Дело № 2а-3734/2023
73RS0001-01-2022-005780-86
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сизова И.А.,
при секретаре Лысовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании разрешения на строительство недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании разрешения на строительство недействительным.
В обоснование требований указал, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости на земельный участок по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) зарегистрировано право собственности за ФИО1. (запись регистрации от 17.09.2021 №).
На основании договора аренды земельный участок передан в аренду ООО Специализированный Застройщик «Университет».
Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в нарушение градостроительного законодательства 08.07.2022 было выдано разрешение на строительство № № «СЗ «Университет» для строительства 5-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ульяновска, утверждёнными постановлением администрации города Ульяновска от 10.08.2021 № 1166, земельный участок с кадастровым номером № располагается в зоне Ж6 (зона смешанной жилой застройки), к основным видам разрешённого использования которой отнесены, в том числе, индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства усадебный земельный участок).
Согласно выкопировке (фрагменту основного чертежа) из Генерального плана г. Ульяновска, утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок с кадастровым номером № находится в функциональной зоне «коттеджной и усадебной застройки, общественной застройки».
В соответствии с СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утверждённый [Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр: зона коттеджной застройки - территории, на которых размещаются отдельно стоящие одноквартирные 1 - 2 - 3-этажные жилые дома с участками, как правило, от 800 до 1200 м2 и более, как правило, не предназначенными для осуществления активной сельскохозяйственной [деятельности (пункт 3.11); зона усадебной застройки - территория, занятая преимущественно одно-двухквартирными 1 - 2-этажными жилыми домами с хозяйственными постройками на участках от 1000 до 2000 м2 и более, предназначенными для садоводства, огородничества, а также в разрешенных случаях для содержания скота (пункт 3.13).
Кроме того, согласно оспариваемому разрешению на строительство, количество квартир в 5-этажном многоквартирном жилом доме - 50. Таким образом, количество машино-мест должно составлять для стандартного жилья (поскольку иное не указано) - не менее (50* 1,2) = 60.
В то же время согласно проектной документации 5-этажного многоквартирного жилого дома (Раздел.2 Схема планировочной организации земельного участка 32/21-2021-ПЗУ) пункт «л» лист 5 на земельном участке предусмотрено лишь 14 машино-мест для кратковременной стоянки. То есть проект, не предусматривает постоянных мест хранения легковых автомобилей, мест хранения для других индивидуальных транспортных средств мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды), а их общее количество не соответствует указанным нормативам федерального законодательства и законодательства Ульяновской области.
В соответствии с Таблицей Б.1 Свода правил (1034/пр) коэффициент плотности застройки одно-двухквартирными жилыми домами с приусадебными приусадебными земельными участками (в соответствии с функциональной зоной генплана) должен составлять - 0,4. Однако проект (Раздел.2 Схема планировочной организации земельного участка 32/21-2021-ПЗУ) (пункт «м» лист 6) предусматривает коэффициент плотности застройки - 0,66. В данном случае также очевидно явное несоответствие установленным нормативам.
Согласно требованиям и. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от. 09.2020 № 1479 недопустимо ограничение проезда пожарной техники и доступа пожарных к объектам инфраструктуры (многоквартирным домам).
Вместе с тем, согласно проекту:
1) в нарушение и. 4.1 СП 506.1311500.2021. Свод правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности» и таб. 1 СП 4.13130 противопожарные расстояния от парковок до существующих жилых домов составляют менее 10 метров;
2) в нарушение п. 4.3, таб.1 СП 4.13130 противопожарные расстояния от актируемого 5-этажного многоквартирного жилого дома до существующих жилых домов составляют менее 10 метров. Существующие жилые дома, бани, хозяйственные постройки относятся к V степени огнестойкости. Проектируемый дом имеет II степень огнестойкости;
3) в нарушение п. 8.1, СП 4.13130 планировка этажей проектируемого многоквартирного жилого дома не позволяют обустроить один из двух обязательных пожарных проездов.
4) в нарушение п. 8.1 СП 4.13130 отсутствует разворотная тупиковая площадка размерами 15*15м для пожарной техники. Выезд на переулок <адрес> никто не выдавал. Исторически там была стена здания организации без дверей и ворот.
Прокуратурой района в адрес Управления архитектуры и, градостроительства администрации города Ульяновска направлялось предостережение о недопустимости нарушения закона в связи с подготовкой оспариваемого разрешения на строительство от 14.03.2022. Однако уполномоченный орган местного самоуправления проигнорировал направленное предостережение и сознательно пошёл на нарушение действующего зального и регионального законодательства, выдав ООО «СЗ «Университет» разрешение на строительство от 08.07.2022.
При таких обстоятельствах имеются основания для признания недействительным разрешения на строительство от 08.07.2022 № № выданного ООО «СЗ «Университет» для строительства 5-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>
Просит суд признать незаконными действия Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по выдаче ООО «Специализированный застройщик «Университет» разрешения на строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес> от 08.07.2022 №№ признать недействительным разрешение на строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>, от 08.07.2022 /№ №, выданное ООО «Специализированный застройщик «Университет».
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация города Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (ГУ МЧС России по Ульяновской области), ООО «АкадемЭкспертиза», ООО «Строй-Проект», Казакова Е.Н., Якупов Р.Р., Шайдуллин Н.И., Гаврилов А.Н., Алиуллов Р.А., Чиркин С.П., Чиркина Г.Р., Пугин М.В., Хакимова Г.М., Савельев В.Г., Тихонов Г.И., Тихонова И.Г., Воеводина А.Г., Манжосова Р.П., Корпусова Ю.В., Абрамова Е.Н., Закирова В.А., Управление Росреестра по Ульяновской области, Узалукова Г.Н., Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.
Представитель административного истца в судебном заседании также исковые требования и доводы иска поддержала. Дополнительно представила суду заключение по результатам исследования материалов проектной документации о проектируемом объекте капитального строительства 5-ти этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>), подготовленного ООО «Промавиапроект». Согласно выводам данного заключения, проектная документация, изготовленная для застройщика проектировщиком ООО «Строй-проект», шифр 32/21-2021, не соответствует требованиям ст.ст. 48, 49, 51, 52.1 Градостроительного кодекса РФ и местным градостроительным нормативам, не соответствует ГПЗУ в части: превышен коэффициент плотности застройки в 2,8 раза, фактически составляет менее 2,28; занижено общее количество парковочных мест для легковых автомобилей в 3,3 раза; отсутствие актуальных и действующих ТУ подключения к инженерным сетям обеспечения Объекта на газоснабжения и электроснабжение; требований ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и норм СП 4.13130.2013 ред.2020г.; невыполнение ТУ подключение к сетям ливневой канализации.
Представитель административных ответчиков администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска – Бодунова Т. В. в судебном заседании административный иск не признала, привела доводы, изложенные в отзыве и дополнительных пояснениях.
Представитель заинтересованного лица ООО Специализированный застройщик «Университет» Федутинов В. А. в судебном заседании с административным иском не согласился, привел доводы, изложенные в отзыве и дополнительных пояснениях.
Заинтересованные лица Казакова Е.Н., Алиуллов Р.А., Чиркин С.П., Хакимова Г.М., Савельев В.Г., Манжосова Р.П., Абрамова Е.Н., Закирова В.А., Узалукова Г.Н. исковые требования прокурора поддержали.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (ГрК РФ), иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 08.07.2022 Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска ООО СЗ «Университет» было выдано разрешение на строительство №№ многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Собственником данного земельного участка является ФИО2 А. в соответствии с договором купли-продажи земельного участка от 16.09.2021, на основании договора аренды земельного участка №1 от 21.09.2021, земельный участок передан во временное владение и пользование (аренду) ООО «СЗ «Университет», срок действия договора до 31.12.2024 (том 1 л.д. 151-158).
Застройщиком для получения разрешения на строительство представлено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации № № на многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, выполненное ООО «АкадемЭкспертиза».
Данные действия совершены административным ответчиком в соответствии с предоставленными полномочиями.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Также статьей 51 ГрК РФ предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 30.12.2015 N 459-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории застройки или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". К указанному заявлению прилагаются следующие документы и сведения:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;
7) уникальный номер записи об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Судом установлено, что необходимые для получения разрешения документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 ГрК РФ для строительства указанного выше объекта, застройщиком были представлены, что подтверждено представленными в материалы дела доказательствами (копиями градостроительного плана, проектной документации, положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации и пр.).
Административным истцом заявлено, что выданное разрешение на строительство не соответствует закону в части несоответствия возводимого объекта требованиям и ограничениям, установленным для данной территориальной зоны.
В соответствии с данными Генерального плана г. Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы 27.06.2007 №, земельный участок с кадастровым номером №, находится в функциональной зоне «коттеджной и усадебной застройки, общественной застройки».
Согласно "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) (ред. от 19.12.2019) зона коттеджной застройки: территории, на которых размещаются отдельно стоящие одноквартирные 1 - 2 - 3-этажные жилые дома с участками, как правило, от 800 до 1200 м2 и более, как правило, не предназначенными для осуществления активной сельскохозяйственной деятельности; зона усадебной застройки: территория, занятая преимущественно одно-двухквартирными 1 - 2-этажными жилыми домами с хозяйственными постройками на участках от 1000 до 2000 м2 и более, предназначенными для садоводства, огородничества, а также в разрешенных случаях для содержания скота; зоны специализированной общественной застройки формируются как специализированные центры городского значения - административные, медицинские, научные, учебные, торговые (в том числе ярмарки, вещевые рынки), выставочные, спортивные и другие, которые размещаются как в пределах городской черты, так и за ее пределами. При размещении указанных зон следует учитывать особенности их функционирования, потребность в территории, необходимость устройства стоянок автомобилей большой вместимости, создание развитой транспортной и инженерной инфраструктуры, а также степень воздействия на окружающую среду и прилегающую застройку.
23.07.2021 Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска выдан градостроительный план №РФ-№ земельного участка с кадастровым номером №, в котором указано, что в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №, земельный участок расположен на территории коттеджной и усадебной жилой застройки с направлением дальнейшего развития 5-16-этажной застройки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными Постановлением администрации г. Ульяновска от 10.08.2021 N 1166 (ред. от 26.07.2022), земельный участок с кадастровым номером № находится в территориальной зоне Ж6 (зона смешанной жилой застройки), основным видом использования земельных участков и объектов капитального строительства является, в том числе, среднеэтажная жилая застройка. Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - минимальная площадь земельного участка, предназначенного для среднеэтажной жилой застройки, - 800 квадратных метров.
Довод административного истца о несоответствии Правил землепользования и застройки Генеральному плану в обоснование заявленных требований суд не принимает во внимание в силу следующего.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования, к которым отнесен генеральный план городского округа (статья 18 ГрК РФ), являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Из систематического толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Из систематического толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 ГрК РФ следует, что генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. При этом согласно части 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 ГрК РФ, положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования применительно к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством градостроительного зонирования, к документам которого отнесены правила землепользования и застройки и документация по планировке территории, а также принятия решений и совершения действий, указанных в части 1 статьи 26 ГрК РФ.
С учетом изложенного, довод административного истца, что у Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска отсутствовали правовые основания для выдачи разрешения на строительство со ссылкой на несоответствие Правил землепользования и застройки Генеральному плану, является необоснованным.
Административный истец, ссылаясь на СП 42.13330.2016, указывает, что исходя из проектной документации, количество квартир в пятиэтажном многоквартирном жилом доме – 50, таким образом, количество машино-мест должно составлять для стандартного жилья 60=50*1,2 (таблица Б.1 СП 42.13330.2016).
Между тем, из СП 42.13330.2016 следует, что при наличии региональных нормативов градостроительного проектирования следует руководствоваться приведенными в них нормативными показателями.
Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской обл. от 18.03.2020 N 45-пр (ред. от 30.09.2021) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области" количество машино-мест для размещения индивидуального автомобильного транспорта населения городов в случае комплексного развития территорий в целях жилищного строительства (незастроенные территории) следует принимать в соответствии с Таблицей 13.
В таблице 13 указано количество мест в сооружениях для размещения легковых автомобилей постоянного населения городов всех конструктивных типов, на квартиру для стандартного жилья -1,2.
В соответствии со ст. 21 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными Постановлением администрации г. Ульяновска от 10.08.2021 N 1166 для видов использования, не указанных в приложении 2 к настоящим Правилам, минимальное количество машино-мест и (или) парковочных мест для хранения индивидуального транспорта на территории земельных участков определяется по аналогии с функциональным назначением и видами использования, указанными в приложении 2 к настоящим Правилам.
В приложении 2 указано, что для малоэтажной многоквартирной жилой застройки, среднеэтажной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки (высотная застройка) число машино-мест и (или) парковочных мест на расчетную единицу составляет 0,27. Расчетной единицей является квартира. Площади машино-мест и (или) парковочных мест для хранения индивидуального транспорта определяются из расчета 5,3х2,5 м., а для инвалидов, пользующихся креслами-колясками – 6,0х3,6м. на автомобиль.
Таким образом, количество машино-мест должно составлять – 13,5 (50*0,27).
Аналогичный норматив обеспеченности машино-местами и (или) парковочными местами установлен в Приложении 5 Градостроительного плана земельного участка №РФ№ от 23.07.2021.
Как следует из ч. 4 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными Постановлением администрации г. Ульяновска от 10.08.2021 N 1166 расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения принимаются в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования муниципального образования "город Ульяновск".
В силу п. 5.2.1 "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр) (ред. от 31.05.2022) на всех стоянках (парковках) общего пользования около или в объеме жилых, общественных (в том числе объектов физкультурно-спортивного назначения, культуры и др.) и производственных зданий, зданий инженерной и транспортной инфраструктуры, а также у зон рекреации следует выделять не менее 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, включая число специализированных машино-мест для транспортных средств (с габаритами по 5.2.4) инвалидов, в том числе передвигающихся на креслах-колясках.
Также суд находит несостоятельной ссылку административного истца на Таблицу 13 Приказа Министерства строительства и архитектуры Ульяновской обл. от 18.03.2020 N 45-пр (ред. от 30.09.2021) "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области", которой установлено, что в жилой застройке должны быть предусмотрены места для постоянного хранения легковых автомобилей и временного паркования автомобилей (на гостевых стоянках), в связи со следующим.
Региональные нормативы градостроительного проектирования Ульяновской области не распространяют свое действие на территорию муниципального образования «город Ульяновск», поскольку в силу ч. 4 ст. 29.2 Градостроительного кодекса РФ нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в п. 1 ч. 5 ст. 23 настоящего кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.
Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «город Ульяновск» утверждены постановлением администрации города Ульяновска от 25.05.2012 №2388 и не содержат показатель количества машино-мест 1,2 на квартиру.
Пунктом 1.7.8 региональных нормативов градостроительного проектирования Ульяновской области установлено, что в соответствии с Таблицей 13 следует принимать количество машино-мест для размещения индивидуального автомобильного транспорта населения городов в случае комплексного развития территорий в целях жилищного строительства. В рассматриваемом случае территория, на которой предполагается осуществлять строительство, застроена.
Кроме того, административный истец указывает на несоответствии коэффициента плотности застройки, указывая, что в соответствии с Таблицей Б.1 Свода правил (1034/пр) коэффициент плотности застройки одно-двухквартирными жилыми домами с приусадебными земельными участками, в соответствии с функциональной зоной генплана, должен составлять – 0,4, однако проект предусматривает коэффициент плотности застройки – 0,66.
Между тем, как установлено судом ранее, является допустимой среднеэтажная жилая застройка земельного участка с кадастровым номером №21, расположенного в территориальной зоне Ж6 (зона смешанной жилой застройки), в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными Постановлением администрации г. Ульяновска от 10.08.2021 N 1166 (ред. от 26.07.2022).
Таким образом, как следует из "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр) (ред. от 31.05.2022), так и Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденными Постановлением администрации г. Ульяновска от 10.08.2021 N 1166 (ред. от 26.07.2022), коэффициент плотности застройки многоквартирными жилыми домами малой и средней этажности составляет 0,8, при имеющемся в проектной документации коэффициенте - 0,66.
Также административным истцом указано на нарушение п. 4.1 Свода правил "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности" (вместе с "СП 506.1311500.2021. Свод правил..."), утвержденного Приказом МЧС России от 17.12.2021 N 880, согласно которому противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до наземных, наземно-подземных зданий, сооружений стоянок автомобилей должны приниматься в соответствии с п. 4.3 и табл. 1 СП 4.13130 как до зданий складского назначения. Противопожарные расстояния между зданиями автостоянок, а также до зданий, сооружений производственного, складского должны приниматься в соответствии с требованиями, предусмотренными для зданий на территориях производственных предприятий в соответствии с разделом 6 СП 4.13130, указывая, что противопожарные расстояния от парковок до существующих жилых домов составляют менее 10 м.
Административным истцом указано, что в нарушение п. 4.3 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"), утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 30.12.2021) минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13.
При этом, в соответствии с разделом №2 проектной документации ПЗУ «Схема планировочной организации земельного участка», на территории предусмотрены 14 гостевых парковочных мест, предназначенных для кратковременной стоянки индивидуального транспорта на территории.
Согласно п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются.
Из Решения Верховного Суда РФ от 17.06.2021 N АКПИ21-323 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74> следует, что противоречия между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу отсутствуют. СанПин разработан и утвержден согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций. Организация гостевых стоянок федеральным законодательством не запрещена.
В Таблице 1 приведены минимальные расстояния при степени огнестойкости и классе конструктивной пожарной опасности жилых и общественных зданий с учетом степени огнестойкости здания и класса конструктивной пожарной опасности.
Исходя из раздела проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» соседние капитальные здания выполнены из кирпича с классом пожарной опасности С0. К границе участка пристроены несколько временных сооружений, таких как навес. До ближайшего строения 6 м и более, что соответствует нормативным противопожарным разрывам при II степени огнестойкости.
Противопожарные расстояния между проектируемым зданием II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0 и соседними существующими зданиями: с северо-запада до сооружения II класса степени огнестойкости, конструктивной пожарной опасности С0 – 17,67 м; с северо-востока до сооружения II класса степени огнестойкости, конструктивной пожарной опасности С0 – 20,07 м; с востока до сооружения IV класса огнестойкости, конструктивной пожарной опасности С2 – 15,40 м; с юга-востока до сооружения IV класса степени огнестойкости, конструктивной пожарной опасности С2 – 12,24 м; с юга до сооружения II класса степени огнестойкости, конструктивной пожарной опасности С1 – 8,5 м, С0 – 6 м; с запада до сооружения IV класса степени огнестойкости, конструктивной пожарной опасности С2 – 15,19 м., С2 – 12,27 м.
Из пояснений ГУ МЧС России по Ульяновской области следует, что здания жилого дома и бани, расположенной по адресу: <адрес>, фактически имеют V степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности С3 (стены здания выполнены из кирпича, перекрытия деревянные), при этой в проектной документации данные здания отражены как II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С1 и С0 соответственно, что говорит о несоблюдении противопожарных разрывов (расстояний) между проектируемым многоквартирным жилым домом и зданиями жилого дома и бани, расположенными по адресу: <адрес>.
Как следует из ч. 1 ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в формах: аккредитации; независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности); федерального государственного пожарного надзора; декларирования пожарной безопасности; исследований (испытаний); подтверждения соответствия объектов защиты (продукции); приемки и ввода в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности; производственного контроля; экспертизы.
В соответствии с ч. 5.2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. В случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, при проведении экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которые были внесены указанные изменения, или при подтверждении соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, предусмотренным частями 3.8 и 3.9 настоящей статьи, проводится оценка соответствия проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или подтверждение соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и примененным в соответствии с настоящей частью при первоначальном проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, по результатам которых было получено положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
Согласно ч. 9 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации результатом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. Результатом экспертизы проектной документации является заключение: о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 настоящей статьи (за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи); о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса.
Как упоминалось судом выше, проектная документация, подготовленная ООО «Строй-проект», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «АкадемЭкспертиза».
Административный истец указывает на нарушение п. 8.1 СП 4.13130, согласно которому планировка этажей проектируемого многоквартирного жилого дома не позволяет обустроить один из двух обязательных пожарных проездов.
Кроме того, из пояснений ГУ МЧС России по Ульяновской области следует, что со стороны многоквартирного жилого дома, где пожарный подъезд отсутствует, с торцевых сторон (угловые квартиры) не предусмотрены открытые наружные лестницы, связывающие лоджии и балконы смежных этажей между собой (лоджии и балконы отсутствуют), тем самым нарушены требования ФЗ РФ №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пп. «б» п. 8.1 СП 4.13130.
В соответствии с п. 8.1 СП 4.13130 подъезд пожарных автомобилей к жилым и общественным зданиям, сооружениям должен быть обеспечен по всей длине:
а) с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
б) с одной продольной стороны - к зданиям и сооружениям вышеуказанных классов с меньшей высотой при выполнении одного из следующих условий:
- оконные проемы всех помещений или квартир выходят на сторону пожарного подъезда, либо все помещения или квартиры имеют двустороннюю ориентацию;
- при устройстве со стороны здания, где пожарный подъезд отсутствует наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой;
- при устройстве наружных лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
В примечании к п. 8.1 СП 4.13130 указан, что при наличии отступлений от требований нормативных документов в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа пожарных для проведения пожарно-спасательных мероприятий, возможность обеспечения деятельности пожарных подразделений на объекте защиты должна подтверждаться в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, разрабатываемых в установленном порядке.
Разделом проектной документации «Архитектурные решения» предусмотрен один эвакуационный выход по незадымляемой лестничной клетке типа Н1 через переход по открытому балкону.
В графической части раздела проектной документации «Архитектурные решения» отображены эвакуационные лестницы, связывающие лоджии смежных этажей между собой.
Лоджии угловых квартир со стороны, с которой отсутствует пожарный проезд, не имеют наружных открытых лестниц. При этом, планировка квартир предусматривает окна не только на сторону, с которой отсутствует пожарный проезда, но и на торцевые стороны дома, вдоль которых имеются проезды.
В положительном заключении экспертизы проектной документации указано, что фактические расстояния между зданием объекта и соседними зданиями предусматриваются согласно ч. 3 ст. 67 ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подъезд пожарных автомобилей обеспечен с трех сторон здания.
В разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» указано, что при проектировании проездов и пешеходных путей обеспечена возможность проезда пожарных машин и доступ пожарных к любому помещению проектируемого здания с автолестниц или автоподъемников (переносных лестниц).
Административным истцом указано, что в нарушение п. 8.13 СП 4.13130 тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров. Выезд на <адрес>, не предусмотрен, поскольку не выдавалось разрешение.
Согласно пояснениям представителя ГУ МЧС России по Ульяновской области, выезжавшего на земельный участок по адресу: <адрес>, по поручению <адрес>, ширина существующего проезда, по которому возможно передвижение пожарных автомобилей по <адрес>, составляет 3,1 м., что является менее требуемой минимальной ширины – 3,5 м.
Ни пояснения ГУ МЧС России по Ульяновской области, ни фотоматериалы, представленные ООО СЗ «Университет» не могут быть признаны судом допустимыми доказательствами, поскольку не представлены сведения об измерительных приборах, также нельзя сделать однозначный вывод о том, что был замерен участок дороги именно по <адрес>.
Из представленной в материалы дела топографической съемки, подготовленной ООО «Горизонт Отражения» проведены данные инженерно-геодезические изыскания: съемка дорожного полотна <адрес> и <адрес>. В ходе выполнения работ было выявлено: ширина пер. <адрес> составляет 8,3 м. до 11,15 м., <адрес> – 10,16 м.
Топографическая съемка была выполнена способом спутниковых наблюдений в режиме RTK в масштабе 1:500, представлены сведения о результатах проверки средств измерения.
Суд соглашается с доводами ГУ МЧС России по Ульяновской области о том, что несоблюдением требований пожарной безопасности к безопасной эвакуации людей при пожаре, а именно: этажи многоквартирного жилого дома (при общей площади квартир на этаже более 500 кв.м.) имеют менее двух эвакуационных выходов (эвакуация должна осуществляться не менее чем в две лестничные клетки). Общая площадь квартир составляет 3155,16 кв.м. (лист 7 пояснительной записки раздела 3 «Архитектурные решения» № 32/21-2021-АР), соответственно, общая площадь квартир на каждом этаже составляет порядка 630 кв.м. Фактически со 2-го по 5-й этажи предусмотрен один эвакуационный выход, ведущий в лестничную клетку типа Н1; с 1-го этажа – один выход, ведущий непосредственно наружу. Расстояние от дверей квартир до лестничной клетки на этажах многоквартирного жилого дома превышает 12 м (оконные проемы в коридорах отсутствуют; система противодымной вентиляции, согласно раздела 10.5 раздела 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности №32/21-2021-ПБ, в коридорах не предусмотрена). Фактическое расстояние составляет 22 м. Эвакуационные пути в многоквартирном жилом доме не обеспечивают безопасную эвакуацию людей. Фактически со 2-го по 5-й этажи путь эвакуации из квартир предусмотрен в коридор, ведущий на лестничную клетку через тамбур; с 1-го этажа – через коридор, ведущий непосредственно наружу через тамбур, лифтовый холл и лестничную клетку. Таким образом, эвакуационный путь проходит через три помещения.
Согласно ч. 1 ст. 89, ч. 3 ст. 89 ФЗ РФ №123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Выходы являются эвакуационными, если они ведут: 1) из помещений первого, подвального или цокольного этажа наружу: через коридор, холл (рекреационную площадку) и лестничную клетку; 2) из помещений любого этажа, кроме первого, подвального и цокольного: в холл (на рекреационную площадку), фойе, имеющие выход непосредственно на лестничную клетку или лестницу 3-го типа.
В соответствии с разделом 3 «Архитектурные решения» №32/21-2021-АР, экспликацией помещений 1-го этажа: помещения под номерами 57,58,59 являются коридором, помещение 61 – лифтовым холлом и 64 - тамбур с выходом из здания. Экспликацией помещений 2-5-го этажей: помещения под номерами 57,58,59 являются коридором, помещение 61 – лифтовым холлом, 62 – тамбур, 64 – переходная лоджия, 65 – лестничная клетка.
Из изложенного следует, что требования, предусмотренные ФЗ РФ №123-ФЗ не соблюдены.
В соответствие положениям статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" расчетом оценивался гибели людей в случае возникновения пожара в здании. В работе рассмотрены наиболее опасные сценарии развития пожара, исходя из количества эвакуирующихся людей, мест их размещения, удаленности от эвакуационных выходов, характера и объема пожарной нагрузки, а также мест её размещения. В расчетных схемах учитывались пути движения людей, которые отвечают требованиям "Методики определения расчетных величин индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности». Проведенные расчеты показали, что принятые объемно-планировочные, конструктивные, инженерные и организационно-технические решения системы обеспечения пожарной безопасности рассматриваемого объекта защиты обеспечивают безопасную эвакуацию людей. В процессе эвакуации людей при пожаре продолжительных заторов и скоплений, превышающих нормируемые значения (6 мин.), в людских потоках не формируется. Компенсирующие мероприятия при отступлениях от п.6.1.1 и п. 6.1.8 СП 1.13130.2020: предусматривается незадымляемая лестничная клетка типа Н1 в соответствии с ч.3 ст.40 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008; предусматривается пожаробезопасная зона 2-го типа, расположенная на лоджии незадымляемой лестницы типа Н1 п.9.2.1 СП 1.13130.2020; предусматриваются противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI30 ст.88 Федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008. Первый этаж; дверь из помещения 57 в помещение 58, из помещения 29 в помещение 58, из помещения 59 в помещение 58. Второй этаж: дверь из помещения 57 в помещение 58, из помещения 29 в помещение 58, из помещения 59 в помещение 58. С учетом вышеизложенного, основываясь на результатах проведённых расчетов и обработке полученных данных, можно заключить следующее: расчетная величина пожарного риска для объекта не превышает допустимое значение и соответствует нормативным значениям пожарных рисков, установленное в статье 79 федерального закона №123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: расчётная величина индивидуального пожарного риска равна 1,17-10-7, что меньше нормативного значения 1-10-6 и соответствует требуемым значениям.
К заключению по результатам исследования материалов проектной документации о проектируемом объекте капитального строительства 5-ти этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № (<адрес>), подготовленному ООО «Промавиапроект», суд относится критически в связи со следующим.
Выводы данного заключения подписаны главным инженером проектов ФИО3., однако к заключению не приложены документы, подтверждающие образование и квалификацию ФИО4
Согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 26.08.2022, приложенной к заключению, ООО «Промавиапроект» в силу п. 3.1 раздела 3 «Сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права выполнения работ» имеет право осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации по договору строительного подряда на осуществление сноса. Однако полномочиями по выполнению заключения по результатам исследования материалов проектной документации ООО «Промавиапроект» не наделено.
Доводы прокурора в части несоблюдения требований пожарной безопасности по пожарным разрывам, а также отсутствие на этажах менее двух эвакуационных выходов суд находит обоснованными.
При строительстве зданий, сооружений подлежат обязательному исполнению положения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-ФЗ)
Согласно ч. 1 ст. 69 Закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 24.04.2013 № 288 утвержден СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее - СП 4.13130.2013), который подлежит применению при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемнопланировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара (п. 1.1 СП 4.13130.2013).
Как следует из выписки из Единого государственного реестр недвижимости на земельном участке по <адрес> расположено строение с кадастровым номером № стены которого выполнены из кирпича, что позволяет отнести данную постройку ко II степени огнестойкости, в опровержение этому каких-либо относимых и допустимых доказательств суду не представлено.
При этом вспомогательное строение (баня), расположенные на смежном земельном участке по адресу: <адрес>, имеют V степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности СЗ, что подтверждается письменными пояснениями Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 26.08.2022 № ИВ-177-4-1220.
Однако представленная застройщиком проектная документация (раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности») намеренно искажает степень огнестойкости указанных сооружений до II степени и класс их конструктивной пожарной опасности до С1 и СО с целью уменьшения противопожарных разрывов между жилым домом, вспомогательным сооружением и проектируемым многоквартирным жилым домом до расстояния менее 10 м.
Указанное является нарушением требований ч.ч. 2, 6 ст. 87, табл. 21, 22 Закона № 123-ФЗ, а также табл. 1, п. 4.3, п. 4.13 СП 4.13130.2013.
Кроме того, этажи проектируемого многоквартирного жилого дома (при общей площади квартир более 50 кв. м) имеют менее двух эвакуационных выходов.
Фактически с 2-го по 5-й этажи предусмотрен один эвакуационный выход, что является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 53, ч.ч. 1, 8 ст. 89 Закона № 123-ФЗ, п. 6.1.1 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п. 7.2.8 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные».
Довод административного ответчика об отсутствии у ГУ МЧС России по Ульяновской области полномочий по проверке проектной документации на предмет ее соответствия требованиям федерального законодательства в области пожарной безопасности не основан на нормах законодательства.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 утверждено Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (далее - Положение) 8. Органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции: а) обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения; б) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям; в) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности; г) рассматривают обращения и жалобы контролируемых лиц по вопросам обеспечения пожарной безопасности; д) осуществляют профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности; е) рассматривают в установленном порядке жалобы на решения, действия (бездействие) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц; ж) участвуют в проверках объектов надзора, проводимых органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", дают пояснения и представляют информацию в рамках своей компетенции, готовят мотивированные предложения о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры, а также получают для ознакомления документы, сведения и материалы, касающиеся предмета соответствующей проверки, организованной органом прокуратуры з) оказывают государственные услуги и осуществляют разрешительные функции в рамках предоставленных полномочий.
Пунктом 26 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (далее - Положение, в редакции, действовавшей на момент дачи заключения негосударственной экспертизы) установлено, что раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" должен содержать в текстовой части, в том числе, описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства (подпункт "а"); обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов капитального строительства (подпункт "б"); описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара (подпункт "д").
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к данному Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 поименованного закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное в статье 93 данного закона.
Под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) понимается нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара (статья 2 Федерального закона N 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 СП 4.13130.2013 (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство), данный свод правил подлежит применению при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара (пункт 1.1).
Согласно пункту 4.3 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 настоящего свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) поставлены в зависимость от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности и установлены в таблице 1 СП 4.13130.2013
Из смысла и содержания указанных выше норм права следует, что орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, обязан проверить соблюдение требований пожарной безопасности в части проектирования зданий, в том числе, обязан оценивать ограничения по его расположению на земельном участке, в том числе, с учетом противопожарных расстояний, необходимых для обеспечения пожарной безопасности.
В данном случае со стороны административного истца представлены убедительные доказательства, подтверждающие нарушение прав неопределенного круга лиц оспариваемым разрешением на строительство.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска -удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска по выдаче ООО «Специализированный застройщик «Университет» разрешения на строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес> от 08.07.2022 №№
Признать недействительным разрешение на строительство 5-этажного многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером: №, расположенном по адресу: <адрес>, от 08.07.2022 /№ №, выданное ООО «Специализированный застройщик «Университет».
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Срок принятия решения в окончательной форме 24.08.2023
Судья И.А. Сизов