Дело №2-4084/13
Р Е Ш Е Н И Е (ЗАОЧНОЕ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 марта 2013 года г.Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Колывановой О.Ю.,
при секретаре Яматиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Авгур» об устранении нарушений лесного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с иском (в интересах РФ и неопределенного круга лиц,) об устранении нарушений лесного законодательства, мотивируя требования тем, что по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (заключенному между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Авгур»), ответчик обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, однако фактически данной обязанности не выполнил, в нарушение лесного законодательства осуществляет лесопользование в отсутствие проекта, создавая угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц (граждан РФ), угрозу уничтожения имущества РФ.
В судебном заседании представитель истца (в лице уполномоченного истцом представителя прокуратуры Советского района г.Красноярска) – Кемаев С.А. на удовлетворении исковых требований настаивал, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства. Представитель третьего лица–Агентства лесной отрасли Красноярского края в суд не явился, извещен надлежаще и своевременно. В отношении ответчика, извещавшегося по указанному в выписке из ЕГРЮЛ адресу, заказная корреспонденция возвращена в адрес суда без вручения адресату по истечении срока хранения, что свидетельствует о неявке адресата на почтовое отделение.
Выслушав истца, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, в отсутствие ответчика (извещавшегося надлежащим образом по последнему известному суду месту нахождения, не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие) в порядке ст.ст.167, 233 ГПК РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
В соответствии со статьей 96 ЛК РФ государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства (часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Агентством лесной отрасли Красноярского края (Арендодатель) и ООО «Авгур» (Арендатор) заключен договор аренды № о предоставлении Арендатору во временное пользование (на ДД.ММ.ГГГГ) лесного участка по адресу: <адрес>?). Подпунктом «в» пункта 13 договора в числе других обязанностей Арендатора установлена обязанность в установленном порядке разработать и предоставить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В соответствии с письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с установлением факта нарушения Арендаторами лесных участков требований ст.88 ЛК РФ (не принятие мер к составлению проекта освоения лесов) прокуратурой Березовского района Красноярского края проведена проверка исполнения требований лесного законодательства Арендатором ООО «Авгур».
Как следует из справки прокуратуры Березовского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проверки установлено, что ООО «Авгур» осуществляет лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов; нарушения в сфере лесного законодательства и незаконные действия лесопользователя подвергают опасности стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, нарушают гарантированное ст.42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду; без утвержденного проекта освоения лесов не определены вид и объем разрешенного использования лесов, мероприятия по охране, защите и производству лесов, по созданию лесной инфраструктуры.
Выявленные нарушения явились основанием для обращения прокурора Березовского района в суд с иском в защиту интересов РФ (как собственника лесных участков) и неопределенного круга лиц, проживающих на территории РФ.
В ходе судебного разбирательства ответчиком доказательств устранения указанных выше нарушений лесного законодательства представлено не было.
В судебном заседании представитель истца, настаивая на удовлетворении исковых требований, указывал на то, что до настоящего времени допущенное ответчиком нарушение лесного законодательства не устранено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.1 ЛК РФ окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
6) обеспечение охраны и защиты лесов;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
В соответствии со ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании ст.12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В силу ст. 51 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии со ст.88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.
В соответствии со ст.11 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Оценивая представленные доказательства, с учетом изложенных выше норм; находя установленным в судебном заседании факт нарушения ответчиком лесного законодательства в части непринятия мер к составлению проекта освоения лесов (в том числе учитывая непредоставление ответчиком в силу ст.56 ГПК РФ доказательств обратного); принимая во внимание предусмотренную законом, а также установленную условиями договора аренды обязанность ответчика составлять проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса; учитывая, что несоблюдение ответчиком норм лесного законодательства нарушает права РФ и ее граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу нарушения таких прав (в том числе, не обеспечивает надлежащую профилактику лесных пожаров), суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199,233-237 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Авгур» об устранении нарушений лесного законодательства, удовлетворить.
Обязать ООО «Авгур» разработать и утвердить проект освоения лесов в отношении предоставленного по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ лесного участка, расположенного в <адрес>, с номером учетной записи в государственном лесном реестре №, в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии мотивированного решения суда, составленного 26.03.2013 года.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г.Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.Ю.Колыванова