Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Одесское 10 октября 2017 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-367/2017 года по административному исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и обязывании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района принятых в период с 01 января 2014 года по 14 сентября 2017 года,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и обязывании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района принятых в период с 01 января 2014 года по 14 сентября 2017 года обратился прокурор Одесского района Омской области. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законов о противодействии коррупции, в ходе которой в деятельности администрации Белостокского сельского поселения установлены следующие нарушения, что фактически в период 2014 год - истекший период 2017 года администрацией Белостокского сельского поселения антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проводилась, тогда как администрацией Белостокского сельского поселения за указанный период принято более 112 нормативных правовых актов.
19.03.2014 года прокуратурой района в адрес главы Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения представление признано обоснованным, однако антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов с 2014 года и за истекший период 2017 года ответчиком до настоящего времени не проведена.
Бездействие ответчика по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов является незаконным, поскольку не позволяет выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.
Просит признать незаконным бездействие администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района, принятых в период с 01.01.2014 года по 14.09.2017 года.
Обязать администрацию Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района принятых с 01.01.2014 года по 14.09.2017 года.
Административный истец прокурор Одесского района Омской области Третьяков С.С. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям изложенным в административном исковом заявлении в полном объёме.
Представитель административного ответчика Администрации Белостокского
сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.
Выслушав в судебном заседании административного истца и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.3 Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
В соответствии п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 17.07.2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы и нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которая применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает в силу прямого указания закона на органы местного самоуправления обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которых законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами, выводов по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.
Судом установлено, что согласно п.22 ст.3 Устава Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, Белостокское сельское поселение Одесского муниципального района Омской области имеет правовой статус сельского поселения, к вопросам местного значения относятся, осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения (л.д. 6).
Согласно постановления главы Белостокского сельского поселения Одесского
муниципального района Омской области от 29.07.2010 года №18 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Белостокского сельского поселения, предусматривающий процедуру проведения экспертизы муниципальных правовых актов Белостокского сельского поселения и их проектов (л.д. 7-8).
19.03.2014 года прокурором Одесского района главе Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области внесено представление № 86-03-2014 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции (л.д. 9).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Одесского района Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.
В результате проведенной проверки установлено, что в период 2014 год - истекший период 2017 года администрацией Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов не проводилась, тогда как администрацией Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области за указанный период принято более 112 нормативных правовых актов.
Данное обстоятельство подтверждается скриншотами официального сайта Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в сети «Интернет» (л.д. 11-21), ответом Главы Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области от 14.09.2017 года № 161 (л.д. 22).
Суд считает, что бездействие администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по не проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов является незаконным, поскольку не позволяет выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при их применении, что влечет за собою нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец прокурор Одесского района Омской области предоставил суду доказательства того, что Администрацией Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не проводилась антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района, принятых в период с 01.01.2014 года по 14.09.2017 года.
Административный ответчик Администрация Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставила суду доказательств того, что проводилась антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района, принятых в период с 01.01.2014 года по 14.09.2017 года.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно
обратился в суд с административным исковым заявлением, поскольку выявленные
нарушения законодательства нарушают права, свободы и интересы неопределённого круга
лиц проживающих на территории Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района, принятых в период с 01.01.2014 года по 14.09.2017 года.
Обязать администрацию Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района принятых с 01.01.2014 года по 14.09.2017 года.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, административный ответчик Администрация Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 01.01.2014 ░░░░ ░░ 14.09.2017 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 01.01.2014 ░░░░ ░░ 14.09.2017 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░