Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-265/2014 ~ М-120/2014 от 10.02.2014

РЕШЕНИЕ дело № 2- 265/2014

Именем Российской Федерации

с. Поярково 19 февраля 2014 года

Михайловский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Паньковой А.С.,

с участием истицы Насоновой Т.Н., заместителя прокурора Михайловского района Амурской области Козлова Д.И., представителя администрации Михайловского района Амурской области Бобышевой Е.В., представителя администрации Чесноковского сельсовета Михайловского района Амурской области Силкиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Насоновой Т.Н. к администрации Михайловского района, третьему лицу администрации Чесноковского сельсовета о признании незаконным отказа администрации Михайловского района Амурской области по включению Насоновой Т.Н. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья, пострадавшего в результате ЧС, обязании администрации Михайловского района Амурской области включить Насонову Т.Н. в списки граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Михайловского района обратился в суд с указанным иском в интересах Насоновой Т.Н. к администрации Михайловского района Амурской области.

В обоснование предъявленных требований указано, что прокуратурой Михайловского района по обращению Насоновой Т.Н. проведена проверка по вопросам соблюдения администрацией Михайловского района законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части соблюдения порядка подготовки документов на включение Насоновой Т.Н., пострадавшей от крупномасштабного наводнения, в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья. В ходе рассмотрения данного обращения прокуратурой Михайловского района установлены нарушения прав Насоновой Т.Н. В июле-августе 2013 на территории Амурской области произошло крупномасштабное наводнение, в связи с чем, постановлением главы Михайловского района за от ДД.ММ.ГГГГ на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации с 20 часов 00 минут. В администрацию Михайловского района поступило заявление Насоновой Т.Н. о предоставлении заявителю социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу Михайловский район <адрес> <адрес>. К своему заявлению Насонова Т.Н. приложила полный пакет документов, необходимых для предоставления социальной выплаты. По результатам рассмотрения обращения заявителя администрацией Михайловского района в адрес Насоновой Т.Н. направлено уведомление об отказе в предоставлении социальной выплаты в виду того, что у заявителя имеется другое жилое помещение, расположенное в <адрес>. Вместе с тем, решение администрации Михайловского района об отказе во включении Насоновой Т.Н. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья в результате чрезвычайной ситуации, является незаконным. В ходе проверки прокуратурой Михайловского района установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Насоновой Т.Н. принадлежат на праве собственности жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, а также жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. Согласно акту обследования и заключению межведомственной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение Насоновой Т.Н., расположенное по адресу: <адрес> нуждается в проведении капитального ремонта. В соответствии с актом обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации Чесноковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Таким образом, вопреки доводам администрации Михайловского района у Насоновой Т.Н. фактически отсутствует иное жилое помещение, пригодное для проживания, что в свою очередь свидетельствует о нарушении администрацией Михайловского района прав заявителя на получение гарантированной меры государственной поддержки в виде социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>.

Просил признать незаконным отказ администрации Михайловского района о включении Насоновой Т.Н. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья, пострадавшего в результате ЧС, обязать администрацию Михайловского района Амурской области включить Насонову Т.Н. в списки граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья.

В судебном заседании истица Насонова Т.Н. указала, что она проживает в доме по адресу <адрес>, в жилом помещении по <адрес> проживает ее дочь с внучкой. Ей стало известно о результатах акта обследования жилого помещения по <адрес> из материалов прокурорской проверки. Жилое помещение по <адрес> принадлежит ей на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ года. В доме по <адрес> в <адрес> делали ремонт летом <адрес>, еще до обследования жилого помещения межведомственной комиссией, перекладывали печь.

Заместитель прокурора Михайловского района Козлов Д.И. поддержал доводы искового заявления, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Указал, что межведомственная комиссия по обследованию жилых помещений создана при администрации Михайловского района, соответственно при рассмотрении заявления Насоновой Т.Н. администрация Михайловского района имела возможность проверить наличие акта обследования жилого помещения по <адрес> в <адрес>, однако этого не было сделано и администрация района ограничилась фактом наличия иного жилого помещения. Вместе с тем, отказ в предоставлении средств для проведения капитального ремонта возможен только в случае наличия у заявителя другого жилого помещения, пригодного для проживания, а у Насоновой Т.Н. такое жилое помещение отсутствует. В связи с чем, считает, что отказ администрации района является незаконным. Также указал, что обстоятельства по выдаче ФИО11 сертификата для приобретения жилого помещения в связи с признанием жилого помещения по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания, не имеют правового значения для рассмотрения заявленного требования Насоновой Т.Н.

Представитель ответчика администрации Михайловского района Бобышева Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований. Указала, что на момент проведения обследования жилого помещения по <адрес> истица являлась его собственником, но ничего об этом не поясняла членам комиссии. В документах, имевшихся в администрации сельсовета, собственником данного жилого помещения была указана ФИО11 которой был предоставлен сертификат на приобретение жилья, как вдове участника ВОВ, хотя такое право было только у собственника жилого помещения. Истица указала, что в доме по <адрес> проживает ее дочь и внучка, хотя дом должен быть освобожден. Считает, что собственник жилого помещения мог своими силами произвести ремонт жилого помещения, в этом случае дом может быть признан пригодным для проживания. На момент выдачи отказа Насоновой Т.Н. в проведении капитального ремонта дома по <адрес> администрация района не располагала сведениями о наличии акта межведомственной комиссии о непригодности жилья по <адрес>, обследование жилого помещения не производилось.

Представитель третьего лица администрации Чесноковского сельсовета Михайловского района Силкина Л.И. в судебном заседании указала, что жилое помещение по <адрес> обследовалось межведомственной комиссией в ДД.ММ.ГГГГ году. В связи с признанием дома не пригодным для проживания, ДД.ММ.ГГГГ ФИО13. получила сертификат на жилье как вдова ветерана ВОВ. При решении вопроса о предоставлении сертификата администрация сельсовета не обладала информацией о смене собственника дома. Ей не известно проводился ли ремонт жилого помещения по <адрес> после обследования межведомственной комиссией.

Выслушав пояснения заместителя прокурора, участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.

Согласно Перечню населенных пунктов, пострадавших в результате ливневых дождей, утвержденному Главой Михайловского района 16.09.2013 и главным специалистом службы ГЗ и ПБ администрации района от 16.09.2013, на территории <адрес> в августе 2013 года были повреждены домовладения и имущество граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной частыми проливными дождями.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, регулируются законом Амурской области от 28.10.2013 года №257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».

Согласно ст.3 вышеуказанного закона, п.2 постановления главы Михайловского района Амурской области от 26.11.2013 №1068 «Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года в Михайловском районе Амурской области» право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане РФ, постоянно проживающие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.

Таким образом, существенными обстоятельствами, подлежащими проверке, являются: факт проживания лица в поврежденном жилом доме, наличие документов, подтверждающих право собственности на жилой дом, отсутствие другого жилого помещения, пригодного для проживания.

Согласно п.7 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодного для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494). Согласно п.47 указанного Положения по результатам работы комиссия принимает решение, в том числе, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.

В соответствии со ст.5 Закона Амурской области от 28.10.2013 года №257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления.

К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии): 1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении; 2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении); 4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.

Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт, в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены. Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется гражданам, включенным в список граждан, указанный в части 3 настоящей статьи.

Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Насоновой Т.Н. на праве собственности принадлежит квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждено также выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из копии договора дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО11. (даритель) и Насоновой Т.Н. (одаряемый), даритель безвозмездно передал в собственность одаряемого земельный участок площадью <данные изъяты>., и расположенный на нем жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., находящиеся по <адрес>. Договор дарения зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес>.

Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Насоновой Т.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в качестве правообладателя жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> значится Насонова Т.Н. Основанием для государственной регистрации права послужил договор дарения земельного участка с жилым домом б/н от <данные изъяты>.

Согласно предоставленной копии паспорта, истица зарегистрирована в <адрес> <адрес>.

Из справки администрации Чесноковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <адрес> <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически проживал ФИО15.

В соответствии со ст.6 Закона Амурской области от 28.10.2013 года №257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт (далее - государственные полномочия) наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области (далее - органы местного самоуправления). Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на срок по 31 декабря 2014 года. Органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия: 1) прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт; 2) формирование и утверждение списков граждан, жилые помещения которых повреждены; 3) выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.

Согласно ст.7 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право: 1) получать в исполнительном органе государственной власти области в сфере строительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган) консультативную и методическую помощь; 2) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования; 3) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий. Органы местного самоуправления при исполнении государственных полномочий обязаны: 1) осуществлять государственные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области; 2) в целях реализации государственных полномочий, в том числе для установления факта отсутствия у граждан иных жилых помещений, пригодных для проживания, направлять межведомственные запросы в органы, располагающие необходимой информацией.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации-наводнения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> обследовано жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, комиссией установлено, что затопление до уровня пола, поврежден пол (вздулся оргалит).

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации-наводнения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> обследовано жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> следует, что приусадебный участок, хозяйственные постройки затоплены полностью. Вода в доме по уровень пола.

Согласно акту обследования помещения и заключению о признании жилого помещения пригодным для проживания от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией администрации <адрес> принято заключение о необходимости проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам рассмотрения обращения Насоновой Т.Н. о включении ее в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории <адрес> в августе-сентябре 2013 года, администрацией <адрес> в адрес Насоновой Т.Н. направлено уведомление об отказе в предоставлении социальной выплаты в виду того, что у заявителя имеется другое жилое помещение, пригодное для проживания.

Вместе с тем, в соответствии с актом обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации Чесноковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 5, признано непригодным для проживания. В качестве собственника данного жилого помещения в акте обследования и заключении межведомственной комиссии указана ФИО13.

Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в отношении ФИО13., отсутствуют.

Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит Насоновой Т.Н.

Следовательно суд считает установленным, что на момент обследования жилого помещения по адресу <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) собственником данного жилого помещения фактически являлась Насонова Т.Н., а указание в акте межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на то, что собственником жилья является иное лицо, не имеет правового значения. Кроме того, суд отмечает, что обстоятельства по предоставлению ФИО13. сертификата на приобретение жилого помещения как лицу, являвшейся вдовой ветерана ВОВ, к существу рассматриваемого дела не относятся, и, исходя из заявленных требований, проверке не подлежат.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в период возникновения чрезвычайной ситуации истица являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, а также жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, имела постоянную регистрацию по адресу <адрес> и постоянно проживала по данному адресу, что подтверждается материалами дела.

При этом согласно акту обследования помещения и заключению от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> признано нуждающимся в проведении капитального ремонта. Тогда как актом обследования помещения и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, признано непригодным для проживания. Следовательно, истица являлась собственником поврежденного жилого помещения по <адрес>, постоянно в нем проживала на момент возникновения ЧС и фактически не имела другого жилья, пригодного для проживания.

Однако при рассмотрении заявления Насоновой Т.Н. о выделении ей средств на проведение капитального ремонта жилого дома по <адрес> администрация <адрес> не проверила факт пригодности для проживания иного жилого помещения, имеющегося в собственности истицы, по <адрес>, при этом имела такую возможность путем направления запроса в межведомственную комиссию либо путем проведения обследования такого дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Михайловского района Амурской области по включению Насоновой Т.Н. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья, пострадавшего в результате ЧС, является незаконным, поскольку дан без установления всех обстоятельств, имеющих значение, при решении вопроса о включении лица в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья, пострадавшего в результате ЧС. Поскольку в оспариваемом отказе администрации <адрес> в качестве основания для отказа указано только на наличие у заявителя иного жилого помещения, пригодного для проживания, а судом установлено, что такое жилое помещение у Насоновой Т.Н. отсутствует, соответственно ФИО23 подлежит включению в списки граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу <адрес>.

При таких обстоятельствах требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Михайловского района Амурской области в интересах Насоновой Т.Н. к администрации Михайловского района Амурской области, удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Михайловского района Амурской области о включении Насоновой Т.Н. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилья, пострадавшего в результате ЧС.

Обязать администрацию Михайловского района Амурской области включить ФИО22 в списки граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Кундикова

В окончательной форме решение изготовлено 26.02.2014

2-265/2014 ~ М-120/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Насонова Тамара Николаевна
Прокуратура Михайловского района Амурской области
Ответчики
Администрация Михайловского района Амурской области
Другие
Министерство финансов Амурской области
Администрация Чесноковского сельсовета
Главное Управление Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации стихийных бедствий по Амурской области
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Судья
Кундикова Юлия Викторовна
Дело на странице суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
10.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2014Передача материалов судье
11.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2014Судебное заседание
27.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее