Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-16466/2021 от 24.05.2021

Судья: Гущина А.И.                        Дело № 33а-16466/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

Председательствующего Редченко Е.В.,

судей Цыцаркиной С.И., Белой С.Л.,

при помощнике судьи Саянове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 мая 2021 года апелляционную жалобу администрации Сергиево – Посадского городского округа Московской области на решение Сергиево – Посадского городского суда Московской области от 02 марта 2021года по делу по административному исковому заявлению Мхитарян Н. Н. к администрации Сергиево – Посадского городского округа Московской области о признании незаконным решения, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании перераспределения земель, утверждении схемы расположения земельного участка,

заслушав доклад судьи Цыцаркиной С.И.,

объяснения представителя Мхитарян Н.Н. – по доверенности Ершовой Е.Ю.,

установила:

Мхитарян Н.Н. обратилась в суд с административным иском к Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области о признании незаконным отказ Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 28.08.2020, обязании принять решение о предварительном согласовании перераспределения земель и (или) земельных участков с увеличением площади до 955 кв.м и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; обязании в месячный срок со дня постановки земельного участка на кадастровый учет заключить соглашение о перераспределении земельных участков.

В обоснование требований административный истец указала, что является собственником земельного участка площадью 650 кв.м, с кадастровым номером 50:05:0140152:178, относящийся к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенного по адресу: Московская область Сергиево-Посадский муниципальный район сельское поселение Лозовское д.Лешково д. 67. На данном земельном участке расположен жилой дом площадью 57,1 кв.м с кадастровым номером 50:05:0140152:491, 2012 года постройки. Земельный участок Мхитарян Н.Н. приобрела по договору купли-продажи (купчая) земельного участка с жилым домом от 07.03.2014 г. На момент приобретения земельного участка в состав жилого дома входили также баня и беседка, участок был огорожен по периметру забором. При оформлении в собственность бани Мхитарян Н.Н. узнала, что строение расположено вне границ приобретенного ею земельного участка, а также то, что фактическая площадь не соответствует документам. В целях надлежащего оформления площади земельного участка Мхитарян Н.Н. подготовила схему расположения земельного участка в целях его перераспределения. Площадь земельного участка по фактическим границам составила 955 кв.м. Данная схема была представлена в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области. Ответом от 28.08.2020 в согласовании схемы было отказано, поскольку на испрашиваемой территории расположены объекты недвижимости, информация о которых отсутствует в заявлении, а также по причине того, что формируемый земельный участок граничит с земельным участком, границы которого не установлены. Полагает отказ незаконным, поскольку в границах земельного участка расположены объекты недвижимости, принадлежащие Мхитарян Н.Н.

Решением Сергиево – Посадского городского суда Московской области от 02 марта 2021 года заявленные административным истцом требования удовлетворены частично.

Признан незаконным отказ Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» от 28.08.2020 №Р<данные изъяты>.

На Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Мхитарян Н. Н. о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Администрация Сергиево-Посадского городского округа Московской области с постановленным решением не согласилась, подала на него апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного акта, считая его незаконным, указывает, что на момент обращения административного истца в Администрацию, административный ответчик не владел информацией о принадлежности строения, расположенного на испрашиваемом земельном участке. Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не советует установленным границам земельного участка; испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне памятника федерального значения, в которой запрещено строительство и выделение новых земельных участков. Кроме того, формируемый земельный участок граничит с земельным участком, границы которого не установлены в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Мхитарян Н.Н. – по доверенности Ершова Е.Ю., возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционной жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их действий (бездействия), необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их действий (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым <данные изъяты>,относящегося к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки», расположенного по адресу: Московская область Сергиево-Посадский муниципальный район сельское поселение Лозовское д.Лешково д. 67, на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка с жилым домом от 07.03.2014, право собственности на который зарегистрировано 21.03.2014. На данном земельном участке расположен жилой дом площадью 57,1 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, 2012 года постройки.

Мхитарян Н.Н. обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского городского округа Московской области с заявление о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков» в отношении земельного участка с кадастровым <данные изъяты> и земельного участка площадью 305 кв. м из земель неразграниченной собственности.

Решением Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 28.08.2020 №Р001-<данные изъяты> в предоставлении испрашиваемой государственной услуги отказано, поскольку на испрашиваемой территории расположены объекты недвижимости, информация о которых отсутствует в заявлении; формируемый земельный участок граничит с земельным участком, границы которого не установлены; фактическое хозяйственное использование земельного участка не соответствует границам земельного участка, учтенным в ЕГРН.

Также в решении указано, что в соответствии с заключением Комитета по архитектуре и градостроительству <данные изъяты> об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне памятника культуры «Древний Радонеж, XIV-XV вв.», а также в зоне регулирования застройки древних деревень.

Как следует из акта муниципального земельного контроля управления землепользования Администрации Сергиево-Посадского городского округа <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположен двухэтажный жилой дом. На перераспределяемом земельном участке общей площадью 955 кв.м имеются объекты капитального строительства, а именно двухэтажная баня и беседка. Основной и перераспределяемый земельный участок ограждены единым забором; на территории имеется хозяйственная постройка (сарай) (л.д. 57-58).

Разрешая настоящий спор и частично удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что строения, расположенные на испрашиваемом истцом земельном участке в составе схемы расположения земельного участка, принадлежат Мхитарян Н.Н. и другие лица на эти строения не претендуют.

Судом первой инстанции также указано, что административный истец вправе указать в схеме расположения земельного участка любую площадь для перераспределения границ с учетом ограничений, установленных для определенного вида разрешенного использования земельного участка

В решении суда также отмечено, что нахождение земельного участка в охранной зоне не явилось основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по перераспределению земель.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (часть 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка(часть 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).

Схема расположения земельного участка не может быть утверждена только по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с представленным в дело заключением Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территорий – достопримечательного места «Древний Радонеж, XIV - XV вв.», расположенного в Сергиево - Посадском муниципальном районе Московской области (архивный № 7614), а также в охранной зоне объектов культурного наследия (48-53).

В материалы дела представлен ответ Главного управления культурного наследия Московской области от 21.08.2020 года, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах зоны с режимом «Р8» объекта культурного наследия –достопримечательного места «Древний Радонеж, XIV - XV вв.», утвержденных Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08 июля 2015 года№1939 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Древний Радонеж, XIV - XV вв.», расположенного в Московской области».

В соответствии с Решением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 12 июня 1986 года № 826/20 «Об установлении зон охраны памятника культура - древнего города Радонеж в Загорском районе», земельный участок находится в границах охранной зоны памятника культуры (л.д. 46-47).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 №972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации», в случае распространения на одну и ту же территорию в границах зон охраны объекта культурного наследия разных режимов использования земель и градостроительных регламентов на указанной территории действуют более строгие режимы использования земель и градостроительные регламенты вне зависимости от уровня и даты принятия акта органа государственной власти, утвердившего указанные режимы использования земель, требования к градостроительным регламентам и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.

В соответствии с режимом содержания зон охраны Древнего города Радонеж, в охранной независимо от принадлежности земель запрещается, помимо всего прочего, отвод земельных участков для размещения любого строительства и расширение существующих (часть IРешения исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 12 июня 1986 года № 826/20).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона» от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (часть 2 статьи 34 указанного Закона).

При этом в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Сергиево-Посадского городского округа Московской области, утвержденными Решение Совета депутатов городского округа Сергиево-Посадского городского округа Московской области от 19.12.2019 года №13/14-МЗ, испрашиваемый земельный участок, формируемый из земель неразграниченной и частной собственностей, располагается в зоне Ж-2 (Зона жилой индивидуальными жилыми домами), позволяющей устанавливать вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года №540, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) предполагает, в том числе, ведение хозяйственной деятельности и строительство объектов.

В соответствии с пунктом 11 части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, к которым, как указывалось выше, относится нарушение предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

В силу части 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

При этом, как указывалось выше, охранная зона объекта культурного наследия ограничивает хозяйственную деятельность и запрещает строительство, что не позволит использовать испрашиваемый земельный участок в соответствии с разрешенным использованием.

Необходимо отметить, что сведения о границах территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательное место «Древний Радонеж, XIV - XV вв.» внесены в Единый государственный реестр недвижимости в качестве ограничений (обретений) (л.д. 54-56).

Исходя из вышеуказанных законоположений, не позволяющих использовать испрашиваемый земельный участок площадью 955 кв. м в соответствии с его целевым назначением, принимая во внимание прямой запрет на расширение существующего земельного, указанный в Решении исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов от 12 июня 1986 года № 826/20 «Об установлении зон охраны памятника культура - древнего города Радонеж в Загорском районе», а также наличие на испрашиваемом земельном участке не зарегистрированного в установленном законом порядке объекта, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения от 28.08.2020 №Р001-7766272605-36983455 Администрации Сергиево-Посадского городского округа Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Вышеизложенные обстоятельства являются основанием для отмены решения суда с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сергиево – Посадского городского суда Московской области от 02 марта 2021 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Мхитарян Н. Н. к администрации Сергиево – Посадского городского округа Московской области о признании незаконным отказ в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности от 28.08.2020, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании перераспределения земель и (или) земельных участков, утвердить схему расположения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении земельных участков с Мхитарян Н. Н., отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-16466/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Мхитарян Н.Н.
Ответчики
Администрация Сергиево-Посадского горокруга Мо
Другие
Ершова Елена Юрьевна
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2021Передано в экспедицию
26.05.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее