УИД №
Дело № 12-37/2021
Р Е Ш Е Н И Е
27 января 2021 года г.Гаврилов-Ям
Судья Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области Павлюченко А.А.,
при секретаре Уколицкой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Посконнов И.В. на постановление по делу об административном правонарушении № от 27.10.2020 года о привлечении к административной ответственности Посконнова И.В. по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области Астафьева Д.В. от 27.10.2020 № владелец транспортного средства марки МКЗ 3409, г.р.з. Р 656 ЕО 76, - Посконнов И.В. - привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Посконнов И.В. обратился во Фрунзенский районный суд г.Ярославля с жалобой, в которой просит заменить наказание в виде штрафа предупреждением либо снизить его размер до суммы 500 руб.
В обоснование жалобы Посконнов И.В. указывает, что общество является субъектом малого предпринимательства, зафиксированное в постановлении транспортное средство представляет собой мусоровоз и в силу конструктивных особенностей имеет превышение предельно допустимой осевой нагрузки на заднюю ось, даже без учета перевозимого груза.
Транспортное средство задействовано при оказании социально значимой коммунальной услуги населению по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в пределах Ярославского муниципального района и СП Красный Профинтерн Некрасовского муниципального района в рамках договора с региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ярославской области, который заключается на три месяца и устанавливает сроки и маршруты транспортирования ТКО, в силу чего не представляется возможным оформить постоянный годовой пропуск на тот или иной отдельный маршрут. Уплата штрафа в короткое время приведет к банкротству заявителя.
На основании определений судьи Фрунзенского районного суда г.Ярославля от 09.12.2020 и судьи Ярославского районного суда Ярославской области от 16.12.2020 жалоба направлена в Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области для рассмотрения по подведомственности.
В судебное заседание Посконнов И.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - начальник ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области Астафьев Д.В. не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы были уведомлены надлежащим образом. Судьей определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, в части жалобы судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье (часть 3).
Согласно примечанию к статье 1.5 КоАП РФ положение части 3 указанной статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, в случае фиксации их работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Таким образом, бремя доказывания невиновности в совершенном административном правонарушении, когда такое правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, законодателем возложена на владельца транспортного средства.
Исходя из ч.3 ст.2.6.1 КоАП РФ собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Следовательно, собственник (владелец) транспортного средства должен представить бесспорные доказательства, которые бы указывали на конкретное лицо, управлявшее транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, либо доказательства выбытия транспортного средства в результате противоправных действий других лиц.
Из содержания обжалуемого постановления следует, что правонарушение совершено ДД.ММ.ГГГГ в 10.48 час. водителем автомобиля <данные изъяты>, г.р.з. №, который в нарушение п.23.5 ПДД РФ, ст.31 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» двигался на км.37+907 а/д <адрес> без специального разрешения с осевой нагрузкой 11,709 т на ось № 2, при предельно допустимой осевой нагрузке 10 т (расхождение +17,09%). Правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме техническим средством, имеющим функции фотовидеосъемки, «СВК-2-РВС» №.
Постановлением должностного лица к административной ответственности по ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ вследствие фиксации нарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами привлечен собственник (владелец) вышеназванного транспортного средства, которым по данным УГИБДД УМВД России по Ярославской области является Посконнов И.В..
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями указанной статьи.
Порядок перевозки тяжеловесных грузов и порядок выдачи разрешений на момент совершения вменяемого Посконнов И.В. правонарушения был установлен Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011г. № 272 (данные Правила утратили силу с 01.01.2021г.).
В соответствии с пунктом 5 Правил, тяжеловесное транспортное средство – это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению № 1 и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению № 2.
Приложением № 2 к Правилам установлена допустимая нагрузка на одиночную ось с двускатными колесами при расстоянии между осями более 2,5 м 10 т.
Основанием для составления протокола послужило то, что автотранспортное средство <данные изъяты>, г.р.з. №, двигалось со скоростью 28 км/час, имело 2 оси (2-ая двускатная), общую массу с учетом погрешности 16,48 т при предельно допустимой массе 18 т, нагрузку на 2-ю ось с учетом погрешности 11,71 т, при предельно допустимой нагрузке 10 т (превышение на 17,09%). Данное превышение допустимых нагрузок является нарушением ч.2 ст.31 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ».
Исправность системы дорожной весового и габаритного контроля СВК-2-РВС, заводской №, установленной на км.37+907 а/д <адрес>, не вызывает сомнения, свидетельство о ее поверке от 25.02.2020 действительно до 24.02.2021г. Факт нахождения в собственности автомобиля заявителем не оспаривается, достоверных доказательств выбытия транспортного средства из владения Посконнов И.В. на момент фиксации правонарушения заявителем представлено не было. Из имеющегося в материалах дела договора на оказание услуг по сбору неопасных отходов городского хозяйства от 14.07.2020 следует, что заключен он ООО «Хартия» и ИП Посконнов И.В., какие именно транспортные средства задействованы для осуществлении данной услуги в самом договоре не конкретизировано.
Таким образом, водителем транспортного средства <данные изъяты>, г.р.з. №, собственником которого является Посконнов И.В., действительно совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Посконнов И.В. вынесено надлежащим должностным лицом в пределах его компетенции и соответствует требованиям норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное Посконнов И.В. деяние правильно квалифицировано по ч.2 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Посконнов И.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Виновность Посконнов И.В. подтверждается собранными по делу доказательствами, не доверять которым оснований не имеется. Срок и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены, оснований для прекращения производства по делу, а также для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, не имеется.
Превышение разрешенной нагрузки на ось влечет угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью людей. Кроме того, движение автотранспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на 2% превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось без специального разрешения, причиняет имущественный ущерб автодорожному покрытию, который определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 № 67 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Довод заявителя о невозможности оформления постоянного годового пропуска на тот или иной маршрут является несостоятельным, в силу п.6 Порядка выдачи специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на два процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, в том числе по постоянным маршрутам, утвержденного Приказом Минтранса России от 21.09.2016 № 272, специальное разрешение выдается на срок до трех месяцев.
ИП Посконнов И.В. включен в реестр субъектов малого предпринимательства как индивидуальный предприниматель, что подтверждается сведениями с официального сайта ФНС России.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оснований для замены наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке, установленном ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, поскольку движение тяжеловесного транспорта по автомобильным дорогам причиняет вред дорожной сети, а приобретение специального разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств (согласно Постановлению Правительства РФ от 31.01.2020 № 67), является превентивным компенсационным механизмом возмещения вреда.
Доводы о социальной функции при транспортировке отходов, о конструктивных особенностях автомобиля, значительности штрафа не являются основаниями, исключающими административную ответственность заявителя.
Обстоятельств, которые в силу ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене постановления должностного лица, не установлено.
Наказание Посконнов И.В. назначено в размере 250 000 руб. с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ. Вместе с тем, административный штраф в данном размере не соответствует характеру совершенного административного правонарушения и его последствиям, степени общественной опасности содеянного, влечет нарушение баланса интересов владельца автомобильной дороги и финансовых возможностей привлекаемого к ответственности лица, в период экономической нестабильности, что может повлечь ограничение и прекращение предпринимательской деятельности. Указанные обстоятельства соответствуют основаниям, предусмотренным ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для снижения размера штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, но до размера не менее половины минимального размера штрафа. Размер назначенного Посконнов И.В. административного штрафа возможно снизить до 125 000 руб.
В порядке п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление № вынесенное 27.10.2020 года начальником ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Ярославской области Астафьевым Д.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении Посконнов И.В. изменить, размер назначенного административного штрафа снизить до 125 000 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу Посконнов И.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Павлюченко