Дело № 2-371/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2012 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лебедевой О.Ю.
при секретаре Степановой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Томского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным решения Северского инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета, понуждении снять судно с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Томский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что Северским инспекторским участком – структурным подразделением ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» на основании заявления Петрова О.А. произведена регистрация катера <данные изъяты> с присвоением номера <номер обезличен>. На основании совершенных регистрационных действий 07.05.2010 должностным лицом – государственным инспектором по маломерным судам ГИМС России по Томской области (Северского инспекторского участка) судовладельцу выдан судовой билет <номер обезличен>. Данное решение не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте. В соответствии с требованиями действующего законодательства государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов. Из регистрационной карточки-заявления судовладельцаследует, что мощность двигателя, установленного на катере <данные изъяты>, бортовой номер <номер обезличен>, составляет 74 л.с., однако, мощность стационарного двигателя 6Ч12/12, установленного на катере, составляет более 80 л.с., согласно заводским характеристикам, что превышает установленный максимум – 74,78 л.с. (55 киловатт). Решение Северского инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна в качестве маломерного с выдачей судового билета является незаконным. Ссылаясь на ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 254-258 ГПК РФ, заявитель просит: признать незаконным решение Северского инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна – катера <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен>; признать недействительным судовой билет <номер обезличен>, выданный 07.05.2010; обязать ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» снять с учета судно –катер <данные изъяты> с бортовым номером <номер обезличен>.
В судебном заседании представитель заявителя – помощник Томского транспортного прокурора Истомин С.С. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям с учетом уточнений.
Заинтересованное лицо Петров О.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Обского УГРН Ространснадзора Ермаков В.Я., действующий на основании доверенности от 18.01.2012, в судебном заседании требования Томского транспортного прокурора полагал подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку судно <данные изъяты> является серийно изготавливаемым судном, вносить изменения в конструкцию двигателя нельзя без согласования с автором проекта или с заводом изготовителем.
Представитель заинтересованного лица – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» Амосенко А.В., действующий на основании доверенности от 05.12.2011, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Томского транспортного прокурора, полагая заявленные требования не доказанными и не обоснованными, т.к. должностное лицо видело судно, мощность которого была подтверждена документально.
Представитель заинтересованного лица – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» Ярков Е.Л. действующий на основании доверенности от 31.01.2012 возражал против удовлетворения требований, указывая, что мощность двигателя уменьшена, до 74 л.с т.к. проведена дефорсация. Документы о проведении дефорсации были представлены на регистрацию ранее, вновь их представление уже не требовалось.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, считает заявление Томского транспортного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, каждый имеет право на охрану здоровья. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2010 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании решения должностных лиц органов государственной власти.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из пояснений представителя заявителя и материалов дела следует, что Северским инспекторским отделением – структурным подразделением ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» на основании заявления Петрова О.А. произведена регистрация катера <данные изъяты> как маломерного с присвоением бортового номера <номер обезличен>. На основании совершенных регистрационных действий 07.05.2010 должностным лицом – государственным инспектором по маломерным судам ГИМС России по Томской области (Северского инспекторского отделения) судовладельцу выдан судовой билет <номер обезличен>.
В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре РФ и судовой книге, государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 17 КВВТ РФ, Распоряжением Правительства РФ от 03.05.2005 № 532-р, Правилами государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 № 144, государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт осуществляется в государственном судовом реестре РФ Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Согласно ч. 4 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, не указанных в п.п. 1, 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то правительством РФ. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.
Согласно п. 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию,учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетови иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В соответствии с п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловаттили с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов., судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
Как следует из регистрационной карточки-заявления судовладельца, мощность двигателя, установленного на катере <данные изъяты>, бортовой номер <номер обезличен>, составляет 74 л.с. (54,46 киловатт), что не соответствует заводским характеристикам, т.к. согласно сообщению Обского Управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, номинальная мощность двигателя «К -661 М1» составляет 84,5 кВТ (115 л.с.), что значительно превышает установленный максимум - 55 к ВТ. Максимальная мощность указана 93,0 кВт (126 л.с.).
Согласно представленной в материалы дела представителем Обского УГРН Ространснадзора характеристике двигателя «К-661 М1», с формулой 6Ч 12/14, к которым относится двигатель установленный на катере <данные изъяты>, имеет номинальную мощность 84,5 кВт (115 л.с.),
Представленная справка ОАО «Бакчарская РТП» об уменьшении мощности двигателя 6Ч 12/14 до 74 л.с. (54,46 кВт), не может быть судом признана допустимым доказательством, т.к. суду не представлено доказательств, подтверждающих наличие у ОАО «Бакчарскя РТП» лицензии на совершение указанных мероприятий по уменьшению мощности двигателя.
Суду представлен акт Камышенских ремонтно-механических мастерских, согласно которому на двигателе произведены работы по уменьшению поступления топлива на форсунки двигателя и ограничение числа оборотов коленчатого вала до 1500 об/мин, конструктивная целостность двигателя не нарушена. Топливный насос настроен на пониженную подачу топлива. После проведенных работ двигатель выдает мощность 74 л.с.
Данный акт не может быть принят судом в качестве доказательства мощности двигателя, т.к. суду не представлено документов, подтверждающих наличие у данных мастерских полномочий на осуществление деятельности, указанной в акте.
Представленное суду свидетельство о признании № 36 57, возможность выполнения Камышенскими ремонтно-механическими мастерскими работ по уменьшению мощности двигателей не содержит.
Таким образом, из представленных материалов дела следует, что уменьшение мощности двигателя произведено с нарушением п. 4.1.20 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных Приказом министра речного флота РСФСР № 2 от 03.01.1973 года.
Согласно п. 4.1.20 Правил технической эксплуатации речного транспорта, утвержденных Приказом министра речного флота РСФСР № 2 от 03.01.1973 года, при эксплуатации и ремонте серийных судов запрещается производить какие-либо переделки конструктивных узлов, снимать или заменять агрегаты без получения согласия автора проекта судна, а при изменениях, касающихся основных технико-эксплуатационных характеристик судна (грузоподъемность, осадка, пассажировместимость, скорость, остойчивость, безопасность плавания), - без разрешения руководства Министерства речного флота. Демонтаж оборудования связи и электрорадионавигации с судов серийной постройки допускается только с разрешения Управления связи и радионавигации.
Таким образом, судом установлено, что мощность двигателя катера <данные изъяты>, указанная в регистрационной карточке судна, не соответствует действительности и превышает 55 кВт., следовательно, регистрация вышеуказанного судна ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» как маломерного не правомерна.
Кроме того, в регистрационной карточке-заявлении судовладельца установлен район плавания «ВВП» и «ВП», позволяющий эксплуатировать судно во внутренних водных путях.
В составленном 07.05.2010 акте технического освидетельствования маломерного судна <данные изъяты> разрешимый район плавания не указан, что свидетельствует о невнесении указанных сведений в судовой билет и соответственно об осуществлении судовладельцем эксплуатации судна не по целевому назначению.
В соответствии со ст. 35 КВВТ РФ самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, суда смешанного (река – море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов РФ. Надзор за безопасностью эксплуатации таких судов в силу положений ч. 2 ст. 36 КВВТ РФ осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Согласно п. 1 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835, Государственная инспекция по маломерным судам входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В систему государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
При таких обстоятельствах судно –катер <данные изъяты> подлежит регистрации в органах Российского Речного Регистра, а не в органах ГИМС.
Государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномочены им на то лицом (при наличии у него надлежащим образом доверенности) документов, указанных в п. 18 Правил Государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных приказом МЧС России от 29.06.2005 № 500, а именно: заполненной регистрационной карточки-заявления судовладельца (п. 1); документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (п. 2); подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка-счет, товарный чек, договор купли-продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, судовой билет и иные, предусмотренные законодательством РФ документы (п. 3); подлинников и копий технических паспортов на судна промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с соответствующими отметками торгующих организаций или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими паспортным данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации (п. 4); документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета (п. 5).
В соответствии с п. 22 Правил Государственной регистрации маломерных судов регистрационная карточка-заявление судовладельца, а для используемых в целях мореплавания прогулочных парусных судов и прогулочных судов с главными двигателями мощностью 55 киловатт и более ещё и копии правоустанавливающих и технических документов, указанных в подп. 3, 4 п. 18 данных Правил, хранятся в картотеке органа государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам.
Таким образом, произведенная регистрация судна –катера <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен> и выдачей судового билета <номер обезличен> не соответствует требованиям законодательства о внутреннем водном транспорте, регистрация такого судна должна быть произведена в органах Российского Речного Регистра, а не в органах ГИМС, в нарушение требований Правил государственной регистрации маломерных судов в картотеке Томского сельского инспекторского отделения, которым произведена регистрация судна, отсутствуют копии всех необходимых правоустанавливающих и технических документов на катер <данные изъяты>.
Следовательно, решение Северского инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна – катера <данные изъяты> в качестве маломерного с присвоением бортового номера является незаконным, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на транспортную безопасность, охрану жизни и здоровья во время судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, помимо прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительности акта государственного органа.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в части признания незаконным решения Северского инспекторского участка – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна – катера <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен>; признании недействительным судового билета <номер обезличен>, выданного 07.05.2010 г.
Что касается требования о снятии судна – катера <данные изъяты> с регистрационного учета, то оно удовлетворению не подлежит, поскольку указанное судно снято с регистрационного учета его владельцем, что подтверждается пояснениями участников процесса, материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 441 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Томского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Северского инспекторского отделения – структурного подразделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Томской области» о регистрации судна –катера <данные изъяты> как маломерного с присвоением номера <номер обезличен>.
Признать недействительным судовой билет серии <номер обезличен>, выданный 07.05.2010.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Лебедева