Дело № 2-98/2020
УИД 35RS0010-01-2019-012160-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 15 января 2020 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Л.Н. Даниловой
при секретаре Е.А. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шокуровой А. Н. к ПАО "СЕВЕРГАЗБАНК", ООО «ЦФР Капитал» о признании договора поручительства недействительным,
установил:
Шокурова А.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к ПАО «СЕВЕРГАЗБАНК» о признании договора поручительства недействительным, указывая, что 08.02.2011 между ОАО коммерческий банк развития газовой промышленности Севера "СЕВЕРГАЗБАНК" в лице Первого заместителя Председателя Правления ФИО9 и ООО «Стройнефтегаз» в лице ФИО1, действующего на основании доверенности от 11.01.2011, заключен кредитный договор №. Согласно указанному договору Банк обязался предоставлять заемщику денежные средства в период с 09.02.2011 по 31.01.2013 в виде текущих кредитов для пополнения оборотных средств с лимитом единовременной задолженности заемщика в размере 60 000 000 рублей под 13% годовых.
Согласно условиям договора предоставленный кредит обеспечивается: поручительством ООО «Доршл», ООО «ДоргазСтрой»; ООО «Стройнефтегаз»; ФИО7; а также залогом недвижимого имущества, указанного в договоре.
Данный кредитный договор от имени ООО «Стройнефтегаз» подписан представителем ФИО1, действующим на основании доверенности № от 11.01.2011, однако, указанная доверенность в Приложении к Кредитному договору № от 08.02.2011 - отсутствует.
Таким образом невозможно установить наличие полномочий у ФИО1 на подписание каких - либо документов от имени ООО «Стройнефтегаз», в том числе Кредитного договора от имени ООО «Стройнефтегаз».
В разделе 11 Кредитного договора содержатся регистрационные данные и подписи сторон. Согласно указанным данным, от имени ОАО КБ «Севергазбанк» Кредитный договор № от 08.02.2011 подписан первым заместителем председателя Правления ФИО9. и главным бухгалтером ФИО2, со стороны ООО «Стройнефтегаз» представителем по доверенности ФИО1 и главным бухгалтером ФИО3 Имеются подписи поручителя (залогодателя) ООО «Доршл» в лице директораФИО4, поручителя (залогодателя) ООО «ДоргазСтрой» в лице директора ФИО5 и главного бухгалтера ФИО6, поручителя (Залогодателя) ООО «Стройнефтегаз» представителя ФИО1 В договоре указаны данные ФИО7, однако договор им не подписан, каких-либо документов, подтверждающих подписание и ознакомление с условиями Кредитного договора № от 08.02.2011, не имеется.
Договор поручительства № от 28.02.2011 заключенный между ОАО коммерческий банк развития газовой промышленности Севера «СЕВЕРГАЗБАНК» и ФИО7, является недействительным в силу закона.
Согласно п. 1.1 указанного договора поручитель обязуется перед Кредитором Заемщика ООО «Стройнефтегаз» солидарно отвечать за исполнение последним всех его обязательств, вытекающих из кредитного договора от 04.02.2011 №.
Согласно п. 1.3. договора поручительства № от 28.02.2011 поручитель подтверждает, что ему хорошо известны все условия Кредитного договора, заключенного между Кредитором и Заемщиком. Данное утверждение заведомо не соответствует действительности и не влечет никаких правовых последствий.
Договор поручительства № от 28.02.2011, подписанный ФИО7., свидетельствует о том, что Стороны договора поручительства несогласовали его существенные условия, что подтверждается текстом самого Договора. Данный договор является незаключенным, поскольку сторонами в письменной форме не достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, а именно: по сроку возврата кредита; по периоду кредитования;указаны разные даты заключения Кредитного договора, который должен обеспечиваться поручительством.
Таким образом истец считает, что данный договор поручительства недействителен (ничтожен), так как заключен в обеспечение обязательств по Кредитному договору, который фактически не заключен.ФИО7, подписывая договор поручительства, был введен взаблуждение относительно условий кредитования, в отношении предмета договора,соответственно поручительство является недействительным.
Просит суд признать договор поручительства № от 28.02.2011, заключенный между ОАО коммерческий банк развития газовой промышленности Севера «СЕВЕРГАЗБАНК» и ФИО7, недействительным в силу закона.
Определением, занесенным в протокол судебного заседания 05.11.2019, к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «ЦФР Капитал».
В судебное заседание истец Шокурова А.Н. не явилась, ее представитель по доверенности Милюкова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ПАО «СЕВЕРГАЗБАНК» по доверенности Хоботов А.О. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ЦФР Капитал» по доверенности Горяев А.З. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в возражениях.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования по существу спора, Шачин А.Н., Шачина О.А., Ипатова Е.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО8, не явились, извещены надлежаще.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющие самостоятельные требования по существу спора, Ермакова О.Г. не явилась, извещена надлежаще, ранее просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив собранные по делу доказательства, пришёл к следующему.
Из положений статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе, поручительством.
В соответствии со статьёй 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен в обеспечение как денежных, так и неденежных обязательств, а также в обеспечение обязательства, которое возникнет в будущем.
Согласно ч. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
08.02.2011 между ОАО коммерческий банк развития газовой промышленности Севера «СЕВЕРГАЗБАНК» (кредитор) и ООО «Стройнефтегаз» (заемщик) заключен кредитный договор №, согласно которому кредитор обязуется в срок с 09.02.2011 по 31.01.2013 предоставлять заемщику денежные средства в виде текущих кредитов, а заемщик обязуется возвратить полученные денежные средства (кредит) и уплатить проценты за пользование денежными средствами на условиях договора.
Согласно п.1.2 договора, стороны не определяют общую сумму кредитования заёмщиком в течение всего периода, установленного пунктом 1.1. договора. Стороны согласовали, что в период кредитования размер единовременной задолженности заёмщика период кредитором не может превышать установленного «лимита задолженности» в сумме 60 000 000 рублей.
28.02.2011 между ОАО коммерческий банк развития газовой промышленности Севера «СЕВЕРГАЗБАНК» (кредитор) и ФИО7 (поручитель) заключен договор поручительства №, согласно которому поручитель обязуется перед кредитором заемщика ООО «Стройнефтегаз» солидарно отвечать за исполнение последним всех его обязательств, вытекающих из кредитного договора от 04.02.2011 №. Поручитель является единоличным исполнительным органом и участником юридического лица – заемщика (доля участия поручителя в уставном капитале юридического лица – заёмщика составляет 100 %).
Согласно п.1.2 договора поручительства, поручитель при неисполнении либо ненадлежащем исполнении заемщиком обеспеченных настоящим поручительством обязательств, несет солидарную ответственность с заёмщиком и отвечает перед кредитором в том же объеме, что и заемщик, включая погашение процентов и комиссионного вознаграждения, штрафной неустойки, возмещение убытков, возмещение досудебных издержек по взысканию долга и других расходов кредитора, вызванных неисполнением или не надлежащим исполнением обязательств по кредитному договору заемщиком, а также иных обязательств заемщика, которые могу возникнуть в будущем в процессе исполнения, изменения, дополнения кредитного договора, в том числе: в случае изменения процентной ставки за пользование кредитом; в случае нарушений условий кредитного договора о целевом назначении кредита в случае продление срока возврата траншей, в том числе, предусмотренных графиком возврата кредита, а также – в случае продления окончательного срока возврата кредита, в том числе и в случае изменения обязательств в сторону увеличения.
Согласно п. 1.3 договора, поручитель подтверждает, что ему хорошо известны все условия кредитного договора, заключенного между кредитором и заемщиком.
Согласно п. 2.1 договора, поручитель обязан нести солидарную ответственность за исполнение заёмщиком обязательств по кредитному договору и исполнять обязательства по настоящему договору с момента нарушения заёмщиком обязательств по кредитному договору.
Согласно п. 4 договора поручительства, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами. Поручитель при подписании договора дает предварительное согласие и подтверждает, что действие договора распространяется на любые вносимые в будущем изменения и дополнения к кредитному договору, а также подтверждает, что поручительство действует в случаях, указанных в п. 4.2 настоящего договора, в связи с чем не требуется заключение между кредитором и поручителем отдельного дополнительного соглашения к настоящему договору.
Согласно п. 4.4 договора, действие договора прекращается после завершения всех расчетов, вытекающих как из кредитного, так и из настоящего договора.
08.02.2011 между ОАО коммерческий банк развития газовой промышленности Севера «СЕВЕРГАЗБАНК» (залогодержатель), ООО «ДоргазСтрой» (залогодатель 1) и ООО «Стройнефтегаз» (залогодатель 2) заключен договор ипотеки.
Вышеуказанный договор был заключен в целях обеспечения обязательств по кредитному договору № от 08.02.2011, заключенному между залогодателем и залогодержателем.
Заочным решением Вологодского городского суда Вологодской области от 05.02.2013 взыскана с ООО «Стройнефтегаз», ООО «ДоргазСтрой», ФИО7 и ООО «Доршл» в пользу Открытого акционерного общества «БАНК СГБ» в солидарном порядке сумма задолженности: по кредитному договору № от 08.02.2011 в размере: 59 706 713 рублей 69 копеек – основной долг, 1 929 864 рубля 54 копейки – сумма просроченных процентов за период с 01.08.2012 по 30.11.2012, 140 680 рублей 53 копейки – штрафная неустойка за просрочку по уплате процентов; по кредитному договору № от 10.02.2012 в размере: 70 000 000 рублей 00 копеек – основной долг, 3 723 148 рублей 33 копейки – сумма просроченных процентов за период с 01.08.2012 по 30.11.2012, 80 068 рублей 83 копейки – штрафная неустойка за просрочку по уплате процентов. Всего вызскано 135 580 475 рублей 92 копейки. Взысканы с ООО «Стройнефтегаз» в пользу Открытого акционерного общества «БАНК СГБ» расходы по уплате госпошлины в размере 15 000 рублей. Взысканы с ООО «ДоргазСтрой» в пользу Открытого акционерного общества «БАНК СГБ» расходы по уплате госпошлины в размере 15 000 рублей. Взыскать с ФИО7 в пользу Открытого акционерного общества «БАНК СГБ» расходы по уплате госпошлины в размере 15 000 рублей. Взыскана с ООО «Доршл» в пользу Открытого акционерного общества «БАНК СГБ» расходы по уплате госпошлины в размере 15 000 рублей.
Также обращено взыскание на имущество.
Апелляционным определением Вологодского областного суда от 19.06.2013 решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.02.2013 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО7 – без удовлетворения.
Взыскателю выданы исполнительные листы.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 01.06.2017 произведена замена взыскателя публичного акционерного общества «Банк СГБ» на его процессуального правопреемника общество с ограниченной ответственностью «ЦФР Капитал» по делу № 2-343/2013 по иску открытого акционерного общества «БАНК СГБ» к обществу с ограниченной ответственностью «Стройнефтегаз», обществу с ограниченной ответственностью «ДоргазСтрой», ФИО7, обществу с ограниченной ответственностью «Доршл» о взыскании задолженности по кредитным договорам № от 08.02.2011, № от 10.02.2012; по делу 2-365/2013 по иску открытого акционерного общества «БАНК СГБ» к обществу с ограниченной ответственностью «Стройнефтегаз», обществу с ограниченной ответственностью «ДоргазСтрой», ФИО7 о взыскании задолженности по кредитным договорам № от 11.10.2011, № от 16.04.2012.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 10.12.2013 по делу № А13-180/2013, признаны обоснованными и подлежими включению в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «Стройнефтегаз» требования ПАО «БАНК СГБ» в следующем размере: по кредитному договору № от 08.02.2011 в размере 59 706 713 рублей 69 копеек, проценты за пользование кредитом 3 374 110 рублей 90 копеек, штрафная неустойка 210 675 рублей 22 копейки.
10.11.2014 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер, что подтверждается свидетельством о смерти № от 13.11.2014.
Судом установлено, что при заключении договора поручительства № от 28.02.2011 сторонами было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Задолженность ФИО7 по договору поручительства № от 28.02.2011 подтверждается вышеуказанными судебными актами, вступившими в законную силу.
Доводы истца о том, что ФИО7 не подписывал кредитный договор №, а значит и не был осведомлен о фактических условиях договора, необоснованны.
Согласно ст. 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Из вышеуказанной нормы следует, что сторонами по кредитному договору являются кредитор и заёмщик, соответственно неподписание кредитного договора поручителем не является основанием для признания его недействительным.
Обязательства по поручительству установлены договором поручительства №, данный договор ФИО7 подписан, что не оспаривается сторонами.
Из пункта п.1.3 договора поручительства также следует, что ФИО7, подписывая спорный договор, был осведомлен об условиях кредитного договора, заключённого между кредитором и заемщиком, в том числе о форме предоставления кредита, кредитной линии с установлением «лимита задолженности», суммой кредита, периодом кредитования, целевым использованием и т.д.
Как указывалось выше, согласно п.1.1 договора, Шачин А.Н. являлся единоличным исполнительным органом заемщика ООО «Стройнефтегаз», а также 100% участником заемщика ООО «Стройнефтегаз» по кредитному договору №.
Доводы истца о том, что сторонами спорного договора поручительства не были согласованы существенные условия договора, также не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Согласно п.1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса.
Из условий кредитного договора № от 08.02.2011, а также договора поручительства № от 08.02.2011 усматривается, что все значимые условия договора, установленные ст. 432 ГК РФ, в спорных договорах отражены.
Кроме того, договором поручительства № от 08.02.2011, предусмотрен срок действия договора поручительства, а именно в п.4.4 указано, что действие договора прекращается после завершения всех расчетов, вытекающих как из кредитного, так и из договора поручительства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░ «░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.01.2020