Судья Язвенко Р.В. дело N 33-534/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2016 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Смирнова Е.А., Палянчук Т.А.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Ядришниковой А.Г.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» на основании доверенности Шинкаренко А.А., а также представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на основании доверенности Деняк П.В. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 8 июня 2015 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Романюк С.Е. обратилась в суд с иском к ФГБУ «Сочинский национальный парк», Территориальному управлению Росимущества в Краснодарском крае об исправлении кадастровой ошибки и постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
В обоснование требований указано, что Романюк С.Е. является собственником земельного участка площадью 863 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0404002:1024, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...>. Романюк С.Е. обратилась к кадастровому инженеру с целью проведения кадастровых работ на принадлежащем ей земельном участке. Согласно заключению кадастрового инженера при нанесении координат на кадастровую карту было выявлено наложение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:1024 на границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:24 Адлерского участкового лесничества Сочинского национального парка. По мнению истца, указанная кадастровая ошибка препятствует в оформлении необходимой документации, что нарушает его права.
В связи с чем, Романюк С.Е. просит суд установить точные границы земельного участка, применяемые при исполнении межевого плана в отношении земельного участка площадью 863 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0404002:1024, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...>, согласно фактическому пользованию.
Установить факт кадастровой ошибки в отношении обособленного земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0404002:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:24, и при исполнении межевого плана по ее исправлению, прохождение границ обособленного земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0402008:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:00000000:24, считать с учетом границ земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0404002:1024, согласно заключению экспертизы ООО «ЗемГеоЦентр» от 14 мая 2015 г. (вариант N 2), при этом согласование границ с правообладателями смежных земельных участков не требуется.
При исполнении межевого плана по уточнению границ и площади земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0404002:1024, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, сдт «Авиатор», участок N 205, прохождение границ считать согласно заключению экспертизы «ЗемГеоЦентр» от 14 мая 2015 г. (вариант N 2). При этом согласование с правообладателями смежных земельных участков не требуется.
При исполнении межевого плана по исправлению ошибки в местоположении исправлению границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:24, прохождение границ считать согласно заключению экспертизы ООО «ЗемГеоЦентр» от 14 мая 2015 г. (вариант N 2).
Заказчиком кадастровых работ в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0404002:1024 и 23:49:0404002:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:24, считать Романюк С.Е.
При исполнении межевого плана по исправлению ошибки в местоположении в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:24, в акте согласования границ согласие территориального Управления Росимущества по Краснодарскому краю не требуется.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю принять у Романюк С.Е. заявление о внесении изменений в государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:1024 и земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:24, в соответствии с выполненным межевым планом.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи от 8 июня 2015 г. требования Романюк С.Е. удовлетворены частично.
Суд установил точные границы земельного участка, применяемые при исполнении межевого плана в отношении земельного участка площадью 863 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0404002:1024, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, сдт «<...>, согласно закономерным границам согласно заключению экспертизы ООО «ЗемГеоЦентр» от 14 мая 2015 г (приложение N1).
Суд установил факт кадастровой ошибки в отношении обособленного земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0404002:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:24, и при исполнении межевого плана по ее исправлению, прохождение границ обособленного земельного участка, с кадастровым номером 23:49:0402008:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:00000000:24, предписал считать с учетом границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:1024, согласно заключению экспертизы ООО «ЗемГеоЦентр» от 14 мая 2015 г. (вариант N 1).
Суд установил механизмами устранения выявленных документальных геодезических накладок (пересечения) закономерных границ обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:198, входящего в состав единого землепользования, с кадастровым номером 23:49:0000000:24, согласно кадастровому плану территории N 2343/12/15-445213 от 21 апреля 2015 г., выданного Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, на границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:1024, принадлежащего Романюк С.Е. на праве собственности, и расположенного в с. Лесное в сдт «Авиатор», участок N 205 Адлерского Зона г. Сочи, согласно данным свидетельства о праве собственности на земельный участок от 24 декабря 1999 г., N 0124012, площадью 210,6 кв.м., в том числе под жилым домом, площадью 29,7 кв.м., и существующими строениями (верандами), площадью 27,5 кв.м., в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», приказом МЭР РФ от 24 ноября 2008 г. N 412, письмом МЭР РФ Зам. Министра от 27 сентября 2009 г. N 4448-ИМ/Д23, с учетом заявления (согласия) заинтересованной стороны, а именно: правообладателя единого землепользования, с кадастровым номером 23:49:0000000:24, в состав которого входит обособленный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404002:198 (правообладатель РФ), в отношении которого установлена кадастровая ошибка или ошибка в местоположении границы ранее учтенного единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:24, в состав которого входит обособленный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404002:198, участие которого регламентировано действующим законодательством.
В апелляционных жалобах представители ответчиков выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалоб указывают, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Романюк С.Е. является собственником земельного участка площадью 863 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0404002:1024, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16 апреля 2014 г. 23-АМ N 928969.
Согласно заключению кадастрового инженера Авдеевой А.Е. при нанесении координат, полученных в результате кадастровых работ на кадастровую карту, было выявлено наложение границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:1024 на границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:198, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:24 - Адлерское участковое лесничество Сочинского национального парка, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерское лесничество, Сочинский национальный парк, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404002:198 (23:49:0000000:24).
Удовлетворяя требования истца, суд указал на их обоснованность, установив факт наличия кадастровой ошибки.
Судебная коллегия полагает вывод суда ошибочным.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту Закон о государственном кадастре) исчерпывающе определен перечень случаев, когда сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, могут быть изменены в порядке исправления выявленных ошибок.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Часть 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре устанавливает, что кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о государственном кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу части 9 статьи 38 Закона о государственном кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Нормативная точность межевания определяется подзаконными нормативными актами, а также утвержденными методическими рекомендациями. Требования к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу изложенного, часть 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре должна применяться в случаях нарушения требований к точности и методам определения координат характерных точек границ спорного земельного участка, требований к картам и планам, являющимся картографической основой государственного кадастра недвижимости, а не к случаям, когда имеется спор о нраве на земельный участок.
Из искового заявления Романюк С.Е. не усматривается, в чем заключается кадастровая ошибка. Сам по себе факт наложения земельного участка истца на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, не является основанием для утверждения о наличии кадастровой ошибки.
Необходимо учесть, что к землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли особо охраняемых природных территорий (пункт 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ на землях национальных парков, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
В силу пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты, в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
Земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации (пункт 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ).
Также в силу подпункта 1 пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление садоводческих и дачных участков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Таким образом, земли ФГБУ «Сочинского национального парка», отнесены к землям, изъятым из оборота, и не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Пунктом «д» статьи 71 Конституции РФ императивно установлено, что федеральная государственная собственность и управление ею находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Согласно Положению о Территориальном управлении, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 г. N 49 Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории Краснодарского края земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с возложенными полномочиями Территориальное управление должно обеспечивать сохранение границ и площадей земельных участков, расположенных на территории Краснодарского края, находящихся в федеральной собственности, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов РФ.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Представленные истцом доказательства не содержат выводов о принадлежности спорного земельного участка иному лицу (в том числе истцу), кроме как Российской Федерации.
Статьей 235 Гражданского кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности на имущество, в соответствии с которой право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом, а также в случаях принудительного изъятия имущества у собственника.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Российская Федерация как собственник земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:198 не принимала решения об отказе от права собственности либо о прекращении права собственности на данный земельный участок, а также о его отчуждении в собственность муниципального образования г. Сочи, а, следовательно, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404002:198 по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, не прекращалось.
В силу приведенных норм права, наличие фактического владения в границах земельного участка РФ не может являться основанием для прекращения права федеральной собственности на спорную часть земельного участка.
ФГБУ «Сочинский национальный парк» создан постановлением Совета министров РСФСР от 5 мая 1983 г. N 214. Указанным постановлением национальному парку предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 190 тыс. га земель государственного лесного фонда. Границы лесхозов, на базе которых создан национальный парк, закреплены в материалах лесоустройства территории этих лесхозов, проведенного в 1976 – 1977 г.г.
В 1997 г. Воронежским лесоустроительным предприятием составлен «проект организации территории и ведения лесного хозяйства Сочинского национального парка, согласно которого определены границы участков лесного фонда национального парка на площади 193737 га». Имеется картографический материал (планшеты М1:10000), согласованный с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Сочи в 2001 г.
В июне 2006 г. Сочинским филиалом ФГУ «Земельно-кадастровая палата Краснодарского края», по заявлению дирекции национального парка, произведена постановка на условный земельно-кадастровый учет границ национального парка, полученных картометрическим способом оцифровки и векторизации планшетов лесоустройства 1997 г. При этом учтены сведения о наличии всех известных (установленных) землепользователей на июнь 2006 г.
В соответствии с разъяснениями указанных в Письме Федерального агентства кадастра объектов недвижимости «О кадастровом учете лесных участков» от 26 января 2007 г. N ВК/0170, проектирование лесных участков осуществляется в ходе проведения лесоустройства (пункт 3 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ). При проектировании осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади, определенных по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие города Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 г.г.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 июня 2006 г. N 357, заключен государственный контракт по межеванию границ ФГБУ «Сочинский национальный парк». По результатам межевых работ земли ФГБУ «Сочинский национальный парк» были поставлены на уточненный государственный земельный кадастровый учет.
Работы по межеванию территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» производились ФГУП «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона о государственном кадастре согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий.
Границы и местоположение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:198 согласованы со всеми смежными землепользователями в установленном законом порядке, в том числе в соответствии с Законом о государственном кадастре. Нарушений прав смежных землепользователей при его межевании и постановке на государственный кадастровый учет выявлено не было.
При проверке представленных документов оснований для приостановления проведения кадастрового учета или отказа в проведении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404002:198 выявлено не было, в результате чего был осуществлен кадастровый учет.
Таким образом, утверждения истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404002:198 поставлен на государственный кадастровый учет без соблюдения интересов и учета прав смежных землепользователей необоснованны.
Пункты 1, 3 – 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ гласят, что неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы представителя ФГБУ «Сочинский национальный парк» на основании доверенности Шинкаренко А.А. и представителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на основании доверенности Деняк П.В. удовлетворить.
Решение Адлерского районного суда г. Сочи от 8 июня 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в иске Романюк Светланы Евгеньевны к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ФГБУ «Сочинский национальный парк» об исправлении кадастровой ошибки.
Председательствующий:
Судьи: