Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3644/2013 ~ М-3050/2013 от 15.07.2013

2-3644 /2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2013 года

Октябрьский районный суд г. Ижевска

в составе:

председательствующего судьи Нуриевой В.М.

при секретаре Глухове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гришиной Т.Д. о признании незаконным распоряжения Администрации Октябрьского района г. Ижевска в снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

у с т а н о в и л:

Гришина Т.Д. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий Администрации Октябрьского района г. Ижевска о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., является собственником <данные изъяты> вышеуказанной квартиры.

<дата> истец была поставлена на учет на улучшение жилищных условий.

<дата> распоряжением Администрации Октябрьского района г. Ижевска истец был снят с учета на улучшение жилищных условий на основании п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.

По мнению заявителя решение Администрации г. Ижевска является незаконным, в связи с чем за защитой своих интересов заявитель обратилась в суд.

В судебное заседание заявитель не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была надлежащим образом извещена, в суд представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя в соответствии со ст. 257 ГПК РФ.

Представитель заявителя Гришина Н.С., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, требования по обстоятельствам, изложенным в заявлении, поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации г. Ижевска Лысова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявление не признал, по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силуст. 72Конституции Российской Федерации ист. 5Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения, не урегулированные федеральным законом, но не должны ему противоречить.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Защита гражданских прав, согласно ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.)

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Согласно ст. 13ГКРФненормативный актгосударственного органаили органа местного самоуправления, авслучаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, несоответствующие законуили иным правовым актам инарушающие гражданские права иохраняемые законом интересы гражданинаили юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, для признания судом незаконными оспариваемого решения, являющегося ненормативным актом органа местного самоуправления (в рассматриваемом случае – Администрации Октябрьского района г. Ижевска ) необходимо установить, что оно нарушает права или создает угрозу нарушения прав заявителя.

Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде установлен ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а именно малоимущим гражданам.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом согласно ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. В силу ч. 3 приведенной нормы права решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в судебном порядке.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" принято решение о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона РФ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

По смыслу данного закона, направленного на укрепление гарантий социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, право на меры социальной поддержки, дополнительно к указанным ранее, приобрели и супруги умерших участников ВОВ. Указанным законом расширен и уточнен круг членов семей ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которым предоставляются меры социальной поддержки.

В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Закона РФ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до..., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после..., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При этом в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено такое понятие, как "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

В судебном заседании установлено, что Гришина Т.Д. является вдовой участника Великой Отечественной войны Гришина С.Г. умершего <дата> года, в повторный брак после смерти мужа не вступала.

Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска от <дата> <номер> Гришина Т.Д. была принят на учет на улучшение жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны.

Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска от <дата> <номер> Гришина Т.Д. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, которое было направлено в адрес заявителя <дата>, которое заявителем получено <дата>, что подтверждается почтовой корреспонденцией.

Указанные обстоятельства не оспариваются представителем Администрации Октябрьского района г.Ижевска.

Таким образом, заявитель о нарушении своего права узнала <дата>, заявление в суд ею подано <дата>, срок для обращения в суд заявителем не пропущен.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы завяленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявителя, в связи с чем суд всесторонне и полно рассматривает заявленные требования с учетом всех положенных в их обоснование доводов и аргументов с целью вынесения законного и обоснованного решения по делу.

Истец просит признать распоряжение главы Администрации Октябрьского района г.Ижевска от <дата> <номер> о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещений т.к. считает, что жилая площадь в которой истец проживает со своей семьей менее учетной нормы на одного человека, имеющее право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем.

Суд признает указанные доводы и основания несостоятельными по следующим основаниям.

Доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм права.

Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2) устанавливает, что объем средств на приобретение жилья определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

Установленные в подпункте "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и пункте 2 части 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" размеры общей площади жилья применяются только для определения размера причитающихся соответствующим категориям граждан социальных выплат в целях обеспечения их жильем и не регулируют правоотношения, связанные с признанием граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений и, в частности, с установлением учетной нормы жилой площади.

Как следует из распоряжения Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска от <дата> <номер> заявитель была снята с учета нуждающихся для улучшения жилищных условий по п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в соответствии с которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно поквартирной карточки Гришина Т.Д. <дата> года рождения зарегистрирована и проживает в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> вместе с ней зарегистрированы и проживают члены ее семьи : <данные изъяты>

Указанная квартира находится в долевой собственности <данные изъяты> на основании договора передачи жилого помещения в собственность от <дата> <номер>.

Как следует из решения Городской думы от 28 июля 2005 года №349 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Ижевска» (п. 1.2.), учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв.м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан. нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как указывалось выше Гришина Т.Д. проживает совместно со своим сыном Гришиным С.С., который в собственности имеет жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> ( общая площадь <данные изъяты>.), квартира, расположенная по адресу: <адрес>

Таким образом, общая суммарная площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи Гришиной Т.Д. составляет 143,7 кв. м (на каждого приходится по 23,95 кв. м (143,7 : 6) и оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имелось.

Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 этого Кодекса оснований снятия их с учета.

В силу положения пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Ни Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", ни Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривают обеспечение жильем тех граждан соответствующих категорий, которые не нуждаются в улучшении жилищных условий.

Критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий, отличные от установленных в жилищном законодательстве, о которых говорилось ранее, поименованные правовые акты не устанавливают.

На основании вышеизложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Гришиной Т.Д. о признании незаконным распоряжения Администрации Октябрьского района г. Ижевска в снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-3644/2013 ~ М-3050/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гришина Татьяна Дмитриевна
Другие
Администарция Октябрьского района г. Ижевска
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
_Нуриева Василя Мансуровна
Дело на сайте суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
15.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2013Передача материалов судье
15.07.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.08.2013Предварительное судебное заседание
15.08.2013Судебное заседание
20.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2014Дело оформлено
04.02.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее