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, в соотношении один день военной службы за один день работы.
Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в Староминском районе № от ДД.ММ.ГГГГ года, в части исключения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности директора СОШ № и учителя труда, черчения, ИВТ.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Староминском районе включить Ульянову В. Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в специальный трудовой стаж, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
В удовлетворении заявленных исковых требований в остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий