Апелляционное дело №33-1067/2020 Докладчик Агеев О.В. |
Дело в суде 1 инстанции №2-3384/2019 Судья Индрикова М.Ю. УИД 21RS0024-01-2019-004117-64 |
11 марта 2020 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Александровой А.В.,
при секретаре Владимирове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Лекарева Владимира Владимировича к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, поступившее по апелляционной жалобе ЛекареваВ.В. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия
установила:
ЛекаревВ.В. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г.Чебоксары о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Требования истцом мотивированы тем, что он является инвалидом 1 группы по ..., проживает в собственной однокомнатной квартире, расположенной по адресу: г.Чебоксары, пер...., д...., корп.1, кв...., в которой помимо него проживает его совершеннолетний сын. Имея целью улучшить свои жилищные условия, он обратился с заявлением в администрацию Калининского района г.Чебоксары о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении возможности приобрести жилье на льготных условиях для одного человека. 18 сентября 2019 года администрацией Калининского района г.Чебоксары отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Истец полагает такой отказ незаконным, так как является инвалидом 1 группы, а проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи не отвечает санитарно-техническим нормам.
Истец Лекарев В.В. просил признать отказ администрации Калининского района г.Чебоксары от 18 сентября 2019 года о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании истец Лекарев В.В. и его представитель БелковГ.А. поддержали исковые требования по изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары КупринаА.В. исковые требования не признала, полагая их необоснованными. В объяснениях указала, что истец обеспечен жильем, ему принадлежит двухкомнатная квартира общей площадью 41 кв.м. Истцом не представлено сведений о наличии у него заболевания, препятствующего совместному с ним проживанию. Инвалидность по ... таким заболеванием не является.
Третье лицо администрация г.Чебоксары извещено о времени и месте судебного заседания, представитель в суд не явился.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 декабря 2019 года постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Лекарева Владимира Владимировича к администрации г.Чебоксары о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета».
Указанное решение суда обжаловано истцом ЛекаревымВ.В. В апелляционной жалобе он указал основания, по которым считает решение суда неправильным: он является инвалидом первой группы по общему заболеванию по ..., проживает в собственной квартире по адресу: г.Чебоксары, пер...., д...., корп.1, кв...., в которой кроме него проживает его сын со своей супругой и дочерью; жилое помещение не отвечает санитарно-техническим нормам, так как расположено на первом этаже, в нем сыро, насекомые, холодно зимой, отсутствует балкон.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ЛекаревВ.В. и его представитель Белков Г.А. апелляционную жалобу поддержали.
Представитель ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары Купринов А.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица администрации г.Чебоксары в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, хотя был извещен о времени и месте его проведения. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ЛекаревВ.В. проживает в однокомнатной квартире №... в доме №... корп.1 пер.... г.Чебоксары Чувашской Республики, общей площадью 41,1 кв.м., принадлежащей ему на праве собственности. В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и проживают два человека: сам ЛекаревВ.В. и его сын ЛекаревА.В., что подтверждается справкой о составе семьи, выданной управляющей компанией ООО «Текстильщик» (л.д. 18).
Сыну истца Лекарева В.В. - ЛекаревуА.В. также принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 34,6 кв.м, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул...., д...., кв.....
5 августа 2019 года истец Лекарев В.В. обратился в администрацию Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2. В заявлении указал об отсутствии у него других членов семьи, к заявлению приложил необходимые документы, в том числе справку серии МСЭ-2016 № 1588822, выданную Бюро № 4- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» Минтруда России об установлении ему второй группы инвалидности бессрочно по общему заболеванию (инвалид по ...).
Письмом от 16 августа 2019 года № 05-26/56 заместитель главы администрации Калининского района г.Чебоксары – председатель районной комиссии по жилищным вопросам Афанасьев Ю.В. сообщил истцу Лекареву В.В. о рассмотрении 15 августа 2019 года его заявления на районной комиссии по жилищным вопросам при администрации района и отсутствии возможности удовлетворить просьбу заявителя о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением площадью 41,1 кв.м. при учетной норме 14,5 кв. м, установленной постановлением главы администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 129 (л.д. 25).
Письмом от 18 сентября 2019 года № 02-23/Л-1093 исполняющий обязанности главы администрации Калининского района г.Чебоксары Афанасьев Ю.В. сообщил истцу о рассмотрении администрацией района его заявления с просьбой поставить на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма. В письме для истца приведены нормативные правовые акты о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и сообщено о ранее принятом районной комиссией по жилищным вопросам решении от 15 августа 2019 года об отказе в удовлетворении ранее поданного заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.6).
30 августа 2019 года истец был освидетельствован в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы и актом комиссии ему на срок до 1 сентября 2021 года установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию (по ...), о чем истцу ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» Минтруда России 19 сентября 2019 года выдана справка МСЭ-2018 №0786581.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что уровень жилищной обеспеченности истца превышает учетную норму площади жилого помещения, и у администрации Калининского района г.Чебоксары не имелось оснований постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; непригодность жилого помещения для проживания истцом не доказана.
Судебная коллегия считает, что по доводам апелляционной жалобы решение суда не подлежит отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исходя из приведенной нормы статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и искового заявления истца следует, что по делу необходимо проверить законность отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, наличие у истца права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Статья 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в том числе обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Истец Лекарев В.В. не относится к числу лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», так как он не является членом семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, соответствующие доказательства в суд не представил. Следовательно, требование о признании за истцом Лекаревым В.В. права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» не подлежит удовлетворению.
Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает порядок обеспечения инвалидов жильем, при котором необходимым условием является признание инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так, согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1); инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 3 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1); проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 постановления администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2005 года № 129 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления» установить с 1 марта 2005 года по г.Чебоксары Чувашской Республики учетную норму площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека и норму предоставления по договору социального найма - 16,0 кв. м.
С учетом положений пункта 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения определяется из суммарной общей площади квартиры, принадлежащей истцу Лекареву В.В., и общей площади, приходящейся на 1/3 долю в праве общей долевой собственности сына истца Лекарева А.В. в квартире, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул...., д...., кв..... Исходя из суммарной общей площади, занимаемой истцом ЛекаревымВ.В. и его сыном жилого помещения, на каждого члена семьи приходится по 26,31 кв.м жилой площади (41,10+34,6:3) : 2, что более учетной нормы в 14,5 кв. м, установленной в г.Чебоксары Чувашской Республики.
Проживание иных лиц в квартире истца им не доказано, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о проживании в его квартире супруги сына с дочерью отклоняются судебной коллегией.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, установлены основания и порядок для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно названному Положению порядок для признания жилого помещения непригодным для проживания включает в себя в том числе представление собственником жилого помещения в специально созданную комиссию заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания, оценку соответствия помещения установленным требованиям, работу комиссии, составление заключения (пункты 42- 52).
Истец Лекарев В.В. не представил доказательства обращения в администрацию Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию несоответствия квартиры, в которой он проживает, установленным для жилых помещений требованиям, с приложением всех необходимых документов, в том числе заключения комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Также из письма исполняющего обязанности главы администрации Калининского района г.Чебоксары Афанасьев Ю.В. от 18 сентября 2019 года № 02-23/Л-1093 не следует отказ истцу Лекареву В.В. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию соответствия квартиры, в которой он проживает, установленным для жилых помещений требованиям.
Таким образом, истец Лекарев В.В. по условиям обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы не может быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на него приходится общая площадь жилого помещения более учетной нормы. По условиям несоответствия жилого помещения требованиям для жилых помещений истец также не может быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как решение об отказе в постановке на учет по этому основанию ответчиком не принималось, истец не доказал признание жилого помещения непригодным для проживания.
В своем исковом заявлении и апелляционной жалобе истец необоснованно ссылается на пункт 2 Правил предоставления льгот инвалидам по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, которое утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2018 года № 410 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901».
В апелляционной жалобе истец ссылается на несуществующий пункт 16 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, устанавливается норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии).
Ссылка истца на норматив общей площади жилого помещения является необоснованной, так как такой норматив не используется при решении вопроса о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Лекарева Владимира Владимировича на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 10 декабря 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Александрова А.В.