Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
В составе: судьи Корниенко М.В.,
При секретаре Кашиной Е.В.,
С участием представителей сторон,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте 29 мая 2017 года гражданское дело по иску Терентьева С.А. к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми (межрайонному) об обязании включить период службы в специальный стаж, произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, возмещении судебных расходов,
У с т а н о в и л:
Терентьев С.А. предъявил иск к Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Ухте об обязании включить период службы по призыву с <...> г. по <...> г. в специальный стаж, произвести перерасчет пенсии с применением стажа на соответствующих видах работ с учетом стажевого коэффициента .... с уменьшением на отношение неполного стажа к требуемому <...> г. с <...> г. бессрочно, обязать ответчика установить максимальное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, в размере ...., взыскать недополученную пенсию с учетом указанных оснований, взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере .... руб. В обоснование иска указывая, что является пенсионером по старости с <...> г.. В нарушение действующего законодательства, исключая период службы по призыву из подсчета льготного стажа, ответчик не учел п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, согласно которому период прохождения службы в Советской Армии приравнивался к работе с вредными и тяжелыми условиями труда. Конвертация пенсионных прав истца произведена ответчиком по продолжительности общего стажа .... лет .... месяцев .... дня, применено отношение неполного имеющегося стажа к полному общему стажу 25 лет ( ....). С учетом периода службы специальный стаж истца по состоянию на 01 января 2002 года составит .... лет .... месяцев .... дней, что соответствует стажевому коэффициенту .... с уменьшением на отношение неполного стажа к требуемому .... (с учетом требуемых 12 лет 6 месяцев). Указал, что им представлена справка о заработной плате за период с <...> г. по <...> г., где к заработной плате начислялся районный коэффициент ....%, полагает, что имеет право на повышенное отношение заработков в размере ...., при назначении пенсии отношение заработков установлено в размере ..... С учетом вышеизложенного, образовалась существенная недоплата пенсии.
В настоящее судебное заседание истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании <...> г. изменил исковые требования, просил произвести перерасчет пенсии по специальному стажу с учетом службы по призыву с <...> г., а с учетом повышенного отношения заработков в размере .... –с момента вынесения решения судом. Остальные требования поддержал в редакции заявления.
Представитель истца Тихомирова А.С. исковые требования Терентьева С.А. поддержала, указав, что имеются все условия для определения пенсионного капитала по специальному стажу, с учетом включения службы в армии в специальный стаж, пенсия истца увеличиться. Также указала, что основания для перерасчета пенсии с учетом отношения заработков в размере .... имеются.
Представитель ответчика Шапенкова А.Л., действуя на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, указывая, что для применения повышения отношения заработков у истца отсутствует необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет по состоянию на 01 января 2002 года, период прохождения службы по призыву не подлежит зачету в специальный стаж. Пенсия истцу рассчитана в точном соответствии с действующим законодательством.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав стороны, изучив материалы настоящего дела, пенсионного дела, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Терентьев С.А., <...> г.р., является страховой получателем пенсии по старости с <...> г. на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения содержались в п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу п.2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Из содержания ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Нормативным актом, регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». Подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий предусматривался зачет в общий стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности, рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В соответствии с разделом ХШ "Бурение, добыча и переработка нефти и газа, переработка угля и сланца" п. 1 "Бурение" Списка N 2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 года № 1173, правом на досрочное назначение пенсии пользуются бурильщики и их помощники.
Из таблицы о трудовом стаже усматривается, что из подсчета стажа работы с тяжелыми условиями исключена служба в армии с <...> г. по <...> г..
Из трудовой книжки истца следует, что <...> г. принят .... в Управление буровых работ № 2 Усинского треста буровых работ объединения «Коминефть», <...> г. уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии, с <...> г. по <...> г.-служба по призыву, с <...> г. принят .... в экспедицию глубокого эксплуатационного бурения № 2 Усинского управления буровых работ объединения «Коминефть».
Перед прохождением и после прохождения службы у истца была работа с тяжелыми условиями труда, учтенная ответчиком в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, период службы в армии по призыву с <...> г. по <...> г. подлежит включению в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение. В этой части требования Терентьева С.А. подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17декабря 2001года N 173-ФЗ, вступившего в силу 01 января 2002 года, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.
Пунктом 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определена формула исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, а в п. 9 данной статьи предоставлено гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии.
Согласно п.9 ст. 30 данного Закона конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного)стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Из разъяснений, содержащихся в пп.7 п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, право на конвертацию (преобразование) пенсионный прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в п.1 ст.27 и ст.27.1,при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или)стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (п.9 ст.30 ФЗ-173ФЗ).
Законодатель при определении порядка пенсионных прав застрахованных лиц и предоставления гражданам права выбора вида трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии, связал его со стажем, требуемым для назначения пенсии. При этом для определения расчетного размера пенсии учитывается продолжительность общего трудового стажа или стажа на соответствующих видах работ только до 01 января 2002 года.
Из пенсионного дела Терентьева С.А. следует, что на 01 января 2002 года стаж для определения пенсионного капитала: общий трудовой-.... лет .... месяцев .... дня, с тяжелыми условиями- .... лет .... месяцев .... дня. Конвертация пенсионных прав произведена по продолжительности общего стажа. В связи с отсутствием у истца на 01 января 2002 года общего трудового стажа продолжительностью 20 лет ответчиком при определении величины пенсионного капитала применено отношение неполного имеющегося стажа к полному общему стажу 25 лет. Требования Терентьева С.А. о перерасчете пенсии по специальному стажу необоснованны, поскольку он по состоянию на 01 января 2002 года не имел необходимую продолжительность общего стажа и стажа на соответствующих видах работ, то и право на выбор порядка проведения конвертации у него не возникло.
В рамках рассмотрения настоящего дела Терентьев С.А. представил справку ООО «ЛУКОЙЛ Коми» о заработной плате за период с <...> г. по <...> г. в Экспедиции глубокого эксплуатационного бурения № 2 Усинского управления буровых работ с начислением районного коэффициента в размере ....%, а с <...> г. в размере ....% для перерасчета пенсии с применением повышенного отношения заработков.
В соответствии с п.2 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживающих по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8.
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Из приведенных нормативных положений следует, что условием для применения при расчете размера пенсии повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ является подтверждение либо проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо наличие необходимого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 01 января 2002 года.
Аналогичная правовая позиция указана в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии" (пункт 28), согласно которому судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Материалами дела подтверждено, что по состоянию на 01 января 2002 года Терентьев С.В. проживал в ...., т.е в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на указанную дату стаж работы в районах Крайнего Севера составлял .... лет .... месяцев .... дней,т.е. менее требуемых законом 15 лет. Ответчиком обоснованно произведен расчет пенсии с учетом отношения заработков .....
При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для применения повышенного отношения заработков в размере .... и для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии, поскольку отсутствует требуемый стаж в районах Крайнего Севера по состоянию на 01 января 2002 года.
Согласно ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по оплате услуг представителя. Для оказания юридических услуг истец заключил с Центром оказания услуг «Юрист плюс» <...> г., стоимость услуг по договору составила .... рублей, истцом оплачена в полном объеме <...> г.. Учитывая характер спорных правоотношений, частичное удовлетворение исковых требований, в большей части требований истцу отказано, составление представителем искового заявления, участие в двух судебных заседаниях, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца .... рублей.
Исходя и вышеизложенного и руководствуясь ст.196, 198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования Терентьева С.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте (межрайонное) включить Терентьеву С.А. в специальный стаж (с тяжелыми условиями труда) период службы в армии по призыву с <...> г. по <...> г..
В удовлетворении исковых требований об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом конвертации пенсионных прав с применением стажа на соответствующих работах со стажевым коэффициентом .... с уменьшением на отношение неполного стажа к требуемому ...., обязании установить максимальное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере ...., произвести перерасчет пенсии с <...> г.- отказать.
Взыскать с Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте (межрайонного) в пользу Терентьева С.А. судебные расходы в размере .... рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 05 июня 2017 года.
Судья- М.В.Корниенко