Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2295/2020 ~ М-2046/2020 от 25.06.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 июля 2020 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2295/2020 по административному исковому заявлению Зеленовской Т.Н., Волковой Е.Н. к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Зеленовская Т.Н., Волкова Е.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о.Самара и Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными действий по возврату заявления.

В обоснование заявления указано, что административным истцам на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 507 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> 29.01.2020 истцы обратились в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предоставлении им в аренду сроком на 20 лет земельного участка, прилегающего к их земельному участку. Департамент градостроительства пакет документов передал на рассмотрение в Департамент управления имуществом, который, в свою очередь, вернул пакет документов истцам, мотивировав свое решение тем, что рассмотрение заявления относится к компетенции Департамента градостроительства. Административные истцы считают действия Департаментов незаконными, полагая, что административные ответчики должны сами разрешить спор о компетенции между собой, а не возвращать им заявление. О нарушении своих прав административные истцы узнали из уведомления от 16.03.2020, которое получили заказным письмом 20.03.2020.

Ссылаясь на изложенное, просят признать незаконными действия административных ответчиков, которые выразились в том, что Департамент градостроительства г.о.Самара передал заявление истцов на рассмотрение в Департамент управления имуществом г.о.Самара, а Департамент управления имуществом г.о.Самара вернул его истца, вместо того, чтобы разрешить спор о компетенции между собой; обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения - принять заявление истцов, определить между собой, кто из них компетентен разрешать заявление истцов по существу, разрешить заявление по существу.

В судебном заседании административные истцы и их представитель по доверенностям – Рыбаков А.А. требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске. Представитель административных истцов полагал, что органом, компетентным рассматривать заявление, является Департамент управления имуществом г.о.Самара.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности – Нагорная С.С. просила в удовлетворении требований о признании незаконными действий Департамента градостроительства г.о.Самара, выразившихся в передаче заявления на рассмотрение в Департамент управления имуществом г.о.Самара, отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен, представил письменные возражения, в которых просит в удовлетворении требований отказать (л.д.30-31).

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Для реализации указанного права заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности (по ? доле) принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, площадью 507 кв.м (л.д. 39, 40).

Также административным истцам на праве общей долевой собственности (по ? доле) принадлежит жилой дом площадью 77,90 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.37, 38).

Административные истцы обратились в адрес Главы г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду на 20 лет под жилым домом с участком. Заявление зарегистрировано в Департаменте градостроительства г.о.Самара 29.01.2020 №СП-9/368 (л.д.33).

30.01.2020 заявление административных истцов передано по компетенции в Департамент управления имуществом г.о.Самара, что подтверждается карточкой учета входящих документов.

31.01.2020 заявление зарегистрировано в Департаменте управления имуществом г.о. Самара за №15-01-22/1188.

Письмом от 16.03.2020 Департамент управления имуществом г.о.Самара вернул административным истцам пакет документов, указав, что согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемый земельный участок предполагается образовать путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 129 кв.м. Уполномоченным органом по принятию решения по вопросу перераспределения земельных участков является Департамент градостроительства г.о.Самара, куда заявителям рекомендовано обратиться (л.д.10).

В соответствии с п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 №1 разграничены полномочия в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара между Департаментом градостроительства г.о.Самара и Департаментом управления имуществом г.о.Самара.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 указанного постановления уполномоченным органом по приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка является Департамент градостроительства г.о.Самара.

В силу подпункта 18 пункта 1 постановления полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации, наделен руководитель Департамента градостроительства г.о.Самара.

На основании подпункта 3 пункта 2 постановления уполномоченным органом по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, является Департамент управления имуществом г.о.Самара.

Таким образом, уполномоченным органом по рассмотрению заявления административных истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилым домом с участком является Департамент управления имуществом г.о.Самара. Следовательно, указанное заявление правомерно перенаправлено Департаментом градостроительства г.о.Самара по компетенции в Департамент управления имуществом г.о.Самара, у которого, в свою очередь, отсутствовали основания для возвращения заявления по мотиву отсутствия полномочий на его рассмотрение.

То обстоятельство, что представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предполагала образование земельного участка путем перераспределения земельных участков, не является основанием для возвращения заявления. Несоответствие схемы расположения земельного участка установленным требованиям и, соответственно, невозможность ее утверждения может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ).

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что действия Департамента управления имуществом г.о.Самара по возврату заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, и нарушают права и законные интересы административных истцов, в связи с чем требования последних о признании таких действий незаконными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

В целях восстановления нарушенных прав административных истцов на Департамент управления имуществом г.о.Самара следует возложить обязанность принять заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка к рассмотрению.

Требования административных истцов в части признания незаконными действий Департамента градостроительства г.о.Самара не подлежат удовлетворению, так как его действия по перенаправлению заявления в Департамент управления имуществом г.о.Самара требованиям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, не противоречат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Зеленовской Т.Н., Волковой Е.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Департамента управления имуществом г.о.Самара по возвращению заявления Зеленовской Т.Н., Волковой Е.Н. о предварительном согласовании предоставлении земельного участка.

Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара принять заявление Зеленовской Т.Н., Волковой Е.Н. о предварительном согласовании предоставлении земельного участка к рассмотрению в установленном законом порядке.

В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27.07.2020.

Судья            (подпись)                    А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-2295/2020 ~ М-2046/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Зеленовская Т.Н.
Волкова Е.Н.
Ответчики
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Рыбаков А.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
25.06.2020Регистрация административного искового заявления
25.06.2020Передача материалов судье
29.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее