Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-29359/2021 от 23.09.2021

    Судья Румянцева М.А.                                                 Дело № 33а-29359/2021

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Цыцаркиной С.И.,

судей Вердияна Г.В., Редченко Е.В.,

при секретаре Козловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2021 года апелляционную жалобу Корчагина А. А. на решение Талдомского городского суда Московской области от 7 июня 2021 года по административному делу по административному иску Корчагина А. А. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете, суд,

заслушав доклад судьи Вердияна Г.В., объяснения представителя Управлению Росреестра по Московской Сорокина А.А.,

                                           установила:

Корчагин А.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области и просил признать незаконным решение межмуниципального отдела по городу Дубна и Талдомскому району Управления Росреестра по Московской области № КУВД-001/2020-21335211/4 от 2 февраля 2021 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в части сведений о местоположении границ и площади.

Решением Талдомского городского суда Московской области от 7 июня 2021 года в удовлетворении административного иска отказано

В апелляционной жалобе административный истец указывает на то, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам и требованиям закона, просит решение отменить и принять новое решение, которым удовлетворить заявленный административный иск.

Заслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Московской области, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан, организаций, иных лиц на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности предусмотрено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Как установлено судом, Корчагин А.А. на основании договора купли-продажи от 14 октября 1999 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв. м., с видом разрешенного использования для садоводства, расположенного по адресу: <данные изъяты> Земельный участок поставлен на кадастровый учет.

В связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка административный истец 26 октября 2020 года обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, приложив межевой план от 15 октября 2020 года, согласно которому площадь данного участка по фактическому землепользованию составляет 900 кв. м.

Уведомлением Управления Росреестра по Московской области от 2 ноября 2020 года № КУВД-001/2020-21335211/1 заявителю сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета изменений площади и описания местоположения границ объекта недвижимости со ссылкой на пункт 7 части 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указано:

- в нарушение части 10 статьи 22 Закона и пункта 22, 25, 31 и 70 Требований, сведения о местоположении границ земельного участка (соответственно площади и конфигурации земельного участка), содержащиеся в межевом плане, не соответствуют сведениям, содержащимся в фрагменте генплана, сведения о котором содержатся в разделе «Исходные данные» межевого плана, а также копии фрагмента которого включена в состав «Приложения» к межевому планы. В разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади и конфигурации;

- в нарушение пункта 70 Требований в межевом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснование уточнения местоположения границ земельного участка, в разделе «Исходные данные» в соответствии с п. 70 Требований картографические материалы должны содержать масштаб соответствующего картографического произведения (масштаба 1:5 000 и крупнее), дата его создания и дата последнего обновления используемых картографических материалов, обосновывающих местоположение границ земельного участка на местности более 15 лет.

Уведомлением Росреестра по Московской области от 2 февраля 2021 года № КУВД-001/2020-21335211/4 Корчагину А.А. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета, поскольку в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в уведомлении о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений площади и описания местоположения границ земельного участка.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что административный истец, будучи собственником земельного участка площадью 600 кв. м., расположенного в СНТ «Здоровье», обратился в Управление Росреестра Московской области с заявлением об уточнении местоположения границ принадлежащего ему земельного участка и его площади с 600 кв. м. до 900 кв. м. на основании представленного межевого плана. Увеличение площади земельного участка истца составляет более 10% от исходного, что не соответствует сведениям, содержащимся в фрагменте генплана СНТ, включенного в состав «Приложения» к межевому плану. При этом в заключении кадастрового инженера отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади и конфигурации участка, которые не были приведены в соответствие. В связи с этим суд пришёл к выводу о правомерности отказа в государственной регистрации изменений объекта недвижимости.

Также суд указал, что земельный участок расположен в СНТ и увеличение его площади возможно либо за счет смежных земельных участков, либо за счет земель общего пользования, площадь которых соответственно должна уменьшится. Исходя из этого, суд пришёл к выводу о том, что административным истцом избран ненадлежащий способ защиты своего права, поскольку является очевидным наличие гражданско-правового спора о местоположении земельного участка в существующих границах, который не может быть разрешен в рамках административного дела, поскольку в силу закона исправление реестровой ошибки непосредственно регистрирующим органом может быть осуществлено только в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости (далее – Закон№ 218-ФЗ)).

С таким выводом суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ (статья 70 ЗК РФ).

Исходя из части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м. и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.

В данном случае граница земельного участка с кадастровым номером 50:01:0050306:116 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что и послужило основанием для обращения административного истца с заявлением в Управление Росреестра по Московской области.

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне.

Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки территории (части территории) Талдомского городского округа Московской области, утвержденные решением Совета депутатов Талдомского городского округа Московской области от 24 декабря 2020 года № 110 устанавливают предельный минимальный размер земельных участков для ведения садоводства 400 кв. м.

В рассматриваемом случае площадь земельного участка Корчагина А.А. увеличивается на 300 кв. м., то есть в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и его площади, величина, на которую, площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством.

Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 16 обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 года.

Из приведенного следует, что увеличение площади земельного участка на 300 кв. м. не противоречит требованиям законодательства, вопреки выводу суда, изложенному в оспариваемом судебном акте.

Согласно подпункту 10 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Законом № 218-ФЗ.

В части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7). То есть решение суда и межевой план являются равнозначными отдельными самостоятельными основаниями для осуществления государственного кадастрового учета.

В настоящем деле в качестве основания для государственного учета уточняемых границ земельных участков послужил межевой план.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее – Требования).

Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой Единого государственного реестра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

В представленном суду межевом плане в разделе «заключение кадастрового инженера» кадастровым инженером указано, что при проведении кадастровых работ установлено, что границы земельного участка на местности закреплены объектом искусственного происхождения (забором) по всему периметру. Участок граничит с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, и земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты>, а также <данные изъяты> (земли общего пользования), границы которого установлены и состоят на учёте в ГКН.

Выделение земельных участков садовому товариществу производилось в 1988 году. Уточняемый участок приобретён и используется в границах, согласно межевому плану с 1990 года. При этом согласно сведениям ГКН граница земельного участка не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, а местоположение границы фактического землепользования зафиксировано ограждением. По внешнему виду давность установки ограждения составляет не менее 20 лет. Границы находящихся в собственности смежных земельных участков и земель общего пользования установлены, споры и претензии отсутствуют.

Согласие с установленными границами со стороны смежных землепользователей и руководства СНТ зафиксированы их подписями в акте согласования местоположения границ.

Оценивая в совокупности доказательства по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, у Управления Росреестра по Московской области отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, поскольку представленные для указанных целей документы соответствовали требованиями закона.

Из приведённого следует, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, при этом судебная коллегия находит вывод суда о наличии спора о праве, подлежащем рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, основанном на ошибочном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора.

При приведенных обстоятельствах судебная коллегия усматривает основания, предусмотренные статьёй 310 КАС РФ, для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении заявленного административного иска.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Талдомского городского суда Московской области от 7 июня 2021 года отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявленный Корчагиным А. А. административный иск.

Признать незаконным решение Межмуниципального отдела по городу Дубна и Талдомскому району Управления Росреестра по Московской области № КУВД-001/2020-21335211/4 об отказе Корчагину А. А. в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в части сведений о местоположении границ и площади.

Обязать Межмуниципальный отдел по городу Дубна и Талдомскому району Управления Росреестра по Московской области устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов Корчагины А. А. путём осуществления государственного кадастрового учёта изменений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в части сведений о местоположении границ и площади согласно представленному межевому плану.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-29359/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Корчагин А.А.
Ответчики
Управление Росреестра по Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
29.09.2021Судебное заседание
15.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее