Гражданское дело № 2-606/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 17 ноября 2017 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.
при секретаре Толкушкиной Т.А.,
с участием представителя истца Федотовой П.А. – Носкова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотовой П.А. к Федеральному агентству лесного хозяйства, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, Филиалу ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», Министерству лесного хозяйства Красноярского края о снятии земельных участков с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Федотова П.А. в лице представителя по доверенности Носкова О.В., обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, Филиалу ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», Министерству лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности на Территориальное управление Росимущества в Красноярском крае снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, что Федотовой П.А. принадлежит на праве собственности земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, площадью 1200 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на него зарегистрировано 07 мая 2015 года, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2015 г. серии <данные изъяты>. На указанном земельном участке по этому же адресу расположен жилой дом, площадью 112,1 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке 19 июня 2015 года, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 19.06.2015 года. Принадлежащий истцу земельный участок был поставлен на кадастровый учет 26 февраля 2013 года.
В 2016 году Федотова П.А. обратилась в <данные изъяты> с заявлением о подготовке межевого плана земельного участка, который составлен кадастровым инженером 17 июня 2016 года. В своем заключении кадастровый инженер указал на выявление пересечения земельного участка с границей муниципального образования Высокогорский сельсовет и наложение его на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>. 17 июня 2016 года Федотова П.А. обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в отдел кадастрового учета № 2 с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, предоставив межевой план земельного участка.
Решением от 27 июня 2016 года осуществление кадастрового учета земельного участка было приостановлено, а также в решении указано на что, при нанесении границ уточняемого земельного участка на кадастровую карту происходит пересечение его с границами земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости; также указано на пересечение границы муниципального образования Енисейский район и муниципального образования Высокогорский сельсовет Енисейского района.
Согласно справочной информации по объектам недвижимости, размещенной на официальном сайте Росреестра, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, поставленный на кадастровый учет 30 октября 2012 года, относится к землям лесного фонда с разрешенным использованием: для размещения объектов лесного фонда, по документу для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Енисейского лесничества, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 № 95-о. Те же сведения содержатся в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Кадастровые работы в отношении данных земельных участков были произведены ФГБУ «Рослесинфорг» филиалом «Востсиблеспроект». Согласование местоположения границ данных земельных участков с нею, как с правообладателем смежного земельного участка, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре» не проводилось.
В ходе разбирательства дела, в виду вступления в действие Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель», согласно которому защита имущественных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляется Рослесхозом, по ходатайству представителя истца определением от 28.09.2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика Территориального управления Росимущества в Красноярском крае, надлежащим – Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоз).
В судебном заседании представитель истца Федотовой П.А. – Носков О.В. настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям, выполнение требуемой им обязанности просил возложить на Рослесхоз.
Ответчик - Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), надлежащим образом извещенное о рассмотрении дела, в суд своего представителя не направило, об отложении разбирательства дела не просило.
Представители иных указанных истцом ответчиков - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», Министерства лесного хозяйства Красноярского края ходатайствовали каждый о рассмотрении дела в отсутствие представляемых ими лиц, требования не признали.
В представленных отзывах представители указанных лиц просили об отказе в иске, при этом указали на необоснованность требований, заявленных к представляемому каждым из них лицу, как к ненадлежащему ответчику, а также на ненадлежащий способ защиты права, избранный истцом.
Представитель третьего лица администрации Выскогорского сельсовета Гурьянова Л.И. в ходе разбирательства дела требования полагала подлежащими удовлетворению.
Представители третьих лиц КГБУ «Енисейское лесничество» и Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края также просили каждый о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Третье лицо – администрация Енисейского района, надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, своего представителя в суд не направила, возражений против рассмотрения дела в отсутствие такового не представила.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей соответчиков и третьих лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда.
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со статьей 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с этим Кодексом и федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности помимо прямо названных в этом пункте земельных участков относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация, от имени которой действуют федеральные органы государственной власти (пункт 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений
Из материалов дела следует, что на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 27.01.2015 г. истице Федотовой П.А. принадлежит земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участоклиночного подсобного хозяйства, площадью 1200 кв.м, имеющий местонахождение: <адрес> Из содержания указанной выписки из похозяйственней книги следует, что она подтверждает принадлежность истцу земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, назначение земельного участка – земли населенных пунктов, на основании свидетельства о праве собственности на землю № 382, о чем сделана запись в похозяйственной книге от 24.02.1993 года.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 09.04.2015 года, данный земельный участок, площадью 1200 кв.м, имеющий местоположение: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: приусадебный участок личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учёт 26 февраля 2013 года, имеет кадастровый номер <данные изъяты>, находится в кадастровом квартале № <данные изъяты>, границы его при постановке на кадастровый учет не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Право собственности истца на земельный участок было зарегистрировано в ЕГРП 7 мая 2015 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.05.2015 года.
На данном земельном участке расположен жилой дом, площадью 112,1 кв.м, принадлежащий Федотовой П.А. на основании заключенного 01.06.2015 года договора дарения, о чем в ЕГРП 19 июня 2015 г. внесена запись о регистрации права, и выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации прав.
В июне 2016 года по заказу истца Федотовой П.А. <данные изъяты> проведено межевание принадлежащего ей участка, с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка, по результатам которого кадастровым инженером выявлено пересечение земельного участка с границей муниципального образования Высокогорский сельсовет и наложение на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>
Межевой план был представлен истцом вместе с заявлением о государственном учете изменений земельного участка в кадастровую палату.
Решением Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от 27 июня 2016 года осуществление кадастрового учета было приостановлено в виду выявления при нанесении границ уточняемого земельного участка на кадастровую карту, пересечения с границами земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости; причин, связанных с наличием технической ошибки, допущенной органом кадастрового учета в отношении данных земельных участок не выявлено. Также установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекают границы муниципального образования Енисейский район и муниципального образования Высокогорский сельсовет Енисейского района.
Согласно информации органа кадастрового учета, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> были внесены в государственный кадастр недвижимости 26 октября 2012 и 30 октября 2012 года, на основании заявлений, межевых планов данных земельных участков от 10.10.2012 и 15.10.2012 г., подготовленных кадастровым инженером – сотрудником филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» на основании приказа Агентства лесной отрасли Красноярского края № 2033 от 09.10.2012 года. На данные земельные участки было зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> были внесены в государственный кадастр недвижимости 26.02.2013 года на основании заявления Федотовой П.А. от 13.02.2013 года и типового договора о возведении индивидуального жилого дома на земельном участке, с присвоением статуса кадастровых сведений «ранее учтенный». При этом, в связи с отсутствием в представленных документах описания границ земельного участка, в выданном по результатам кадастрового учета кадастровом паспорте в строке 16 «особые отметки» содержалась информация о том, что «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».
Поскольку на момент кадастрового учета спорных земельных участков в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:12:0390107:156, осуществить проверку на пересечение (наложение) границ спорных земельных участков не представлялось возможным.
В соответствии с представленными в материалы дела Управлением Росреестра по Красноярскому краю выписками из Единого государственного реестра недвижимости, земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, имеют площади 80868 и 149236 кв.м, относятся к категории земель: земли лесного фонда, виды разрешённого использования: для размещения объектов лесного фонда, имеют местоположение: <данные изъяты>, в квартале № ххх (части выделов <данные изъяты> – земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, и части выделов <данные изъяты> – земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>); правообладателем земельных участков является Россия, право собственности на земельные участки зарегистрировано 31.01.2017 года, кадастровые номера присвоены 26.10.2012 и 30.10.2012 года. Таким образом, границы данных земельных участков на местности установлены, внесены в государственный кадастр недвижимости.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 68.2 Лесного кодекса Российской Федерации), подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Вводным законом к Лесному кодексу Российской Федерации предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статьей 17 ЗК РФ предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного Фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
На основании положений статей 3, 67 - 69 Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» (в ред., действовавшей до 01.01.2017 г.), Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» границы земель лесного фонда считаются определенными даже без проведения процедуры постановки на кадастровый учет и процедуры определения границ.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ (в редакции закона, действовавшего до 01.01.2015 г.) «О введении в действие Лесного кодекса РФ» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда (планшет), выданный до 01.01.2015 года, признается юридически действительным.
Согласно части 1 статьи 14 названного Федерального закона, вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом РФ порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.
Как следует из положений п. 4.1. названного Закона (в редакции закона, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), сведения о лесных участках в составе земель лесного фонда с соответствующими характеристиками в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии с ч. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
В соответствии с п. 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ в государственном лесном реестре содержится, в частности, информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов.
При этом в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Из имеющихся в деле выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, следует, что Российская Федерация является правообладателем указанных истцом земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, относящихся к категории земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использования: для использования лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственными регламентами Енисейского лесничества, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 № 95- о.
В материалы дела Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблесрпоект», которым в 2012 году выполнялись работы по постановке на государственный кадастровый учет данных лесных участков из состава лесного фонда, представлены материалы лесоустройства 2005 года Енисейского лесничества: копия планшета № <данные изъяты> материалов действующего лесоустройства 2005 года <данные изъяты>, схемы расположения земельных участков в масштабе 1:25 000 и в масштабе 1:7000 по материалам действующего лесоустройства 2005 года, копия плана лесонахождений материалов предыдущего лесоустройства (1989 года) <данные изъяты> в масштабе 1:50 000. В деле также имеются описания местоположения границ данных земельных участков лесного фонда, содержащихся в ЕГРН, представленные ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю.
Из содержания материалов лесоустройства (указанных схем) следует, что земельный участок истца находится на землях лесного фонда по планово-картографическим материалам лесоустройства, по местоположению: <данные изъяты>, квартал № ххх (части выделов <данные изъяты>), то есть земельный участок истца полностью налагается на земельные участки лесного фонда, что также подтверждается информацией, содержащейся в отзыве на иск Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблесрпоект, а также информацией, содержащейся в отзыве на иск представителя Министерства лесного хозяйства Красноярского края.
Оснований сомневаться в достоверности представленных Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблесрпоект сведений и документов не имеется.
Согласно сведениям Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблесрпоект» в 2012 году им выполнены работы по постановке на государственный учет лесных участков из состава земель лесного фонда. Поставленные на кадастровый учет лесные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> находятся в границах кадастрового деления п. Высокогорский в квартале <данные изъяты>. Расположение границ данных лесных участков соответствует картографическим материалам лесоустройства и лесохозяйственному регламенту Енисейского лесничества, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 № 95-о. Поселок Высокогорский расположен в границах муниципального образования Высокогорский сельсовет. Утвержденного или измененного генерального плана п. Высокогорский в Енисейском районе не имелось.
Согласно п. 3 решения Енисейского районного Совета народных депутатов от 31.08.1991 года «О проведении земельной реформы и развития в районе крестьянских (фермерских) хозяйств» были изъяты и предоставлены земли из государственного лесного фонда сельским Советам народных депутатов согласно приложению 2. Чертёж размещения земель передачи земель в ведение сельского Совета депутатов находился в материалах передачи в ведение Городищенского, Высокогорского сельских Советов народных депутатов Енисейского района, выполненный институтом «ВостсибНИИгипрозем» в 1991 году. По выше названным материалам участок истца с кадастровым номером <данные изъяты> находится на землях населенного пункта.
Однако согласно планам лесонахождений Рудиковского лесничества Енисейского лесхоза (ранее так называлось Рудиковское участковое лесничество Енисейского лесничества) предыдущего лесоустройства 1989 года, территория, где находится земельный участок Федотовой П.А., расположен на землях лесного фонда в квартале № ххх (части выделов 46,54) Рудиковского участкового лесничества Енисейского лесхоза.
Согласно приложению 1 протокола первого лесоустроительного совещания к лесоустройству в 2006 году части ФГУ «Енисейский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому АО Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 16.06.2006 г., передачи земли за период с 1990 по 16.06.2006 года в пользование с исключением из лесного фонда в квартале № ххх <данные изъяты> (ранее <данные изъяты>) осуществлено не было.
При сравнении планшета действующего лесоустройства (2005 года) и предыдущего плана лесоустройства (1989 года) Рудиковского участкового лесничества Енисейского лесничества изменений границы квартала № хх рядом с п. Высокогорский нет. Поменялись только границы и количество выделов в квартале № 109. В процессе сбора и анализа материалов обнаружено включение земли из состава лесного фонда в состав земель населённых пунктов без согласования с федеральными органами исполнительной власти. В 1991 году процедура изъятия земель не завершена. Земли не выводились в установленном порядке, категория земель на спорные земельные участки не менялась.
В подтверждение своих доводов представителем указанного лица в материалы дела был представлен протокол первого лесоустроительного совещания к лесоустройству в 2006 году части ФГУ «Енисейский лесхоз» Агентства лесного хозяйства по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому АО Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 16.06.2006 г., согласно которому территории всех сельских населенных пунктов, находящихся в районе расположения лесхоза, входят в состав лесного фонда; согласно существующему делению лесов лесхоза на группы и категории защитности, находящиеся в квартале 109 леса относятся к лесам 1 группы (леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов (лесохозяйственная часть) вокруг городов Енисейска и Лесосибирска.
В связи с этим представитель Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» полагал, что снятие спорных лесных участков с кадастрового учета в ГКН не допустимо.
Выше указанные обстоятельства, в том числе факт наложения границ земельного участка истца на границы земельных участков лесного фонда, стороной истца не оспаривались.
Оценивая доводы стороны истца о том, что земельный участок Федотовой П.А. находится в границах земельного участка муниципального образования Высокогорский сельсовета, согласно заключению кадастрового инженера, составившего по заказу истца межевой план, суд исходит из следующего.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в частности, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Согласно п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Исходя из положений п. 1 ч. 19 ст. 4.1 приведенного Федерального закона исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий закреплены в статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в п. 2 которой предусмотрена возможность перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий, в том числе в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем в силу предписаний ч. 5 ст. 102, п. 5 ч. 1 ст. 104, ч. 3 ст. 106 Лесного кодекса РФ запрещено осуществление в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.
Из п. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ следует, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в частности, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В силу Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 736 до 1 января 2015 года указанным уполномоченным органом являлось Федеральное агентство лесного хозяйства.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда при изменении границ населенных пунктов исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных органов власти.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 19 Земельного кодекса РФ для обеспечения развития муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. При этом безвозмездная передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу изложенного законодательством Российской Федерации не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Ранее действовавшим Земельным кодексом РСФСР (главой V) также была предусмотрена процедура изъятия земель, в том числе земель лесного фонда, посредством выбора Советом народных депутатов или по его поручению местным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам земельного участка в натуре (на местности), с обязательным участием сельских (поселковых) Советов народных депутатов, собственников земли, землевладельцев, землепользователе, арендаторов, представителей соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель, дальнейшей подготовкой материалов по изъятию и предоставлению земельных участков и принятием решения об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке истца с кадастровым номером <данные изъяты>, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в то время как местоположение спорных участков установлено материалами лесоустройства, на основании которых спорные земельные участки входят в состав лесного фонда.
Тот факт, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности истцу, поставлен на государственный кадастровый учет с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – приусадебный участок личного подсобного хозяйства, не является доказательством того, что земельный участок не входит в состав лесного фонда.
Кроме того по заключению кадастрового инженера при составлении межевого плана земельного участка им было зафиксировано наложение земельного участка истца на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, то есть на участки лесного фонда.
В материалах дела имеется представленный администрацией Высокогорского сельсовета акт обмера земельных участков в квартале № хх <адрес>, и их пользователях, составленный в соответствии с постановлением администрации от 03.04.2000 № 7 «О проведении инвентаризации земель села Высокогорский», однако данные документы также не подтверждают соблюдение процедуры изъятия части земель лесного фонда в квартале № ххх и передачи их данному муниципальному образованию.
При этом, в списке землепользователей данного акта отсутствуют сведения о землепользователе Федотовой П.А., и используемом ею земельном участке по адресу <адрес>; сам акт содержит сведения об обмерах земельных участков в кадастровом квартале № хх (то есть в ином кадастровом квартале), тогда как этому времени истица являлась пользователем земельного участка, предоставленного ей, согласно выписке из похозяйственной книги, на основании постановления администрации Высокогорского сельсовета № 382 от 24.02.1993 года для ведения подсобного хозяйства. При этом, кадастровая выписка о земельном участке истца содержит иной номер кадастрового квартала (последние его цифры - ххх).
Таким образом, анализ перечисленных правовых норм в их единстве и взаимосвязи, позволяет суду признать установленным то обстоятельство, что земельный участок истца с кадастровым номером <адрес>, на момент его предоставления в собственность Федотовой П.А. по постановлению № 382 от 24.02.1993 года, находился в границах земель лесного фонда Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью (квартала № ххх (части выделов <данные изъяты>) <данные изъяты>).
Доказательств обратному представителем истца не предоставлено.
Материалы дела не содержат доказательств перевода спорных земельных участков из земель лесного фонда (их части) в земли населенных пунктов. Изменения в соответствии с действующим законодательством в отношении спорных участков в материалы лесоустройства не вносились. Доказательств тому, что процедура изъятия спорных участков была завершена в установленном законом порядке, в материалах дела также не имеется.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о соблюдении указанного порядка, равно как и доказательств того, что органами Российской Федерации, уполномоченными на распоряжение участками лесного фонда, принималось решение о передаче спорных участков (их части) какому-либо субъекту муниципального образования.
Из материалов дела также следует, что в соответствии с решением Высокогорского сельского Совета депутатов № 5-27р от 25.12.2012 года был утвержден Генеральный план п. Высокогорский Высокогорского сельсовета Енисейского района.
Между тем, в государственном кадастре недвижимости на момент постановки на кадастровый учет спорных земельных участков отсутствовали сведения об утвержденных границах земельного участка, занимаемого населенным пунктом п. Высокогорский, а соответственно и о нахождении в границах данного поселения земельного участка, находящегося в собственности истца, что подтверждено также сведениями органа кадастрового учета.
Кроме того постановка на кадастровый учет спорных земельных участков лесного фонда осуществлена ранее постановки на кадастровый учет земельного участка истца, как ранее учтенного. При этом, в отсутствие утверждённых границ земельного участка п. Высокогорский и сведений о земельном участке истца с кадастровым номером <данные изъяты>, орган кадастрового учета был лишен возможности осуществить проверку на предмет пересечения (наложения) границ спорных земельных участков лесного фонда.
По указанной причине суд находит необоснованными доводы стороны истца о том, что при постановке данных участков на кадастровый учет местоположение их границ не было согласовано с истцом, как со смежным землепользователем.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка подлежит в установленном законом о кадастре порядку обязательному согласованию с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Спорные участи лесного фонда с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> были поставлены на кадастровый учет в результате кадастровых работ по образованию земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а не в результате уточнения местоположения границ земельного участка. В соответствии с действующим на момент их постановки законодательством (п. 7 Приложения Требований к подготовке межевого плана, утверждённых приказом Минэкономразвития РФ № 412 от 24.12.2008 (в ред. от 25.01.2012 г.) «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке…») акт согласования границы местоположения земельного участка не являлся одним из обязательных разделов для включения в состав межевого плана на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По сообщению представителя Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» при рассмотрении кадастровых планов территории кадастрового квартала <данные изъяты> в период проведения межевания спорных земельных участков не было выявлено смежных с ними земельных участков, в связи с этим, в процессе кадастровых работ уточнения местоположения границ смежных земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, не проводилось. По материалам лесоустройства Енисейского лесничества внутренние смежные границы спорных земельных участков располагались с земельными участками только под объектами ЛЭП. Внешними смежными землями при межевании являлись земли, находящиеся в государственной не разграниченной собственности (земли лесного фонда и иных категорий).
При таких обстоятельствах, суд не усматривает законных оснований для возложения на указанного истцом ответчика Рослесхоз обязанности по снятию земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> с кадастрового учета.
Кроме того, по мнению суда, истцом выбран неверный способ защиты права.
Статья 1 Протокола N 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права».
Согласно ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Способ защиты нарушенного права должен быть соразмерен допущенному нарушению, способствовать восстановлению нарушенного права и не нарушать права иных лиц.
В качестве способа защиты нарушенного права истцом было заявлено о снятии земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> с кадастрового учета.
Между тем, из материалов дела следует, что площади данных земельных участков (80868 и 149236 кв.м) многократно превышают площадь земельного участка истца (1200 кв.м).
При изложенных обстоятельствах, избранный истцом способ защиты права, направленный на снятие данных участков с кадастрового учета, не является соразмерным нарушению прав истца, права Федотовой П.А. на земельный участок в определенных границах не восстанавливает; снятие земельных участков с кадастрового учета повлечет прекращение их существования как объектов гражданских правоотношений, и соответственно, - к нарушение прав Российской Федерации, а потому исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федотовой П.А. к Федеральному агентству лесного хозяйства, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю, Филиалу ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект», Министерству лесного хозяйства Красноярского края о снятии земельных участков с кадастрового учета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ