Дело № 2-1831/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2015 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе председательствующего по делу судьи Сочиловой А.С.,
при секретаре судебного заседания Панкратовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тейковского районного суда Ивановской области гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО1, ФИО4 обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации г.о. Тейково о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в обоснование чего указали, что они зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес> на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником спорной квартиры является Министерство обороны Российской Федерации. Реализуя свое право на приватизацию указанного жилого помещения, истцы обращались с письменными заявлениями к ответчикам о приватизации жилого помещения. Вопрос до настоящего времени не разрешен. Ранее в приватизации ФИО2, ФИО1, ФИО4 не участвовали. Просят признать за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру, общей площадью 52,2 кв.м., в том числе жилой площадью 30,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Определением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части заявленных исковых требований к администрации г.о. Тейково было прекращено.
В судебное заседание истцы ФИО2, ФИО1, ФИО4, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель истцов ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.
Ответчики – Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Представитель третьего лица ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации Досягова И.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, в котом так же указала, что решение полагает на усмотрение суда.
В соответствии с положениями статей 167, 233 ГПК Российской Федерации, с учетом мнения представителя истцов, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке заочного судопроизводства.
Суд, заслушав пояснения представителя истцов, исследовав письменные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 52,2 кв.м. в 2007 году было отнесено к специализированному жилищному фонду МО РФ и признано «Служебным» на основании решения начальника ФГ КЭУ «43 ЭТК» от ДД.ММ.ГГГГ за №, утвержденного начальником строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования Ракетных войск стратегического назначения ДД.ММ.ГГГГ и предоставлено прапорщику ФИО2 на период прохождения им военной службы на условиях найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением жилищной комиссии войсковой части 12465 ФИО2 был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения в избранном им месте жительства после увольнения из вооруженных сил.
Так же в судебном заседании установлено, что ФИО2 неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении указанного жилого помещения на условиях договора социального найма (л.д. 60-66).
Из письма заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департаментом дано поручение территориальному отделению федерального государственного учреждения «ЗРУЖО» МО Российской Федерации принять решение по вопросу предоставления ФИО2 жилого помещения по договору социального найма (л.д. 66).
Как следует из решения ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, принятого в соответствии со ст. 57 ЖК Российской Федерации, п. 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и на основании Указаний заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Ц-5195, было решено предоставить прапорщику запаса ФИО2 и совместно проживающим с ним членам его семьи: супруга – ФИО1, сын – ФИО4, жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью 52, 2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, а так же заключить договор социального найма жилого помещения с нанимателем (л.д. 81).
ДД.ММ.ГГГГ между начальником отделения ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации Досяговой И.Г., действующей от имени собственника жилого помещения Российской Федерации на основании доверенности Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>1, с одной стороны, и ФИО2 был заключен договор социального найма жилого помещения №, в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>50 (л.д. 82). Так же между сторонами был подписан акт приема передачи вышеуказанного имущества (л.д. 83).
В связи с предоставлением ФИО2 жилого помещения на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>50, Решением ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 65).
Из копии поквартирной карточки, выданной филиалом «Верхневолжский» ОАО «Славянка», усматривается, что в настоящее время в квартире расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО2, ФИО1 и ФИО4, указанные сведения подтверждаются и имеющейся в материалах дела справкой о составе семьи (л.д. 14,15).
В силу п. п. 1, 2 пп. "б", "к" Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: контроль за управлением распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных министерству обороны Российской Федерации организации и сделок с ним.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что предоставлением спорного жилого помещения по договору социального найма ФИО2 на состав его семьи, государство в лице уполномоченных Министерством обороны Российской Федерации органов, исполнило гарантированное Конституцией и Федеральным законом «О статусе военнослужащих» право ФИО2, как лица, уволенного из вооруженных сил по льготному основанию, признанного в установленном порядке нуждающимся в обсечении жилым помещением, на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
Согласно статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В силу статьи 235 ГК Российской Федерации по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») предусмотрено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Согласно статьи 2 указанного Закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно статье 11 данного Закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру, что подтверждено уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, в котором расположена спорная квартира, находится в оперативном управлении ФГ КЭУ «43 ЭТК».
На основании выписки ЕГРЮЛ в отношении юридического лица установлено, что ФГ КЭУ «43 ЭТК» (войсковая часть 62681) ликвидирована и снята с учета в МИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФГ КЭУ «43 ЭТК» передала, а ФГКУ «ЦТУИО» МО Российской Федерации приняла объекты недвижимого имущества на праве оперативного управления в соответствии с Приложением 1 к настоящему акту. Согласно вышеуказанному приложению на праве оперативного управления ФГКУ «ЦТУИО» МО Российской Федерации приняло жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Однако до настоящего времени право оперативного управления не зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно информации, предоставленной Администрацией г.о. Тейково, квартира, расположенная по адресу: <адрес> муниципальную собственность не передавалась. Указанные обстоятельства также подтверждаются передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ, представленным в материалы дела (л.д. 71-74).
Судом установлено, что истцы обращались с заявлением в Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны Российской Федерации с вопросом о приватизации занимаемого ими жилого помещения по указанному адресу, которое до настоящего времени по существу не рассмотрено.
Так, из ответа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерство обороны не наделено полномочиями по заключению договоров по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, в связи с чем, было рекомендовано обратиться за разрешением данного вопроса в судебном порядке. Так же из вышеуказанного письма следует, что балансодержателем жилого дома по адресу: <адрес> является ФГКУ «ЦТУИО» МО Российской Федерации.
Согласно ответу ФГКУ «ЦТУИО» МО Российской Федерации на обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ у ФГКУ «ЦТУИО» МО Российской Федерации так же отсутствуют полномочия по заключению договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (л.д. 40).
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями), исходя из смысла преамбулы, ст. ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию жилья, занимаемого по договору социального найма, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Поскольку законом установлено право граждан на получение жилья в собственность бесплатно, то государство обязано обеспечить возможность реализации данного права.
На основании п. 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Поскольку полномочия по распоряжению жилищным фондом Вооруженных Сил Российской Федерации переданы Министерству обороны Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что передающей стороной по договору приватизации квартиры может быть только Министерство обороны Российской Федерации в лице соответствующих учреждений.
Вместе с тем, в настоящее время Министерством обороны Российской Федерации не разрешен вопрос об органе, уполномоченном передавать по договору приватизации в собственность гражданам жилые помещения, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и расположенные на территории <адрес>, в связи с чем, истцы не могут получить спорное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Однако, по мнению суда, отсутствие органа, уполномоченного на передачу истцам занимаемого ими жилого помещения в собственность по договору приватизации, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцами требований в судебном порядке.
На основании изложенного, исходя из того, что истец, как военнослужащий, был вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", предполагает создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованиям. Истцы проживают и зарегистрированы в жилом помещении в квартире по адресу: <адрес>50, на основании договора социального найма; имеют право пользования данным жилым помещением; ранее участия в приватизации не принимали. В связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих возможность передачи спорного жилого помещения в собственность истцам в порядке приватизации.
При этом, поскольку вселение ФИО2 в жилое помещение на основании договора социального найма, как лица признанного в установленном порядке нуждающимся в обеспечении жилым помещением, принимая во внимание, предусмотренные законом формы обеспечения жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что истцы вселены в квартиру на законных основаниях, ввиду чего отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда не может препятствовать, по мнению суда, осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, и прав на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Учитывая, что спорное жилое помещение предоставлено из государственного жилищного фонда по договору социального найма и в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истцы в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести его в собственность в порядке бесплатной приватизации.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р военный городок <адрес> - 10, исключен из числа Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
На основании изложенного, принимая во внимание, что ФИО2, ФИО1, ФИО4 фактически проживают в указанном жилом помещении, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст.ст. 233-237 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации в равных долях (по 1/3 доли в праве) на квартиру, общей площадью 52,2 кв.м., в том числе жилой площадью 30,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.С. Сочилова
Мотивированное решение суда изготовлено 28.12.2015 года.