Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-987/2021 ~ М-584/2021 от 29.03.2021

24RS0033-01-2021-001162-67

� � � � � � � � �45;>

РЕШЕНИЕ (заочное)

Именем Российской Федерации

25 мая 2021 года город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пупковой Е.С.,

при секретаре Шабалиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-987/2021 по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Акционерному обществу «Лесосибирский ЛДК №1» о возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное казенное учреждение «Лесная охрана» (далее КГКУ «Лесная охрана») обратилось в суд с иском о возложении на Акционерное общество «Лесосибирский ЛДК №1» (далее АО «Лесосибирский ЛДК №1»), обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу вывезти с квартала №446, выдела №14 лесосеки №2 Зотинского участкового лесничества КГБУ «Нижне-Енисейское лесничество» промышленные отходы производства и потребления на площади 0,09 га, древесину в количестве 2,03 м?.

Свои требования мотивирует тем, что на между Агентством лесной отрасли Красноярского края и АО «Лесосибирский ЛДК №1» заключен договор аренды лесного участка от 30 сентября 2008 года №101-з, согласно которому во временное пользование АО «Лесосибирский ЛДК №1» передан лесной участок на срок 47 лет, находящийся в государственной собственности, общей площадью 211400 га, расположенный на территории Красноярского края КГБУ «Нижне-Енисейское лесничество», предназначенный для заготовки древесины.

Согласно лесной декларации от 31 января 2019 года использование лесов осуществлялось в период с 10 февраля по 07 августа 2019 года.

03 октября 2020 года лесничим Зотинского участкового лесничества КГБУ «Нижне-Енисейское лесничество», в присутствии представителя АО «Лесосибирский ЛДК №1» произведен осмотр места осуществления лесосечных работ в квартале №446, выделе №14 лесосеки 2 Зотинского участкового лесничества КГБУ «Нижне-Енисейское лесничество», в результате чего составлен акт осмотра лесосеки, схема (абрис), сообщение о результатах осмотра лесосеки от 03 октября 2020 года, согласно которым АО «Лесосибирский ЛДК №1» допустило нарушения при проведении лесосечных работ, выраженные в оставлении промышленных отходов с нарушением правил пожарной безопасности (мене 10м от стены леса) на площади 0,09га и невывезенная древесина, с нарушением санитарных правил в количестве 2,03м?.

В соответствии с пп.А п.13 Договора аренды АО «Лесосибирский ЛДК №1» обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и Договором.

В соответствии с приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года №367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 12 «Правил заготовки древесины», утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.12.2020 №993, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков.

Представитель истца – КГКУ «Лесная охрана» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.57), ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.4 на обороте, 62).

Представитель ответчика АО «Лесосибирский ЛДК №1» о дате, времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом (л.д. 56), в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении суду не представил.

Представитель третьего лица КГБУ «Нижне-Енисейское лесничество», извещен надлежащим образом (л.д.58), в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.61).

Представители третьих лиц Агентства лесной отрасли Красноярского края, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, извещенные надлежащим образом (л.д.59,60), в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении суду не представили.

В соответствии с положениями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно части 1 статьи 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

С учетом изложенного, обстоятельств дела, характера действующих ограничений, отсутствия ходатайств участников производства по делу от отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, полагая, что ответчик, не приняв мер к явке в судебное заседание, определил для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе, в отсутствие ответчика, в соответствии со статьями 167, 233 ГПК РФ, в порядке заочного производства.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу части 2 статьи 16.1 Лесного кодекса РФ, лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений.

После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки (ч. 3 ст. 16.1 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 27 июня 2016 года №367 утвержден Порядок осмотра лесосеки.

Согласно пункту 2 данного Порядка осмотр лесосек, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - лица, осуществляющие осмотр лесосек).

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статье 78 указанного Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 (ред. от 30.11.2017) "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (действуют с 01 января 2021 года).

В соответствии с подпунктом «к» пункта 12 данных Правил при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).

Аналогичные положения содержались в Правилах заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 года № 474, действовавших до 31.12.2020 года.

Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 20 Правил, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

В соответствии с пунктом 35 Правил, при проведении рубок лесных насаждений осуществляется очистка мест рубок от порубочных остатков в соответствии с утвержденным порядком проведения лесосечных работ.

Очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с законодательством в области обращения с отходами (пункт 45 Правил).

В силу п. 16 и п.п. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года №417 (действовавших до 31.12.2020 года), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

Аналогичные требования содержатся в п. 26 и п.п. «б» п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N1614, которые действуют на территории Российской Федерации с 01.01.2021 года.

В соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 года N № "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В соответствии с п. 27 указанного Постановления при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В судебном заседании установлено, что на основании договора аренды лесного участка от 30.09.2008 №101-з, дополнительного соглашения, ответчик является арендатором лесного участка 211400 га, расположенного на территории Красноярского края КГБУ «Нижне-Енисейское лесничество», в том числе, квартала №446, предназначенного для заготовки древесины (л.д.5-11).

В соответствии с пп. «а» п.13 Договора аренды АО «Лесосибирский ЛДК №1» обязано использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и Договором.

Согласно лесной декларации от 31 января 2019 года, использование лесов осуществлялось в период с 10 февраля 2019 года по 07 августа 2019 года (л.д.22-23).

03 октября 2020 года лесничим Зотинского участкового лесничества КГБУ «Нижне-Енисейское лесничество» в присутствии представителя ответчика проведен осмотр места осуществления лесосечных работ в квартале №446, выделе №14, лесосеке №2 Зотинского участкового лесничества КГБУ «Нижне-Енисейское лесничество» (л.д.26-27).

В результате осмотра составлено сообщение о результатах осмотра лесосеки 66 от 03 октября 2020 года (л.д.24), схема (абрис) (л.д.28), ведомость (л.д.29), согласно которым ответчик допустил нарушения при проведении лесосечных работ, выраженные в оставлении промышленных отходов производства и потребления, с нарушением правил пожарной безопасности (менее 10м. от стены леса) на площади 0,09 га и оставление древесины с нарушением санитарных правил в количестве 2,03 м3.

Совокупность представленных доказательств подтверждает факт допущения ответчиком требований лесного и противопожарного законодательства, поскольку после окончания рубки отходы производства и потребления и древесина не удалены.

Указанное ответчиком не оспаривается.

Таким образом, требования истца о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства обоснованы и подлежат удовлетворению.

Учитывая реальное исполнение решения суда, суд считает, что обязанность по устранению нарушений лесного законодательства следует возложить на ответчика в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.

Статьей 333.19 Налогового кодекса РФ установлено, что при подаче в суд общей юрисдикции искового заявления неимущественного характера для организаций государственная пошлина уплачивается в размере 6000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Лесосибирский ЛДК №1» произвести работы по очистке лесосеки от порубочных остатков (промышленные отходы производства и потребления) на площади 0,09га и древесины в количестве 2,03 м3, в квартале №446, выдела №14 лесосеки №2 Зотинского участкового лесничества КГБУ «Нижне-Енисейское лесничество», в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Акционерного общества «Лесосибирский ЛДК №1» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Е.С. Пупкова

Мотивированное решение составлено 01 июня 2021 года.

2-987/2021 ~ М-584/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГБУ Лесная охрана
Ответчики
АО ЛДК № 1
Другие
Агентство лесной отрасли Красноярского края
КГБУ Нижне-Енисейское лесничество
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Пупкова Е.С.
Дело на сайте суда
lesosib--krk.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2021Передача материалов судье
30.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2021Подготовка дела (собеседование)
19.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
03.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
29.09.2021Дело оформлено
05.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее