Решение
Именем Российской Федерации
5 мая 2015 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Григорьева Д.Ю., при секретаре судебного заседания Черкасовой Н.А., с участием представителя истца Магомедова М.А. и ответчика Рамалданова З.С., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к военнослужащему войсковой части 95152 <данные изъяты> Рамалданову ФИО5 о возмещении материального ущерба,
установил:
руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» (далее – УФО) обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит взыскать с Рамалданова в пользу вверенного ему учреждения 55980 рублей в счет возмещения ущерба.
В судебном заседании представитель истца Магомедов поддержал требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, и просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Рамалданов исковые требования руководителя УФО не признал и просил в их удовлетворении отказать ввиду необоснованности, поскольку денежную компенсацию за наем жилого помещения он получал на основании представленных им документов, в том числе и договора найма жилого помещения, заключенного с собственником этого помещения.
Исследовав материалы дела и заслушав сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении иска руководителя УФО по следующим основаниям.
В соответствии с рапортом ответчика от 19 ноября 2014 г., последний просит принять решение о выплате ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения с 1 января 2014 г., приложив в качестве обоснования данного рапорта, в том числе договор найма жилого помещения.
Согласно договору найма жилого помещения 05АА1290515
от 15 ноября 2014 г. Рамалданов заключил указанный договор с гражданином ФИО6 о предоставлении ему одной комнаты в жилом помещении, расположенного по <адрес> <адрес> на период с 1 января по 31 декабря 2014 г.
При этом, как далее следует из приведенного выше договора, право собственности данного жилого помещения Шариповым оформлено
12 ноября 2014 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Факт момента регистрации ФИО7 права собственности жилого помещения по указанному в договоре адресу, с 12 ноября 2014 г., подтвержден нотариусом при совершении данного нотариального действия, в связи с чем, в соответствии с ч. 5 ст. 61 это обстоятельство не требует доказывания.
Согласно копии карточки учета денежной компенсации за поднаем жилья войсковой части 95152, а также справке руководителя УФО и расчета взыскиваемой суммы, за период с 1 января по 11 ноября 2014 г. Рамалданову начислена и выплачена денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения на общую сумму 55980 рублей из расчета 5400 рублей за один месяц.
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 20, финансовое обеспечение воинских частей, в том числе и войсковой части 95152 с 1 октября 2012 г. возложено на федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области».
В исковом заявлении руководитель УФО и в судебном заседании представитель истца Магомедов, в качестве одного из довода сослались на отсутствие оснований для производства Рамалданову денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до момента оформления Шариповым права собственности на указанное выше жилое помещение, то есть
до 12 ноября 2014 г.
Ответчик Рамалданов, возражая против этого довода, представил в суд справку Каспийского филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» от 28 апреля 2016 г. № 330, в соответствии с которой ФИО8 принадлежит целое домовладение в <адрес> на основании договора купли-продажи от 17 ноября 1997 г., что также отражено в техническом паспорте на это домовладение.
Вместе с тем эти доводы ответчика не основаны на законе.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Как следует из положений абз. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом, как следует из абз. 2 той же части и статьи приведенного выше Закона, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, представленные ответчиком документы – справка Каспийского филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» от 28 апреля 2016 г. № и технический паспорт на домовладение, не указывают на нахождение данного домовладения в собственности ФИО9 ранее даты государственной регистрации права, указанной нотариусом при совершении нотариального действия.
Кроме того, в соответствии с пп. 1 и 2 ст. 425 ГК РФ договор вступает в законную силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Анализ данной нормы указывает на то, что наличие в договоре условия о применении заключенного договора к отношениям, возникшим до его заключения, не влияет на определение момента, с которого договор считается заключенным.
Следовательно, датой заключения Рамалдановым договора найма жилого помещения является 15 ноября 2014 г.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случает их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2 и 3 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Аналогичные положения закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (приложение № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации
от 16 июня 2005 г. № 235).
Как следует из п. 14 приведенной выше Инструкции выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего.
Таким образом, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий определено, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его может путем обращения с рапортом о выплате компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права, в связи с чем военнослужащий имеет право на получение такой компенсации со дня обращения к командованию воинской части с соответствующим рапортом.
Данная правовая позиция изложена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. (дело № 205-КГ16-44).
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
Как следует из ч. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
При таких обстоятельствах, поскольку как установлено в судебном заседании, договор найма жилого помещения Рамалдановым заключен 15 ноября 2014 г., право собственности наймодателем ФИО10 оформлено 12 ноября 2014 г., после чего Рамалданов и обратился с рапортом к командиру войсковой части – 19 ноября 2014 г., то требования руководителя УФО, изложенные в рассматриваемом исковом заявлении являются законными и обоснованными, в связи с чем суд удовлетворяет их в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление руководителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к Рамалданову ФИО11 о возмещении материального ущерба, удовлетворить.
Взыскать с Рамалданова ФИО12 в пользу федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» 55980 (пятьдесят пять тысяч девятьсот восемьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Верно
Судья Д.Ю. Григорьев
Секретарь судебного заседания ФИО4