РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2018г. г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Каляевой Ю.С.,
при секретаре Лебедевой О.С.,
с участием представителя административного истца Ломакина В.В.,
административного ответчика Тутаевой Т.В.,
заинтересованного лица Григорьева Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-№ по административному исковому заявлению Тураевой М. В. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Тутаевой Т.В., УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Тураева М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, указав, что на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. в ОСП по <адрес> возбуждено исполнительное производство № о взыскании с Григорьева Н.В. алиментов на содержание детей в размере 1/4 доли доходов ежемесячно в пользу Тураевой М.В.
В нарушение Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебным приставом-исполнителем не произведен полный комплекс мер по правильному и своевременному исполнению решения суда. При выходе по месту жительства должника не отобрано объяснение у жителей данной квартиры, не осуществлен арест и оценка имущества, а также не объявлен розыск должника по исполнительному производству. Такое бездействие судебного пристава-исполнителя нарушает права и законные интересы административного истца.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения, административный истец просила признать бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> Тутаевой Т.В. незаконными, обязать судебного пристава-исполнителя провести полный комплекс мер, предусмотренный Федеральным законом «Об исполнительном производстве» для исполнения решения суда.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве административных ответчиков по административному делу привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> Тутаева Т.В., УФССП России по <адрес>, в качестве заинтересованного лица привлечен Григорьев Н.В.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основания, просил удовлетворить. Пояснил, что административный истец обращалась по вопросу исполнения решения суда в прокуратуру <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. В суд с административным исковым заявлением не обращалась в силу тяжелого материального положения и юридической неграмотности.
В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> Тутаева Т.В. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления Тураевой М.В., ссылаясь на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В адрес суда представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. В удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Григорьев Н.В. в судебном заседании пояснил, что от судебных приставов не скрывается.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Тураевой М.В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Частью 1 ст. 12, статьей 13 Закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что судебный пристав в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Из содержания статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", следует, что с целью исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе, запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу положений статей 64, 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании алиментов в размере 1/4 доли доходов ежемесячно, в отношение должника Григорьева Н.В. возбуждено исполнительное производство №.
Как следует из материалов исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем проведена проверка по установлению места нахождения должника, его имущества и доходов, были сделаны запросы в регистрирующие органы. В результате имущество, на которое можно обратить взыскание, выявлено не было. Повторные запросы в регистрирующие органы и кредитные организации направлялись ДД.ММ.ГГГГ Сведения об имуществе должника, а также месте работы отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем выносились постановления о расчете задолженности по алиментам.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Тутаевой М.В. совершен выход по месту жительства должника по адресу: <адрес> Была опрошена сестра должника, которая пояснила, что Григорьев Н.В. проживает в пгт. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о поручении проверке проживания должника по адресу: <адрес>3 в ОСП <адрес>. Ответ на поручение не поступал. ДД.ММ.ГГГГ. поручение в ОСП <адрес> было направлено повторно, ответ на поручение в Отдел не поступил.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем выносились постановления о временном ограничении на выезд должника из РФ.
ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Тутаевой Т.В. вынесено постановление о заведении разыскного дела в отношение Григорьева Н.В.
На основании изложенного, суд считает необоснованным довод административного истца о невыполнении судебным приставом исполнителем действий по отобранию объяснений у жителей квартиры по месту жительства должника, аресте и оценке имущества, а также необъявлении розыска должника по исполнительному производству.
Кроме того, п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Как следует из представленного в материалы дела письма УФССП по <адрес> в адрес Тураевой М.В.от ДД.ММ.ГГГГ., Тураева М.В. обращалась в органы прокуратуры по вопросу исполнения решения суда в ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в ДД.ММ.ГГГГ. административному истцу было известно о нарушении ее прав и законных интересов, однако, с административным исковым в суд заявлением Тураева М.В. обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ., то есть с пропуском срока подачи административного искового заявления.
Принимая во внимание, что административным истцом не представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих ей своевременно обратиться в суд, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок обращения в суд без уважительной причины, что в силу положений ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении административного иска.
Таким образом, в удовлетворении заявленных Тураевой М.В. требований о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> Тутаевой Т.В. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Тураевой М. В. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Тутаевой Т.В., УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.С. Каляева
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи _______________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции ________________________________ (Инициалы, фамилия) "___" ______________ 20___ г. |