Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1597/2023 от 20.01.2023

                                                             УИД 63RS0044-01-2022-006006-95

                                                     РЕШЕНИЕ

                               ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2023                                                                                  г.Самара

Ленинский районный суд города Самары в составе:

председательствующего судьи Т.А.Турбиной,

при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-1597/2023 по административному исковому заявлению Департамента управления имуществом г.о. Самара к МОСП по ИОИПР по ГУФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП ГУФССП России по <адрес>, мотивируя требования отсутствием вины в несвоевременном исполнении решения суда. Указывав, что решением Ленинского районного суда <адрес> управления имуществом г.о. Самара возложена обязанность предоставить заинтересованным лицам благоустроенное равнозначное по общей площади жилое помещение в пределах г.о. Самара, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении Департамента и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения возложенного на должника обязательства. В связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в замере 50 000 рублей. С указанным постановлением Департамент не согласен, считает его незаконным ввиду следующего. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых их областного бюджета. Процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует определенных временных затрат. Порядок, установленный этим законом и не зависящий от воли органа местного самоуправления, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> литер К признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2024 года». Илларионова А.В. зарегистрирована в муниципальном жилом помещении, в одной комнате в коммунальной <адрес>, жилой площадью м. в доме, расположенном по вышеуказанному адресу. Указанное жилое помещение включено в 4 этап финансирования программы, срок реализации которого установлен 2022-2023. Ссылаясь на данные обстоятельства, Департамент управления имуществом г.о. Самара просит освободить от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП ГУФССП России по <адрес> Идрисовой Л.Н.

         Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное административное дело передано по подсудности для рассмотрения по существу в Ленинский районный суд <адрес> (л.д.40-42).

В судебном заседании представитель административного истца Стюхина Г.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивав на удовлетворении иска, дополнительно сообщив, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом издан приказ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, между Илларионовой А.В. и Департаментом подписан договор социального найма вышеуказанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Представители административных ответчиков, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи, с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.

          В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

           Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом"Об исполнительном производстве", которым предусмотрено, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (статьи 3 и 4 данного Закона).

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Согласно части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 названной статьи. При отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений части 7 статьи 112 указанного выше федерального закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Как разъяснено в пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу указанной нормы исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

При этом в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 654-0).

Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которым суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, то есть если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Таким образом, наличие вины должника в несоблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, должно устанавливаться в каждом конкретном случае.

В силу части 3 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда <адрес>, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу на Департамент управления имуществом г.о.Самара возложена обязанность предоставить Илларионовой А.В., Джуманиязовой К.А., Джуманиязову Д.Т. вне очереди жилое помещение благоустроенное равнозначное по общей площади жилое помещение в пределах г.о. Самара взамен аварийного по адресу: <адрес> литер К.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУФССП России по <адрес> на основании исполнительного листа, выданного судом по вышеуказанному гражданскому делу, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения Департаментом управления имуществом г.о. Самара возложенного на него обязательства (л.д.25-28).

В связи с тем, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП по <адрес> Идрисовой Л.Н. в отношении Департамента управления имуществом г.о. Самара вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д.9-10).

В силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения контрактов, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(пункт 3 части 1 статьи 1).

         Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

Процедура приобретения жилых помещений в соответствии с данным Федеральным законом требует определенных временных затрат.

Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Федерального закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.

Следовательно, предоставление по договору социального найма вне очереди жилого помещения благоустроенного помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, осуществляется должником в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при этом соблюдение предусмотренной законом процедуры объективно исключает возможность исполнения требования исполнительного документа в пятидневный срок.

Из материалов дела следует, что решение суда в настоящее время исполнено, Илларионова А.В. в составе семьи 3 человека обеспечена жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приказом от ДД.ММ.ГГГГ и договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску ГУ ФССП России по <адрес> исполнительное производство -ИП окончено.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку у Департамента управления имуществом г.о. Самара имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный срок.

Следовательно, в спорных правоотношениях взыскание исполнительского сбора означает наложение на должника денежного взыскания без соблюдения принципа справедливости и учета такого существенного обстоятельства, как его вина.

Действия, которые были предприняты административным истцом для исполнения судебного решения с момента возбуждения исполнительного производства до дня вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют об отсутствии оснований для ответственности за нарушение обязательства, при этом суд учитывает отсутствии у должника реальной возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок при принятии всех возможных мер для его исполнения.

Принимая во внимание, что в соответствии с необходимостью соблюдения процедуры, установленной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требующей значительных временных затрат и наличия необходимого финансирования, требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в предусмотренный законом срок, в настоящее время требования исполнительного документа исполнены в полном объеме, суд приходит к выводу, что виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа должником не допущено, в связи с чем полагает возможным административное исковое заявление об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

            На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Департамента управления имуществом г.о. Самара к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП ГУФССП России по <адрес> Идрисовой Л.Н. об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Департамент управления имуществом г.о. Самара от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП ГУФССП России по <адрес> Идрисовой Л.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

            Судья                                                                                     Т.А.Турбина

Копия верна

Судья:

          Решение в окончательной форме изготовлено 18 апреля 2023

2а-1597/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Ответчики
МОСП по ОИП по Самарской области УФССП по Самарской области
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области Идрисова Л.Н.
Другие
Прокурор Промышленного района г.Самары
СПИ МОСП по ИОИПР ГУ ФССП России по Самарской области Яшина В.А.
ГУ ФССП России по Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Турбина Т. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.01.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
20.01.2023Передача материалов судье
24.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее