Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1933/2015 ~ М-1900/2015 от 05.10.2015

Решение Именем Российской Федерации

06 ноября 2015 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Неугодникова В.Н.,

с участием представителя административного истца Петросяна К.А. – Пинегина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика мэрии г.о. Тольятти – Попова А.А.., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Логиновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1933/2015 по административному иску Петросяна К. А. к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

установил:

Петросян К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии г.о. Тольятти, просил:

- признать незаконным отказ мэрии г.о. Тольятти, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ не утверждении схемы расположения земельного участка, формируемого для целей, не связанных со строительством – для оказания бытовых услуг, площадью 200 кв.м., с местоположением: <адрес>

- обязать мэрию г.о. Тольятти в течение 5 дней по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка, формируемого для целей, не связанных со строительством – для оказания бытовых услуг, площадью 200 кв.м., с местоположением: <адрес>, на кадастровом плане территории.

В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о формировании указанного выше земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.о. Тольятти ему было отказано в формировании земельного участка.

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный отказ мэрии г.о. Тольятти был признан незаконным, суд обязал административного ответчика повторно рассмотреть обращение административного истца

По результатам повторного рассмотрения мэрия г.о. Тольятти в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что формирование испрашиваемого земельного участка невозможно в связи со вступившими в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ изменениями и дополнениями в Земельный кодекс Российской Федерации, согласно которым ст. 34 ЗК РФ была признана утратившей силу.

Административный истец считает, что указанным письмом административным ответчиком фактически было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.

Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим его права на предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду.

В обоснование требований административный истец ссылается на то, что оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, предусмотренных ст. 34 ЗК РФ, в оспариваемом отказе не содержится.

Также административный истец указывает, что ранее административный ответчик незаконно отказывал в формировании испрашиваемого земельного участка, что вынуждало истца обращаться в суд за защитой своих прав.

Данные обстоятельства, по мнению административного истца, очевидно свидетельствуют о нарушении административным ответчиком порядка рассмотрения заявления о предоставлении испрашиваемого участка для целей, не связанных со строительством, предусмотренного действующим законодательством.

Административный истец считает, что противоправное поведение административного ответчика не может лишить административного истца возможности оформить права на испрашиваемый земельный участок.

В судебном заседании представитель административного истца Петросяна К.А.Пинегин А.А. на заявленных требованиях настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика мэрии г.о. Тольятти – Попов А.А. в судебном заседании требования Петросяна К.А. не признала.

Ранее от мэрии г.о. Тольятти поступили возражения на административное исковое заявление, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Указывает, что постановлением Мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N был утвержден «Регламента прохождения документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти».

В связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ статья 34 ЗК РФ, предусматривавшая порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ. Земельным кодексом в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 было предусмотрено, что указанный выше Регламент, утвержденный постановлением Мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п/1, применяется в целях реализации переходных положений, предусматривающих предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, схема расположения которого утверждена органом местного самоуправления на кадастровом плане территории или кадастровой карте территории (в целях предоставления для целей, не связанных со строительством) до ДД.ММ.ГГГГ.

Схема испрашиваемого административным истцом земельного участка не утверждена органом местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем формирование земельного участка для целей, не связанных со строительством – для оказания бытовых услуг, площадью 200 кв.м., с местоположением: <адрес>, не представляется возможным.

На основании изложенного административный ответчик просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 218 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В силу п.п. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Петросян К.А. обратился в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о формировании земельного участка для целей, не связанных со строительством – для оказания бытовых услуг, площадью 200 кв.м., с местоположением: <адрес> (л.д. 12).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.о. Тольятти истцу было отказано в формировании земельного участка (л.д. 30).

Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанный отказ мэрии г.о. Тольятти был признан незаконным, суд обязал административного ответчика повторно рассмотреть обращение административного истца (л.д. 6-8).

По результатам повторного рассмотрения мэрией г.о. Тольятти письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в формировании испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что вступившими в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ изменениями и дополнениями в Земельный кодекс Российской Федерации ст. 34 ЗК РФ была признана утратившей силу.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на момент обращения административного истца с заявлением о формировании испрашиваемого земельного участка, регулировался статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей до ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Во исполнение п. 1 ст. 34 ЗК РФ мэрией г.о. Тольятти были приняты акты, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством:

- «Положение о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти», утвержденное постановлением Мэра городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /п (далее – Положение);

- «Регламент прохождения документов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти», утвержденный постановлением Мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 (далее – Регламент).

В соответствии с п.п 11-12 Положения граждане и юридические лица (далее - заявители), заинтересованные в предоставлении им земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются с заявлением в мэрию г.о. Тольятти.

В заявлении указываются, в том числе, цель использования земельного участка; предполагаемые размеры земельного участка; предполагаемое местоположение земельного участка; испрашиваемое право на землю (право собственности, аренды, безвозмездного срочного пользования или постоянного (бессрочного) пользования); предполагаемый срок использования земельного участка (в случае если земельный участок предоставляется на праве аренды или безвозмездного срочного пользования).

Согласно Регламента с целью приобретения прав на земельные участки для целей, не связанных со строительством, заинтересованные лица (далее - заявители) обращаются с заявлением о рассмотрении возможности формирования земельного участка либо возможности предоставления, в случае если земельный участок имеет кадастровый номер (п. 1 Регламента).

Впоследствии органом местного самоуправления рассматривается вопрос о возможности предоставления земельного участка на основании заключений структурных подразделений мэрии г.о. Тольятти (п. 3-5 Регламента).

В случае наличия всех положительных заключений уполномоченный орган мэрии либо Управление потребительского рынка в течение двух рабочих дней направляет служебное письмо в Правовой департамент мэрии для согласования возможности включения сведений о таком участке в перечень земельных участков, предполагаемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, которое проводится в течение пяти рабочих дней (п. 6 Регламента).

После получения согласования Правовым департаментом мэрии включения сведений о таком участке в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, уполномоченный орган либо Управление потребительского рынка в течение двух рабочих дней подготавливает и направляет на согласование проект решения об утверждении перечня.

После подписания мэром либо уполномоченным заместителем мэра решения о включении сведений о таком участке в перечень земельных участков, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, уполномоченный орган мэрии в течение трех рабочих дней готовит информационное сообщение о земельных участках, планируемых к предоставлению для целей, не связанных со строительством, и направляет в Управление по оргработе и связям с общественностью мэрии для опубликования в средствах массовой информации (п. 8 Регламента).

В срок, указанный в информационном сообщении, заявители, заинтересованные в предоставлении земельных участков, подают заявления в мэрию городского округа Тольятти, которые регистрируются в установленном порядке (п. 10 Регламента).

В случае если в отношении одного земельного участка поступило в установленный срок одно заявление, уполномоченный орган мэрии городского округа Тольятти в месячный срок утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В течение 5 рабочих дней с момента истечения срока приема обращений, указанного в информационном сообщении, уполномоченный орган мэрии подготавливает и направляет на согласование проект решения:

- об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

- о предоставлении земельного участка

После принятия решения оно направляется заявителю в течение 3 рабочих дней (п.13 Регламента).

Пунктом 21 Положения предусмотрено, что в случае если в отношении земельного участка не проведен государственный кадастровый учет, мэрия городского округа Тольятти или по ее поручению соответствующая землеустроительная организация на основании принятого заявления (заявлений) в месячный срок обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка и утверждает ее.

Таким образом, как в силу ст. 34 ЗК РФ, так и в силу приведенных норм Положения и Регламента предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством схема земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории изготавливается и утверждается только после подачи заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством с указанием испрашиваемого права на землю (право собственности, аренды, безвозмездного срочного пользования или постоянного (бессрочного) пользования).

Вместе с тем, судом было установлено, что административным истцом заявление с указанием испрашиваемого права на землю не подавалось. Истец обратился в орган местного самоуправления только с заявлением о формировании земельного участка.

Частью 18 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации признана утратившей силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 указанного Федерального закона в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -п/1 также было предусмотрено, что Регламент, утвержденный постановлением Мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п/1, применяется в целях реализации переходных положений, предусматривающих предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, схема расположения которого утверждена органом местного самоуправления на кадастровом плане территории или кадастровой карте территории (в целях предоставления для целей, не связанных со строительством) до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, возможность предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, в ранее действовавшем порядке связывается законодателем не с моментом обращения заявителя с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, а с моментом утверждения схемы расположения земельного участка.

Схема расположения земельного участка, площадью 200 кв.м., с местоположением: <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте территории ни на ДД.ММ.ГГГГ, ни до настоящего времени не утверждена, что сторонами не оспаривалось.

При этом оснований для утверждения схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка у мэрии г.о. Тольятти не имелось, так как ни сам административный истец, ни кто-либо иной с заявлением о предоставлении указанного земельного участка для целей, не связанных со строительством, с указанием испрашиваемого права в орган местного самоуправления не обращался.

С учетом изложенного суд считает законным и обоснованным отказ мэрии г.о.Тольятти в формировании указанного выше земельного участка, так как оснований для его формирования не имелось.

Доводы административного истца о том, что отказ мэрии г.о. Тольятти в формировании земельного участка лишает его возможности оформить права на испрашиваемый участок, не могут быть признаны судом обоснованными, так как ранее судом было установлено, что с заявлением о предоставлении данного земельного участка на каком-либо праве истец не обращался.

Таким образом, оспариваемое решение органа местного самоуправления не нарушает прав и законных интересов административного истца, в связи с чем административное исковое заявление Петросяна К.А. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 34 ЗК РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

Петросяну К. А. в удовлетворении требований о признании незаконным отказа мэрии городского округа Тольятти в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка, формируемого для целей, не связанных со строительством – для оказания бытовых услуг, площадью 200 кв.м., с местоположением: <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд Самарской области.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                              В.Н. Неугодников

2а-1933/2015 ~ М-1900/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петросян К.А.
Ответчики
мэрия городского окрга Жигулевск
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Неугодников В.Н.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
05.10.2015Регистрация административного искового заявления
06.10.2015Передача материалов судье
06.10.2015Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2015Подготовка дела (собеседование)
21.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2015Судебное заседание
05.11.2015Судебное заседание
06.11.2015Судебное заседание
11.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2016Дело оформлено
12.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее