РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2021 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мироновой С.В.
при секретаре судебного заседания Бородулиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Сойменова В.В. к Департаменту Градостроительства г.о. Самара о признании незаконным уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Сойменов В.В. обратился в суд с административным иском к Департаменту Градостроительства городского округа Самара о признании уведомления об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным и согласовании схемы расположения земельного участка, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Куйбышевского городского совета депутатов трудящихся г.Куйбышева выдано разрешение ФИО3 на строительство (установку) гаража во дворе <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выдано Уведомление, согласно которому электропроводка гаража подключена к электросети. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о смерти ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Советского района и ФИО4 заключен договор № на право временного пользования земельным участком для использования под гараж. ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> заверена расписка, по которой ФИО4 продала истцу металлический гараж, установленный во дворе <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> выдана выписка из Постановления №, согласно которой истцу предоставлен земельный участок во временное пользование. ДД.ММ.ГГГГ. Филиалом Самарские электросети выдан счет-фактура №, согласно которой истец оплатил долевое участие в инвестировании гаража №, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии выдано уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии выдано Уведомление об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» истцу выдано заключение по инженерно-техническому обследованию гаража, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Отделом гигиены и эпидемиологии с Советском районе г.Самары ФГУЗ дан ответ о том, что проведение санитарно-гигиенической экспертизы нежилого здания на соответствие требованиям санитарного законодательства не предоставляется возможным ввиду отсутствия нормативных документов. ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> подготовлено экспертное заключение № о соответствии требованиям безопасности, объемно-планировочных и конструктивных решений гаража. ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> выдано Уведомление об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» выдан технический паспорт на гараж. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером подготовлен технический план здания, находящегося по адресу: <адрес>, гараж №. ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>» выдана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящейся по адресу: <адрес> во дворе дома <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства городского округа Самара истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка. Истец не согласен с указанным уведомлением об отказе в утверждении схемы. Просил суд с учетом уточненных исковых требований восстановить срок для подачи административного искового заявления, признать уведомление Департамента градостроительства городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> во дворе <адрес>, незаконным; согласовать (утвердить) схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> во дворе <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца – адвокат Сурков Я.И., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., поддержал заявленные требования в полном объеме по мотивам, указанным в административном исковом заявлении, указывая, что имеются все необходимые документы, которые подтверждают законность возведения гаража на земельном участке, обстоятельства нарушения чьих-либо прав отсутствуют.
Представитель административного ответчика Департамента Градостроительства городского округа Самара Матвеева Г.В. в судебном заседании пояснила, что заявленные истцом требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, поскольку административный истец не соответствует требованиям п.п. 1.1.3 п. 1.1 Административного регламента, схема расположения земельного участка разработана с нарушением, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. Также указала на тот факт, что административный иск подан по истечении трехмесячного срока.
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Самарской области, Администрации г.о. Самара, АО «Самараэнергосбыт», АО « Самарская сетевая компания» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли.
Представитель заинтересованного лица ООО «Энерго» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Милевская О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Представитель Милевской О.Н. – Сурков Я.И., действовавший на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что Милевская О.Н. владеет соседним гаражом, спора по границам между ними нет.
В соответствии с ч. 2. ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Выслушав стороны, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу прямого указания, содержащегося в части 8 приведенной статьи, основанием для отказа в удовлетворении административного иска является пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено законом (часть 7 статьи 219 КАС РФ).
Административным истцом Сойменовым В.В. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
Установлено, что отказ в утверждении схемы был направлен Департаментом градостроительства г.о. Самара представителю Сойменова В.В. и получен им ДД.ММ.ГГГГ. Административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом того, что Соменову В.В. отказ в утверждении схемы не направлялся, учитывая личность истца, введение в период подачи иска ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления срок обращения в суд с административным исковым заявлением.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сойменов В.В. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 18 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, с целью использования земельного участка под строительство гаража.
ДД.ММ.ГГГГ уведомлением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Сойменову В.В. было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка.
Основаниями для отказа явились:
несоответствие заявителя требованиям (условиям) определяющим категории получателей муниципальной услуги и предусмотренным подпунктом 1.1.3 пункта 1.1 Административного регламента,
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам: объект расположен на ориентировочном расстоянии 3 метра от объекта электросетевого хозяйства – трансформаторной подстанции.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установленный статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривает в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 1 пункта 1).
В соответствии со статьей 11 того же Кодекса подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, и может быть обеспечена, в том числе заинтересованными гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Кодекса).
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 того же Кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Департамент указывает, что согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара образуемый земельный участок расположен в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3), в охранной зоне инженерных коммуникаций (высоковольтный электрический кабель).
Использование земельного участка для размещения гаража не соответствует основным видам разрешенного использования земельного участка в указанной зоне.
Согласно представленного топографического материала образуемый земельный участок расположен на ориентировочном расстоянии 3 метра от объекта электросетевого хозяйства – трансформаторной подстанции.
Согласно ответа АО «Самарская сетевая компания» от ДД.ММ.ГГГГ № трансформаторная подстанция, расположенная в <адрес>, находится на обслуживании у АО «Самарская сетевая компания».
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 104 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях безопасной эксплуатации объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий.
Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) относится к видам зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 105 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Согласно указанным Правилам установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Согласно пунктов 8, 10 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Согласно приложению к Правилам охранная зона устанавливается вокруг подстанций - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте наивысшей точки подстанции), ограниченной вертикальными плоскостями, отстоящими от всех сторон ограждения подстанции по периметру на расстоянии, указанном в подпункте "а" настоящего документа, применительно к высшему классу напряжения подстанции, в данном случае по периметру на расстоянии 5 метров ( п. д).
Административным истцом не представлено решение АО «Самарская сетевая компания» о согласовании предполагаемого строительства гаража, так как истец указывает в заявлении о том, что земельный участок необходим для строительства гаража.
Однако установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположен гараж, которым пользуется Сойменов В.В.
Решением Советского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворении исковых требований Сойменова В.В. к Администрации г.о. Самара, администрации Советского внутригородского района г.о. Самара о признании права собственности на гараж отказано.
Согласно подпункта 1.1.3 пункта 1.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного Постановлением Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 N 170, получателями муниципальной услуги являются обеспечившие подготовку схемы расположения земельного участка и обратившиеся с запросом (заявлением) об утверждении схемы расположения земельного участка граждане и юридические лица, относящиеся к одной из следующих категорий:
1) граждане и юридические лица, которым земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены на праве аренды или безвозмездного пользования, в случае образования земельных участков путем раздела земельного участка, предоставленного указанному гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования;
2) юридические лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случае образования земельных участков путем раздела земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования;
3) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении испрашиваемого земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и расположенного вне границ населенных пунктов, путем проведения аукциона по продаже земельного участка, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Административный истец не является лицом, которое может быть получателем услуги.
В соответствии с подпунктами 2, 6 пункта 2.11 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
2) несоответствие заявителя (получателя муниципальной услуги) требованиям (условиям), определяющим категории получателей муниципальной услуги и предусмотренным пунктом 1.1.3 Административного регламента;
6) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В рассматриваемом случае, такая совокупность не установлена, оспариваемое уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка вынесено уполномоченным органом с учетом требований действующего законодательства относительно порядка и оснований принятия оспариваемого решения, а также с учетом соответствия содержания оспариваемого решения законодательству, регулирующему спорные отношения, требования административного истца о признании уведомления Департамента градостроительства городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> во дворе <адрес>, незаконным, а также об утверждении схемы расположения земельного участка удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сойменова В.В. к Департаменту Градостроительства г.о. Самара оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательном виде изготовлено 25.03.2021.
Судья С.В. Миронова