УИД: 66RS0009-01-2021-005888-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 27 января 2022 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре Шушаковой В.В.,
с участием прокурора Эдилова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-438/2022 по иску прокурора Ленинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Строительные технологии» о возложении обязанности по оснащению многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета потребления коммунальных ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Ленинского района г.Нижний Тагил, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к УК «Строительные технологии», в котором просит обязать управляющую компанию ООО УК «Строительные технологии» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению, за счет средств собственников помещений многоквартирного <адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета потребления коммунальных ресурсов горячего водоснабжения и центрального отопления и сдать в эксплуатацию установленный прибор учета.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Ленинского района г. Нижний Тагил проведена проверка исполнения управляющими компаниями требований Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ), в ходе которой в бездействии управляющей компании ООО УК «Строительные технологии» установлены нарушения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Ответчиком, в нарушение п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в многоквартирном <адрес> не установлены коллективные (общедомовые) приборы учета горячего водоснабжения и центрального отопления. Многоквартирный дом находится в управлении ООО УК «Строительные технологии». Из информации, представленной АО «Регионгаз-Инвест» в прокуратуру района следует, что общедомовой прибор учета ГВС и ЦО в многоквартирном доме не установлен. Согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Па основании п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок коммунальных услуг (управляющими организациями) за счет собственников помещений указанных домов в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Оборудование многоквартирного дома общедомовым прибором учета воды предусмотрено законом, соответствует интересам граждан, проживающих в нем, является их обязанностью, а не правом. Отсутствие прибора учета влечет нарушение жилищных прав неопределенного числа потребителей в многоквартирных домах на оплату фактически полученных коммунальных услуг. Исковые требования прокурором заявлены в интересах неопределенного круга лиц, чьи права могут быть нарушены, поскольку мероприятия по энергосбережению, в том числе и по установке общедомовых приборов учета воды носят долгосрочный характер и направлены на реализацию прав и законных интересов собственников и пользователей, нанимателей жилых помещений, расположенных в спорных домах.
В судебном заседании помощник прокурора Эдилов А.Ю. заявленные исковые требования поддержал по доводам и основания, указанным в исковом заявлении. Суду пояснил, что несмотря на наличие технической возможности до настоящего времени приборы учета в многоквартирном доме не установлены.
Представитель ответчика ООО УК «Строительные технологии» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет. Согласно почтового уведомления, определение о подготовке, повестка получены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Ходатайств об отложении дела суду не поступало.
Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 указанного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению домов коллективными приборами учета, установка таких приборов должна быть произведена соответствующими исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями) за счет собственников помещений указанных домов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 г. № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового ) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ издано постановление №, которым утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включённых в утверждённый в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт «и»); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт «к»).
В силу части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.
Частью 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включённые в утверждённый перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объёма используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объёма используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно про водить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их про ведение, объёма ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (пункт 7 статьи 12 Закона № 261-ФЗ).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона № 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Работы по установке приборов учёта используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включённые в утверждённый в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключённого договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что многоквартирный <адрес> находится в управлении ООО УК «Строительные технологии», что подтверждается скриншотом с сайта ГИС ЖКХ.
Согласно информации, предоставленной АО «Регионгаз-Инвест» от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Ленинского района г.Н.Тагила Свердловской области многоквартирный дом не оборудован общедомовыми приборами учета ГВС и ЦО, техническая возможность установки приборов учета в указанном доме имеется.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что при наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета многоквартирный дом общедомовыми приборами учета ГВС и ЦО не оснащен, ответчиком обратного не представлено.
В соответствии с договором управления управляющая организация взяла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Коллективные (общедомовые) приборы учета теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, о чем указано в пункте 6 Правил N 491.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В Правилах N 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, к которым в соответствии с пунктом 1 данных Правил относится ООО «ГРАНТ», по обеспечению установки и вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт «с» пункта 31 Правил N 354).
Таким образом, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, отнесено приведенными выше нормами к числу обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что собственники многоквартирных домов, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ (день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ) обязаны до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае не выполнения данной обязанности собственниками многоквартирного дома, выполнение указанных действий возлагается в обязательном порядке на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика, как соответствующую организацию, обязанность оснастить данный многоквартирный жилой дом коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды, центрального отопления и сдать в эксплуатацию установленные приборы учета.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Предложенный прокурором срок продолжительностью до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом необходимости совершения действий по оснащению многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета ГВС и ЦО и сдачи в эксплуатацию, начала отопительного сезона носит разумный характер.
При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Требования прокурора по делу удовлетворены, ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден.
При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Строительные технологии» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению многоквартирного <адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета горячего водоснабжения и центрального отопления и сдать в эксплуатацию установленные приборы учета.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Строительные технологии» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 27 января 2022 года.
<...>
<...>
Судья - Ершова Т.Е.