Дело № 33-1490
Докладчик Хомякова М.Е.
Судья Кальная Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Чурсиной Е.В., Хомяковой М.Е.
с участием адвоката Латышева В.С.
при секретаре Богданчиковой М.В.
в открытом судебном заседании в г.Орле рассматривала гражданское дело по иску Кузнецова Александра Сергеевича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и назначении пенсии по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г.Орла от 20 июня 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кузнецова Александра Сергеевича к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, назначении пенсии с даты возникновения права на нее удовлетворить.
Признать за Кузнецовым Александром Сергеевичем право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Кузнецову Александру Сергеевичу выплату пенсии с 11 февраля 2012 года».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., объяснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Кузнецова А.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Кузнецов А.С. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ г. Орла и Орловского района Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, назначении пенсии с даты возникновения права на неё.
В обосновании иска было указано, что с июня 1985 года по 28.02.2006 года постоянно проживал без регистрации в д.<адрес>. Указанный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Однако, при обращении в УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области для назначения пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста ему было отказано, по тем основаниям, что спорный период проживания не подтвержден регистрацией. Данный отказ пенсионного органа является незаконным, поскольку, несмотря на отсутствие у него регистрации в указанный период, он со своей семьей постоянно проживал в <адрес>.
По изложенным основаниям после уточнения иска Кузнецов А.С. просил признать за ним право на получение льготной пенсии с учётом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 11 февраля 2012 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда ввиду нарушения норм материального права.
Считает необоснованным вывод суда об удовлетворении требований истца, поскольку Кузнецов А.С. проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 1985 года по февраль 2006 года без регистрации, которая является подтверждением постоянного проживания на территории зоны.
Полагает, что отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не признан судом необоснованным, в связи с чем оснований для признания права на назначение пенсии с 11февраля 2012 года не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу ст. 19 вышеназванного Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 того же Закона).
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Статьей 7 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС закреплено, что границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации.
До 01.02.1998 года применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-Р.
С 01.02.1998 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582.
По данным перечням территория населенного пункта <адрес> отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.1 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 данного Закона, а также п.4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Как следует из материалов дела, Кузнецов А.С. обратился 30.01.2012 года в ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области года с заявлением о назначении пенсии.
Письмом от 14 февраля 2012 года за № ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области отказало Кузнецову А.С. в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.к. период проживания на загрязнённой территории, подтверждённый регистрацией по месту жительства в <адрес> с 28.02.2006 года по дату обращения в пенсионный орган составил 05 лет 11 месяцев 04 дня, что даёт право на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста на 1 год. Период проживания с 12.10.1988 года по 27.02.2006 года не подтвержден регистрацией по месту жительства. Кузнецову А.С. рекомендовано повторно обратиться с заявлением о назначении пенсии в возрасте 54-х лет (л.д.14).
Согласно паспорта Кузнецова А.С., <дата> рождения, он с 12.07.1980 года по 09.02.2006 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 28.02.2006 года зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 40).
Однако, обстоятельства проживания Кузнецова А.С. в указанном выше населенном пункте в спорный период времени подтверждаются письменными доказательствами по делу: справкой администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области № от 19.01.2012 года согласно которой Кузнецов А.С. с 12 октября 1988 года по 28 февраля 2006 года постоянно проживал без регистрации в <адрес> (л. д. 12); личной карточкой формы Т-2, из которой усматривается, что домашним адресом Кузнецова А.С., работающего в Филиале <...>» с 29.09.1980 года, являлся сначала : <адрес>, затем: <адрес> (л.д. 19-20); копиями похозяйственных книг (лицевой счёт №), содержащих сведения о проживании Кузнецова А.С. по адресу: <адрес>, в период с 2002 года по 2006 год, сведениями о регистрации 08.06.1985 брака Кузнецова А.С. с ФИО1, зарегистрированной и проживающей с 1972 года по спорному адресу; свидетельствами о рождении детей : дочери ФИО2 и сына ФИО3, которые в периоды обучения в общеобразовательных учреждениях значились как проживающие по адресу: <адрес> (л.д. 9, 10, 11,47,48-50,51-52,53-54); сведениями домовой книги (л.д. 16-18), техническим паспортом домовладения № по <адрес>, составленным 15.01.1990 года (л.д. 59-60), принадлежащим на праве собственности супруге Кузнецова А.С., куда Кузнецовым А.С. приобреталось газовое оборудование (л.д.31-38), удостоверениями граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданных на имя ФИО1 ФИО2, ФИО3 (л.д. 6-7).
Факт проживания истца на загрязненной территории в спорный период подтвердили допрошенные судом свидетели ФИО4, ФИО5, постоянно проживающие в <адрес> в спорный период, а также свидетели ФИО6 и ФИО7, проживающие по адресу: <адрес>, откуда Кузнецов А.С. после регистрации брака с ФИО1 выехал на постоянное место жительства в д.<адрес>.
При таких обстоятельствах, суд, разрешая спор, пришел к правильному выводу о признании за Кузнецовым А.С. права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в период с 12 октября 1988 года по 27 февраля 2006 года в <адрес>, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем обоснованно удовлетворил иск Кузнецова А.С.
Доводы апелляционной жалобы об отмене решения ввиду отсутствия у Кузнецова А.С. регистрации по адресу проживания в спорные периоды времени на территории с льготным социально-экономическим статусом, являются несостоятельными, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, установлен факт проживания истца по момент обращения к ответчику за назначением пенсии в д. <адрес>. Кроме того, предоставление гражданам РФ льгот, вследствие проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у них регистрации по фактическому месту жительства.
Также судебная коллегия признает правильным вывод суда о законности требований истца о назначении пенсии с 11.02.2012 года (даты возникновения права на получение пенсии), так как в силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Удовлетворяя требования истца в данной части, суд верно указал, что поскольку право Кузнецова А.С. на досрочную трудовую пенсию, с учетом признания ответчиком в досудебном порядке за истцом права на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и права на назначение пенсии в возрасте 55 лет в соответствии с пп.5 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также с учётом включения спорного периода, возникло с момента достижения им пятидесяти двух лет, а в пенсионный фонд он обратился ранее, то пенсия ему должна быть назначена с даты возникновения права, т.е. с 11.02.2012 года.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда первой инстанции мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и оснований для признания их незаконными нет.
Таким образом, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, приходит к выводу, что нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 20 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Дело № 33-1490
Докладчик Хомякова М.Е.
Судья Кальная Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Чурсиной Е.В., Хомяковой М.Е.
с участием адвоката Латышева В.С.
при секретаре Богданчиковой М.В.
в открытом судебном заседании в г.Орле рассматривала гражданское дело по иску Кузнецова Александра Сергеевича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и назначении пенсии по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г.Орла от 20 июня 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кузнецова Александра Сергеевича к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, назначении пенсии с даты возникновения права на нее удовлетворить.
Признать за Кузнецовым Александром Сергеевичем право на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со ст.34 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 (три) года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить Кузнецову Александру Сергеевичу выплату пенсии с 11 февраля 2012 года».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., объяснения представителя ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Кузнецова А.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Кузнецов А.С. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ г. Орла и Орловского района Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, назначении пенсии с даты возникновения права на неё.
В обосновании иска было указано, что с июня 1985 года по 28.02.2006 года постоянно проживал без регистрации в д.<адрес>. Указанный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Однако, при обращении в УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области для назначения пенсии с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста ему было отказано, по тем основаниям, что спорный период проживания не подтвержден регистрацией. Данный отказ пенсионного органа является незаконным, поскольку, несмотря на отсутствие у него регистрации в указанный период, он со своей семьей постоянно проживал в <адрес>.
По изложенным основаниям после уточнения иска Кузнецов А.С. просил признать за ним право на получение льготной пенсии с учётом снижения пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на три года, обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 11 февраля 2012 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда ввиду нарушения норм материального права.
Считает необоснованным вывод суда об удовлетворении требований истца, поскольку Кузнецов А.С. проживал в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 1985 года по февраль 2006 года без регистрации, которая является подтверждением постоянного проживания на территории зоны.
Полагает, что отказ истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости не признан судом необоснованным, в связи с чем оснований для признания права на назначение пенсии с 11февраля 2012 года не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В силу ст. 19 вышеназванного Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 того же Закона).
В связи с принятием Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006г. № 403-О назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Статьей 7 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС закреплено, что границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством Российской Федерации.
До 01.02.1998 года применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-Р.
С 01.02.1998 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582.
По данным перечням территория населенного пункта <адрес> отнесена к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.1 Закона РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 данного Закона, а также п.4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Из указанной нормы следует, что эта форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
Как следует из материалов дела, Кузнецов А.С. обратился 30.01.2012 года в ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области года с заявлением о назначении пенсии.
Письмом от 14 февраля 2012 года за № ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области отказало Кузнецову А.С. в назначении пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», т.к. период проживания на загрязнённой территории, подтверждённый регистрацией по месту жительства в <адрес> с 28.02.2006 года по дату обращения в пенсионный орган составил 05 лет 11 месяцев 04 дня, что даёт право на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста на 1 год. Период проживания с 12.10.1988 года по 27.02.2006 года не подтвержден регистрацией по месту жительства. Кузнецову А.С. рекомендовано повторно обратиться с заявлением о назначении пенсии в возрасте 54-х лет (л.д.14).
Согласно паспорта Кузнецова А.С., <дата> рождения, он с 12.07.1980 года по 09.02.2006 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 28.02.2006 года зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 40).
Однако, обстоятельства проживания Кузнецова А.С. в указанном выше населенном пункте в спорный период времени подтверждаются письменными доказательствами по делу: справкой администрации Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области № от 19.01.2012 года согласно которой Кузнецов А.С. с 12 октября 1988 года по 28 февраля 2006 года постоянно проживал без регистрации в <адрес> (л. д. 12); личной карточкой формы Т-2, из которой усматривается, что домашним адресом Кузнецова А.С., работающего в Филиале <...>» с 29.09.1980 года, являлся сначала : <адрес>, затем: <адрес> (л.д. 19-20); копиями похозяйственных книг (лицевой счёт №), содержащих сведения о проживании Кузнецова А.С. по адресу: <адрес>, в период с 2002 года по 2006 год, сведениями о регистрации 08.06.1985 брака Кузнецова А.С. с ФИО1, зарегистрированной и проживающей с 1972 года по спорному адресу; свидетельствами о рождении детей : дочери ФИО2 и сына ФИО3, которые в периоды обучения в общеобразовательных учреждениях значились как проживающие по адресу: <адрес> (л.д. 9, 10, 11,47,48-50,51-52,53-54); сведениями домовой книги (л.д. 16-18), техническим паспортом домовладения № по <адрес>, составленным 15.01.1990 года (л.д. 59-60), принадлежащим на праве собственности супруге Кузнецова А.С., куда Кузнецовым А.С. приобреталось газовое оборудование (л.д.31-38), удостоверениями граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданных на имя ФИО1 ФИО2, ФИО3 (л.д. 6-7).
Факт проживания истца на загрязненной территории в спорный период подтвердили допрошенные судом свидетели ФИО4, ФИО5, постоянно проживающие в <адрес> в спорный период, а также свидетели ФИО6 и ФИО7, проживающие по адресу: <адрес>, откуда Кузнецов А.С. после регистрации брака с ФИО1 выехал на постоянное место жительства в д.<адрес>.
При таких обстоятельствах, суд, разрешая спор, пришел к правильному выводу о признании за Кузнецовым А.С. права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с постоянным проживанием в период с 12 октября 1988 года по 27 февраля 2006 года в <адрес>, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем обоснованно удовлетворил иск Кузнецова А.С.
Доводы апелляционной жалобы об отмене решения ввиду отсутствия у Кузнецова А.С. регистрации по адресу проживания в спорные периоды времени на территории с льготным социально-экономическим статусом, являются несостоятельными, поскольку совокупностью собранных по делу доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, установлен факт проживания истца по момент обращения к ответчику за назначением пенсии в д. <адрес>. Кроме того, предоставление гражданам РФ льгот, вследствие проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у них регистрации по фактическому месту жительства.
Также судебная коллегия признает правильным вывод суда о законности требований истца о назначении пенсии с 11.02.2012 года (даты возникновения права на получение пенсии), так как в силу ч.1 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Удовлетворяя требования истца в данной части, суд верно указал, что поскольку право Кузнецова А.С. на досрочную трудовую пенсию, с учетом признания ответчиком в досудебном порядке за истцом права на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на 1 год в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и права на назначение пенсии в возрасте 55 лет в соответствии с пп.5 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также с учётом включения спорного периода, возникло с момента достижения им пятидесяти двух лет, а в пенсионный фонд он обратился ранее, то пенсия ему должна быть назначена с даты возникновения права, т.е. с 11.02.2012 года.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда первой инстанции мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и оснований для признания их незаконными нет.
Таким образом, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, приходит к выводу, что нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 20 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи