Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4195/2015 ~ М-2354/2015 от 09.04.2015

Дело № 2-4195/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2015 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Фаррухшиной Г.Р.,

при секретаре Замараевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вахрушева В.Ю. к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации,

у с т а н о в и л:

Вахрушев В.И. (далее по тексту - истец) обратился в суд с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики (далее по тексту - Минфин УР, ответчик) о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации.

Исковые требования мотивированы следующим.

На основании Постановления ФИО1-<адрес> УР <номер> от <дата> «О назначении опекунства над ФИО2, <дата> года рождения…», гр. ФИО5 является его опекуном. Выплата опекунского пособия производилась с мая 1996 г., что подтверждается вышеуказанным постановлением.

Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были установлены с 1 июня 1992 г. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.

В соответствии с вышеуказанным Постановлением данные нормы были распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

Согласно п.1 упомянутого постановления Правительства Российской Федерации обеспечение учреждений для детей-сирот осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данное постановление Правительства принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 1991 г. N 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», предусматривающего приоритетное государственное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.

Финансовым органом субъекта Российской Федерации – Удмуртской Республики является Министерство финансов Удмуртской Республики, которое осуществляет работу по составлению республиканского бюджета и его исполнению. Финансовое обязательство по выплатам «опекунского пособия», установленное федеральным законодательством органами государственной власти Удмуртской Республики не выполнялось.

В соответствии с п.1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. N 199 органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

В силу ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства действительно являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств (ст.132 Конституции Российской Федерации, п.4 ст.6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Данным государственным полномочием по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (Администрация Якшур-Бодьинского района УР) в установленном порядке не наделялась, и ей не было передано необходимых финансовых средств для исполнения этого полномочия. Выплаты опекунских пособий осуществлялись МБУ «Центр образования - Централизованная бухгалтерия Якшур-Бодьинского района УР» за счет средств местного бюджета.

Выплата денежных средств опекунам (попечителям) в 1996-2004 г.г. производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе (Удмуртской Республике).

В соответствии с произведенными расчетами ежемесячных расходов на питание и одежду в соответствии с нормами установленными Постановлением Правительства РФ № 409 и данными Удмуртстата за 1996-2004 г.г., полученными по письму № 19-01/38, - на опекаемого должно было быть выплачено:

- на мальчика: за 1996 г.– <данные изъяты> руб., за 1997 г. – <данные изъяты> руб., за 1998 г.- <данные изъяты> руб., за 1999 г. – <данные изъяты> руб., за 2000 г. – <данные изъяты> руб., за 2001 г. - <данные изъяты> руб., за 2002 г. – <данные изъяты> руб., за 2003 г. – <данные изъяты> за 2004 г. – <данные изъяты> руб..

Однако, за 1996-2004 гг., опекунское пособие выплачивалось, в размере за 1996 г. – <данные изъяты> руб., за 1997 г. – <данные изъяты> руб., 1998 г.- <данные изъяты> руб., за 1999 г. – <данные изъяты> руб., за 2000 г. – <данные изъяты> руб., за 2001 г. - <данные изъяты> руб., за 2002 г. – <данные изъяты> руб., за 2003 г. – <данные изъяты>., за 2004 г. – <данные изъяты>.

Фактически, на опекаемого должно было быть выплачено: за 1996-2004 г. - <данные изъяты>

Было выплачено : за 1996-2004 г.г. - <данные изъяты>

Задолженность за питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг – составила 97321,44 руб.

Решением Верховного суда РФ от 07.04.2000г. № ГКПИ 00-248 установлено, что размер пособия на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством, не может быть менее фактической стоимости установленных натуральных норм на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря в конкретном регионе, так как иное противоречит федеральному законодательству.

Судебная практика Верховного суда России (определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 57-В12-1 от 30.03.2012 г.) по искам аналогичного характера установила, что надлежащим ответчиком по делам по искам опекунов о взыскании задолженности по выплатам денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря несовершеннолетним, находящимся под опекой граждан является финансовый орган администрации (правительства) субъекта РФ, и что срок исковой давности по этим искам не предусмотрен.

А также, в определении Верховного Суда № 58-В06-15 от 24.03.2006 года указано, что судам необходимо учитывать доводы истцов о необходимости индексации опекунских пособий в связи с потерей покупательной способности, и что если право подопечного на получение пособия в полном объёме не было реализовано до наступления его совершеннолетия, то именно подопечный обладает субъективным правом на получение сумм задолженности и только он может реализовать процессуальное право на обращение в суд с соответствующим иском. Поэтому просит взыскать с ответчика индексацию существующей перед истцом задолженности (невыплаченных денежных средств) в размере 383 131,65рублей.

В связи с чем истец обратился в суд и просит взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики в пользу истца задолженность за 1996 -2004 г.г. сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а так же за расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг и индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств, в размере 477453 руб., 09 коп.

В судебное заседание истец Вахрушев В.И. не явился, извещен о времени и месте судебное заседания, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца Платунов Д.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы иска, просил иск удовлетворить в полном объеме. Кроме того, представитель просил взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы: затраты на оформление нотариальной доверенности в размере 800 руб. При этом пояснил, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов УР.

В судебное заседание представитель ответчика - Министерства финансов Удмуртской Республики не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ. При этом в суд представил отзыв на исковое заявление, согласно которому Министерство финансов Удмуртской Республики исковые требования Вахрушева А.Ю. о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), не признаёт в полном объёме, является ненадлежащим ответчиком по данному делу, по существу исковых требований поясняет следующее.

Истец ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -Постановление №409, которым органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

Указанным постановлением с 1 июня 1992 года для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4 % расчетной стоимости содержания воспитанника в этих учреждениях.

Истец считает, что этим же Постановлением № 409 нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников вышеуказанных учреждений, распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи и детские дома семейного типа.

Однако, по мнению представителя ответчика, истец неправильно истолковал и применил вышеуказанные положения Постановления № 409. Так, в пункте 1 Постановления № 409 речь идёт исключительно об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их воспитанниках. По мнению ответчика, в рамках данного Постановления № 406, исходя из пункта 3, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, распространяются лишь нормы материального обеспечения и льготы, определённые приложениями к Постановлению № 409.

То, что выплата средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), является расходным обязательством субъекта Российской Федерации не указано ни в Постановлении №409, ни в Приказе Минобразования РФ от 19.08.1999 № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» (далее - Приказ № 199). Ни одним правовым актом Российской Федерации и Удмуртской Республики в указанный период не была возложена обязанность по финансированию таких выплат на бюджеты субъектов Российской Федерации и, соответственно, бюджет Удмуртской Республики. Напротив, Постановление № 409 и Приказ № 199 предусматривали выплату таких средств именно органами опеки и попечительства районов и городов. Кроме того, данный вид выплат закладывался в 1994-2004 годах как вид целевых расходов в местном бюджете - в бюджете города Ижевска и выдавался в органе опеки и попечительства в местной администрации. В бюджете Удмуртской Республики такие выплаты никогда не предусматривались. Размер выплат на содержание детей под опекой утвержден не правовым актом субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики, а правовыми актами законодательного органа местного самоуправления - Решениями о бюджете города Ижевска на соответствующий финансовый год.

В связи с тем, что средства на содержание опекаемых детей были предусмотрены не в бюджете Удмуртской Республики, а исключительно в бюджете города Ижевска, и размер таких выплат был утвержден Решениями о бюджете города Ижевска на соответствующий год, следовательно, обязательства по выплате таких средств взяла на себя Администрация города Ижевска.

Учитывая изложенное и то, что согласно ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 30.11.1994) органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, ответственность за выплату средств на содержание детей под опекой и установление их размера, возлагалась исключительно на местные администрации.

Кроме того, Постановление № 409 и Приказ № 199 являются федеральными актами и в соответствии со ст.ст. 83, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в ред. от 31.07.1998) финансовые средства для их реализации должны предоставляться из федерального бюджета. Так, из ст. 83 БК РФ (в ред. от 31.07.1998) следует, что федеральный бюджет должен предусматривать финансовые средства для реализации расходов, утвержденных федеральными нормативными актами.

Согласно ст. 84 БК РФ (в ред. от 31.07.1998) расходы на обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируются исключительно из бюджета Российской Федерации. А согласно ст. 7 Федерального закона от 09.07.1999 № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» все нормативные акты действуют в части, не противоречащей нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поэтому, по мнению представителя ответчика, истец имеет право требования недополученных сумм таких пособий из федерального бюджета, а не из бюджета субъекта Российской Федерации.

Министерство финансов Удмуртской Республики не может нести ответственность за то, что в федеральных актах не предусматривался источник финансирования пособий для детей, находящихся под опекой, а также не определялся порядок возмещения расходов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам на выплату таких пособий.

Учитывая, что меры по социальной защите детей-сирот предусматривались именно федеральными актами, а не актами субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики, и, учитывая, что федеральными актами не определялся источник финансирования пособий и порядок возмещения расходов на выплату таких пособий, то обязательства по финансированию пособий являются обязательствами Российской Федерации.

А согласно п. 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация и субъект Российской Федерации несут ответственность только по собственным обязательствам. Кроме того, согласно п. 5 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации не отвечают по обязательствам Российской Федерации. В связи с чем, привлечение субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики к ответственности по обязательствам в которых Удмуртская Республика не является стороной, недопустимо.

Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 11.07.1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» предусматривает приоритетное государственное обеспечение не детей, находящихся под опекой, а приоритетное государственное обеспечение учреждений для сирот. Из данного Указа Президента Российской Федерации не вытекают обязательства государственного обеспечения детей, находящихся под опекой. Поэтому, вывод о том, что если обеспечение учреждений для детей-сирот - это государственное полномочие, то и обеспечение детей, находящихся под опекой, тоже государственное полномочие, является необоснованным, так как о таком распространении на детей под опекой не указывается ни в одном правовом акте Российской Федерации.

Но несмотря даже на отсутствие такого обязательства, Удмуртская Республика со своей стороны исполнила вышеуказанные федеральные акты, но не тем, что предусмотрела суммы выплат в составе целевых статей расходов бюджета Удмуртской Республики (такие выплаты не предусмотрены в составе расходов бюджета Удмуртской Республики), а предусмотрев суммы выплат в межбюджетных отношениях с местными бюджетами. Так, в межбюджетных отношениях с городом Ижевском на выплату таких средств предусматривалось: в 1997 году 4809 тыс. руб.; в 1998 году 5695 тыс. руб.; в 1999 году 5335 тыс. руб.; в 2000 году 5745 тыс. руб.; в 2001 году 6721 тыс. руб.; в 2002 году 7595 тыс. руб.; в 2003 году 7595 тыс. руб.; в 2004 году 30152 тыс. руб.

Данные расходы не являются целевым финансированием. Из расходов, учтенных при формировании межбюджетных отношений не вытекают обязательства целевого финансирования определенного вида расходов. Взаимоотношения между бюджетом Удмуртской Республики и бюджетами муниципальных образований строятся на основе межбюджетных отношений.

При формировании межбюджетных отношений между бюджетом Удмуртской Республики и бюджетом г. Ижевска в 1997-2004 годах из бюджета Удмуртской Республики данному местному бюджету была предоставлена лишь финансовая помощь в виде дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в соответствии со ст. 139 БК РФ (в ред. от 31.07.1998), так как собственных доходов района не было достаточно для покрытия всех его расходов.

Объем финансовой помощи в виде дотации определяется как разница между совокупным объемом минимальных расходов местного бюджета, рассчитанных на основе республиканских минимальных нормативов финансовых затрат, и прогнозируемым совокупным объемом доходов местного бюджета. Расходы на содержание детей под опекой, указанные в приложениях к Законам Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий финансовый год, изначально были учтены в составе расходов бюджета города Ижевска при определении разницы между совокупным объемом расходов и совокупным объемом доходов бюджета города для определения размера финансовой помощи в виде дотации необходимой для выделения из бюджета Удмуртской Республики бюджету города Ижевска. Таким образом, эти суммы изначально были предусмотрены в бюджете города Ижевска, а не в бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год, но для реального наличия данных средств в городском бюджете, из бюджета Удмуртской Республики бюджету г. Ижевска оказывалась финансовая помощь в виде дотации. Свои обязательства, предусмотренные законами Удмуртской Республики бюджете Удмуртской Республики на 1997-2004 годы Министерство финансов Удмуртской Республики выполнило полностью, т.е. перечислило в указанные годы дотации городу Ижевску в размере 100 процентов от запланированного объема.

Оказание такой финансовой помощи местным бюджетам является правом бюджета субъекта Российской Федерации, а не его обязанностью.

Таким образом, обязательства со стороны субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики выполнены. По мнению ответчика, возложение обязанности по финансированию недовыплаченной части таких выплат опекунам в связи с неисполнением федеральных актов со стороны федерального бюджета на бюджет субъекта Российской Федерации - Удмуртскую Республику, которая со своей стороны исполнила федеральные акты (т.е. фактически исполнила обязательства Российской Федерации и федерального бюджета) будет являться неправомерным и необоснованным.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельно несут ответственность за действия должностных лиц и принятые ими нормативные акты.

Также, в соответствии со ст.ст. 10-31 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации состоит из трех абсолютно самостоятельных уровней бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных органов на своем уровне самостоятельно формировать и исполнять бюджет, иметь собственные источники доходов и расходов бюджетов и нести ответственность только по своим обязательствам. В связи с чем, отсутствуют правовые основания привлечения бюджета субъекта Российской Федерации к ответственности по обязательствам органов местного самоуправления.

Государственные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации не несут никакой ответственности за деятельность органов местного самоуправления. Министерство финансов Удмуртской Республики является органом исполнительной власти Удмуртской Республики, исполняющим бюджет Удмуртской Республики, согласно его Положению. Поэтому, оно не может нести ответственность за действия и решения органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.

При этом представитель ответчика представила контррасчет, согласно которому задолженность ответчика по выплатам с учетом индексации в случае взыскания составляет сумму 364589 руб. 41 коп. Но в целом расчёт, представленный истцом в качестве доказательства, обосновывающего необходимый к выплате опекуну размер денежных выплат на детей под опекой, и, обосновывающий расчет задолженности по иску, по мнению ответчика, не может быть принят судом во внимание.

Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утверждённое Приказом № 199 (далее - Положение), предусматривает назначение и выплату указанных средств органами опеки и попечительства.

Согласно ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 30.11.1994) органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.

Следовательно, определение размера ежемесячных денежных выплат на детей под опекой, указанными федеральными актами возложено исключительно на местные органы опеки и попечительства.

В п. 1 Положения прямо указывается, из чего должны исходить органы опеки и попечительства при определении размера денежных выплат на детей, находящихся под опекой и составлении расчетов - это установленные Постановлением № 409 натуральные нормы питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря и фактические цены конкретного региона. А письмом Министерства образования Российской Федерации от 19.04.1993 № 328/15-ф «О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством» разъяснен порядок определения размера таких денежных выплат, который должен применяться местными органами при составлении расчета размера необходимых денежных средств на указанные цели.

Таким образом, учитывая, что федеральными актами прямо предписывается назначение и выплату денежных средств на содержание детей под опекой осуществлять органам опеки попечительства, соответственно, расчеты необходимых денежных средств на содержание детей указанной категории, должны и могут произвести исключительно органы опеки попечительства.

В связи с чем представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству финансов Удмуртской Республики, отказать в полном объёме.

В судебное заседание представитель третьего лица - Администрации Муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, а также материалы личного дела Вахрушева Владимира Игоревича, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются, кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно статье 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Следовательно, выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.

Согласно ст. 5 данного Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 года № 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В целях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и во исполнение Указа Президента РФ от 11 июля 1991 года № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», а также решений шестого Съезда народных депутатов РФ Правительством РФ 20 июня 1992 года принято постановление №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указанным постановлением органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано обеспечивать в первоочередном порядке учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продуктами питания, одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.

Указанным постановлением с 1 июня 1992 года для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских лечебно-профилактических учреждениях, воспитывающихся и обучающихся в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях независимо от их типа и ведомственной принадлежности установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере не менее 4% расчетной стоимости содержания воспитанника в этих учреждениях.

Указанным постановлением нормы материального обеспечения и льготы, установленные для воспитанников вышеуказанных учреждений, распространены на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, в приемные семьи и детские дома семейного типа.

Во исполнение п. 3 указанного постановления Правительства РФ, Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).

Пунктом 1 вышеуказанного Положения, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999 года № 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Следовательно, органы государственной власти РФ, установив перечень товаров, рыночная стоимость которых подлежит выплате на содержание детей-сирот, тем самым определили размер пособий, средства на выплату которых необходимо было передать органам местного самоуправления из бюджета Удмуртской Республики.

Указанный вывод согласуется с действующей редакцией ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 24 августа 2004 года №122-ФЗ), согласно которой предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Расходными обязательствами непосредственно Российской Федерации являются только предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях.

В преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ установлены цели государственно-правовой охраны основных прав и свобод на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, в том числе приведения системы социальной защиты граждан в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Кроме того, расходные обязательства субъекта РФ регламентированы ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, которая предусматривает основания их возникновения и исполнение этих обязательств.

Согласно данной норме в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года № 120-ФЗ расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

В силу ст.34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Аналогичное по существу положение содержалось в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 24 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года № 409, возложена на органы опеки и попечительства как органы местного самоуправления с передачей необходимых для ее осуществления материальных и финансовых средств, в спорный период времени не принималось.

Анализируя заявленные исковые требования по существу, суд приходит к следующим выводам.

Правоотношения по обеспечению опекунскими пособиями гражданским законодательством не регулируются, а в специальных нормативных актах: Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлении Правительства РФ от 20 июня 1992 года №409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», срок исковой давности не предусмотрен.

Следовательно, истец имеет право требования задолженности по выплате «опекунского пособия» за весь указанный им период, а именно с 1 июня 1996 г. года по 31 июля 2004 года.

В судебном заседании установлено, что периоды выплат, суммы произведенных выплат участвующими в деле лицами не оспариваются, между сторонами отсутствует спор по расчетам, суд принимает представленный ответчиком расчет за основу при расчете суммы задолженности с учетом индексации.

Спор между сторонами касается установления факта того, соответствовал ли определенный в спорный период органами опеки и попечительства и выплаченный в пользу истца размер опекунского пособия установленному законом, а именно – был ли он определен с учетом установленных натуральных нормативов, и исходя из их фактической стоимости в Удмуртской Республики в спорный период, и, как следствие – имеется ли задолженность по выплате пособия и ее размер.

Нормы питания (от рождения до 3-х лет, от 3-х лет до 6-ти лет и школьный возраст), обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем (до 1-го года, от 1-го года до 2-х лет, от 2-х до 3-х лет, воспитанника дошкольного возраста и воспитанника школьного возраста) установлены в приложения №№ 1-3 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409.

Этим же постановлением предусмотрено, что сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет не менее 4 % расчетной стоимости содержания воспитанника в этих учреждениях.

Исходя из п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Минобразования РФ от 19 августа 1999 года № 199, выплата опекунам (попечителям) денежных средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря осуществляется исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Расчет задолженности определен исходя из установленных постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года № 409 норм, по данным Удмуртстата (территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике).

Согласно постановлению Правительства РФ от 2 июня 2008 года № 420 «О Федеральной службе государственной статистики» Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.

Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 указанного Постановления).

Федеральная служба государственной статистики в рамках своих полномочий обеспечивает пользователей официальной статистической и иной информацией в установленном порядке и на основе договоров об оказании информационных услуг (п. 5.21 указанного Постановления)

В силу вышеизложенного, исходя из полномочий и сферы деятельности Федеральная служба государственной статистики, судебная коллегия полагает, что произведение расчета задолженности по данным Удмуртстата является правомерным, равно как и учет сводного индекса потребительских цен как показателя уровня текущей инфляции.

Выплата опекунского пособия назначена на основании постановления главы Администрации Якшур-Бодьинского района г. Ижевска № 71/13 от 29.05.1996 г., выплаты произведены с июня 1996 г., следовательно, период задолженности подлежит исчислению с указанной даты - с 1 июня 1996 г. года по 31 июля 2004 года.

Кроме того, сумму задолженности истец просит взыскать с учетом её индексации.

В системе действующего законодательства РФ отсутствует специально определенный порядок индексации сумм пособий, выплачиваемых на опекаемых лиц, обязанность по выплате которых возникает из правоотношений по социальной защите.

Однако наличие инфляционных процессов в РФ является общеизвестным фактом, в силу ч. 1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ не нуждающимся в доказывании, в связи с чем отсутствие в специальном законодательстве соответствующей нормы не может нарушать права лиц, имеющих право на взыскание задолженности по опекунским пособиям, поскольку индексация в данном случае является механизмом поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги.

Таким образом, исходя из общих принципов действующего законодательства, в случае отсутствия нормы материального права для разрешения спора может быть применена норма, регулирующая сходные отношения (аналогия закона).

Применительно к настоящему спору такой нормой является статья 318 Гражданского кодекса РФ, согласно которой сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором.

С учетом изложенного, требование истца об индексации существующей задолженности следует признать законным и обоснованным. Не признавая иск по существу, ответчик не оспаривал методику расчета сумм задолженности с учетом индексации.

Таким образом, расчет задолженности производится судом исходя из размеров ежемесячных пособий, указанных в соответствии с данными Удмуртстата, которые не оспорены ответчиком.

Расчет задолженности, представленный ответчиком суд берет за основу, расчет судом проверен, признан верным, верно определены периоды, надлежащие суммы в соответствии с постановлением № 409 за питание, за одежду, обувь, мягкий инвентарь, расходы на культурно-массовую работу, размер фактически выплаченных сумм за спорный период, разница, подлежащая взысканию и сумма с учетом индексации.

Таким образом, итоговая сумма, подлежащая взысканию за спорный период 1 июня 1996 г. года по 31 июля 2004 года составляет 364589 руб. 41 коп.

Доводы ответчика о том, что расходы на содержание детей под опекой, указанные в приложениях к Законам Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий финансовый год, изначально были учтены в составе расходов бюджета г. Ижевска при определении разницы между совокупным объемом расходов и совокупным объемом доходов бюджета города для определения размера финансовой помощи в виде дотации, необходимой для выделения из бюджета Удмуртской Республики бюджету г. Ижевска, и что свои обязательства, предусмотренные законами Удмуртской Республики о бюджете на 1997-2004 годы Минфин УР выполнил полностью, перечислил в указанные годы дотации г. Ижевску в размере 100% от запланированного объема, суд не может признать состоятельными, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что дотации были выделены в размере, предусмотренном постановлением Правительства РФ №409, исчисленном в вышеуказанном расчете. При таких обстоятельствах, Удмуртская Республика, как субъект Российской Федерации, фактически не обеспечила в полном объеме реализацию норм действующего законодательства по установлению размеров пособия, подлежащих выплату опекунам, проживающим на территории республики г. Ижевска и выдавался в органе опеки и попечительства в местной администрации. В бюджете Удмуртской Республики такие выплаты никогда не предусматривались. Размер выплат на содержание детей под опекой утвержден не правовым актом субъекта РФ - Удмуртской Республики, а правовыми актами законодательного органа местного самоуправления - Решениями о бюджете города Ижевска на соответствующий финансовый год.

Ссылка на то обстоятельство, что размер опекунского пособия был рассчитан и определен уполномоченным органом, не свидетельствует о необоснованности заявленных истцом требований. Так, размер пособия на содержание опекаемых детей обусловлен установленными федеральными органами исполнительной власти нормативами и реально складывающимися в регионе ценами на продукты и непродовольственные товары. И такой размер не может быть ниже предполагаемого, если исчислять его в установленном Правительством РФ порядке. Уполномоченные органы субъекта РФ размер указанного пособия изменять не вправе.

Вышеприведенный расчет свидетельствует о наличии задолженности исходя из предусмотренных именно законом размерах выплат, а не выплат, установленных и выплаченных опекуну в спорный период времени.

Органы опеки и попечительства в спорный период времени фактически определяли размер опекунского пособия, подлежащего выплате в пользу истца, однако размер таких выплат был определен неправильно. В связи, с чем истец не лишен возможности доказывать соответствующее обстоятельство в суде.

Доводы представителя Минфина УР о том, что Министерство финансов УР как финансовый орган субъекта Российской Федерации - Удмуртской Республики не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, нельзя признать правильным, поскольку именно на органы государственной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409, которым установлены натуральные нормативы исходя из стоимости которых в каждом регионе и определяется размер опекунского пособия.

Довод представителя ответчика о том, что ответственность за выплату средств на содержание детей под опекой и установление их размера возлагается исключительно на местные администрации, суд признает несостоятельным по следующим основаниям.

В силу ст. 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

В соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Аналогичное по существу положение содержалось в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 24 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Закона Удмуртской Республики, которым обязанность по выплате опекунских пособий в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N 409, возложена на органы опеки и попечительства как органы местного самоуправления с передачей необходимых для ее осуществления материальных и финансовых средств, в спорный период времени не принималось.

С учетом изложенного, иск предъявлен истцом к надлежащему ответчику.

Принимая во внимание, что доказательств выплаты истцу указанной суммы стороной ответчика не представлено, и учитывая, что Минфин УР является надлежащим ответчиком по делу, исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению, с ответчика - Министерства финансов УР подлежит взысканию в пользу истца сумма 364589 руб. 41 коп.

Статьей 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку расходы, связанные с оформлением нотариальной доверенности в размере 800 руб. подтверждаются справкой нотариуса от <дата> г., то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма затрат в размере 800 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Вахрушева В.Ю. к Министерству финансов Удмуртской Республики о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, суммы индексации удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики за счет средств казны Удмуртской Республики в пользу Вахрушева В.Ю. задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, за период с <дата> года по <дата>, с учетом индексации, в размере 364589 руб. 41 коп., расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 800 руб. В удовлетворении остальных требований отказать.

Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Ижевска.

Решение принято в окончательной форме <дата>.

Председательствующий судья Фаррухшина Г.Р.

2-4195/2015 ~ М-2354/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вахрушев Владимир Игоревич
Ответчики
Министерство финансов УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Фаррухшина Гульсина Рауисовна
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
09.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2015Передача материалов судье
13.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.06.2015Предварительное судебное заседание
17.08.2015Судебное заседание
21.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2015Дело оформлено
29.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее