Дело № 2-433/13
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего Коврыгина Л.Г.
при секретаре Тупиковой Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Октябрьском 4 сентября 2013 года дело по иску Примаченко ФИО7 и Примаченко ФИО8 к администрации <адрес> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о признании права общей долевой собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Примаченко Т.П. и Примаченко С.А. обратились в суд с иском к администрации <адрес> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании права общей долевой собственности на недвижимое имущество, в обоснование иска указывая следующее. В ДД.ММ.ГГГГ году по заявлению истцов администрацией <адрес> сельского поселения Октябрьского района Волгоградской области, Примаченко Т.П. и Примаченко С.А. под строительство жилого дома предоставлен земельный участок общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование которого: земли под домами индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: Волгоградская область Октябрьский район <адрес> <адрес>. При обращении в администрацию сельского поселения с заявлением о выдаче правоустанавливающего документа на указанный земельный участок им пояснили, что в списках, где указаны граждане, которым предоставлены земельные участки в собственность их фамилии нет. Вместе с тем они открыто, добросовестно и непрерывно владеют указанным земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ года. На указанном земельном участке в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ гг. ими хозяйственным способом за счет собственных средств возведен жилой дом, общей площадью № кв.м. В настоящее время они не могут зарегистрировать свое право собственности в установленном законом порядке, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок отсутствуют, а при возведении жилого дома ими не было получено установленное законом разрешение на вновь создаваемый жилой дом, что послужило причиной обращения истцов с иском в суд.
В судебном заседании истица Примаченко Т.П. иск поддержала и показала, что с ДД.ММ.ГГГГ года она и её супруг добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: Волгоградская область Октябрьский район <адрес> <адрес>, предоставленным им администрацией <адрес> сельского поселения под строительство жилого дома. В ДД.ММ.ГГГГ году и ДД.ММ.ГГГГ году ими за счет собственных средств возведен жилой дом, общей площадью № кв.м., в котором они проживают в настоящее время. Для строительства вышеуказанного жилого дома имибыли привлечены наемные работники, местонахождение которых в настоящее время неизвестно. В связи с тем, что правоустанавливающие документы на указанный земельный участок у них отсутствуют, а при строительстве жилого дома ими не было получено установленное законом разрешение на вновь возводимую постройку, вместе с тем они непрерывно, открыто и добросовестно владеют и пользуются земельным участком, несут бремя по оплате налогов и сборов на недвижимое имущество. Просит суд признать за ней и супругом право общей долевой собственности, в равных долях, на жилой дом и земельный участок расположенные по <адрес> в <адрес> Октябрьского района Волгоградской области.
Истец Примаченко С.А. в судебном заседании иск поддержал в соответствии с доводами изложенными истцом Примаченко Т.П. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации <адрес> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области - ФИО9. в судебном заседании иск признал, против удовлетворения требований истцов не возражал.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в ДД.ММ.ГГГГ году по заявлению истцов администрацией <адрес> сельского поселения Октябрьского района Волгоградской области, Примаченко Т.П. и Примаченко С.А. под строительство жилого дома предоставлен земельный участок общей площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Волгоградская область Октябрьский район <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год истцами без согласования с органами местного самоуправления необходимых документов, самовольно возвели жилой дом, который в соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ представляет собой жилой дом, Литера А, А1 общей площадью № кв.м., в том числе жилой № кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: Волгоградская область Октябрьский район <адрес> <адрес>.
Для строительства вышеуказанного жилого дома истцамибыли привлечены наемные работники, местонахождение которых в настоящее время неизвестно.
Так, допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10., показала, что родилась и проживает в <адрес>. Знает всех жителей хутора, в том числе и супругов Примаченко. В ДД.ММ.ГГГГ году она с мужем купила дом в <адрес> по <адрес>. С ними по соседству, по ул.<адрес> проживали семья ФИО11, которые в ДД.ММ.ГГГГ году переехали на постоянное место жительства в <адрес>, а весной ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО12 приехала со <адрес> и продала свой дом на снос каким-то гражданам из р.<адрес> или х.<адрес>. Эти люди дом и хозяйственные постройки разобрали и увезли. Земля по указанному адресу долгое время пустовала. В ДД.ММ.ГГГГ году Примаченко С.А., на данном земельном участке, с разрешения администрации сельского Совета стал строиться. Сначала небольшую кухню, а потом построили дом. С ДД.ММ.ГГГГ года он с супругой стали проживать по <адрес>.
В соответствии с п.1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Вместе с тем, согласно п.3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с ч.1 ст.29 Жилищного кодекса РФ самовольной является перепланировка жилого помещения, проведенная при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного Кодекса РФ, то есть при отсутствии разрешения органа местного самоуправления.
Вместе с тем, в силу ч.4 ст.29 Жилищного Кодекса РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии с техническим заключением о состоянии конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область Октябрьский район <адрес> <адрес>, выполненным Волгоградским областным государственным унитарным предприятием «Волгоградоблтехинвентаризация» (Волгоградское областное ГУП БТИ) Октябрьский филиал от ДД.ММ.ГГГГ года, техническое состояние жилого дома с жилой пристройкой <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> Октябрьского района, Волгоградской области, позволяет использовать его нормальную эксплуатацию (без ограничений) в соответствии с функциональным назначением, соответствует требованиям санитарно-гигиенических, противопожарных норм, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
Относительно требований истцов о признании за ними права общей долевой собственности на земельный участок, расположенный под указанным домовладением, суд, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
По смыслу закона, наиболее значимым для приобретательной давности является условие о добросовестности, сущность которого, исходя из системной связи части 1 ст. 234 ГК РФ с частью 4 ст. 234 ГК РФ и со статьей 302 ГК, состоит в том, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Как следует из разъяснений указанного Постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (п. 16).
Согласно ч. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также п. 1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью, и в отношении нее исключена возможность применения положений ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие статьи 234 ГК РФ (приобретательная давность) распространяется на случаи, когда владение имуществом началось до 01 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой указанного Кодекса.
При исчислении срока приобретательной давности необходимо исходить из положений ч. 4 ст. 234 ГК РФ, которая устанавливает, что течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Таким образом, право собственности на недвижимое имущество соответствующего лица может возникнуть в силу приобретательной давности не ранее чем через пятнадцать лет добросовестного, открытого и непрерывного владения как своим собственным соответствующим имуществом со дня истечения срока исковой давности по требованиям в соответствии со ст. 301 ГК РФ.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 6 ч. 2 ЗК РФ земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ отчуждение земельных участков, не прошедших кадастровый учет, не допускается.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости о земельном участке вносятся среди прочего такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости.
Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При этом сведения о земельном участке подлежат внесению на основании межевого плана, составленного в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истцам правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный по адресу: Волгоградская область Октябрьский район <адрес> не выдавались.
Сведения о правах на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также Ростехинвентаризации не зарегистрированы.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года истцы открыто и непрерывно владеют участком, как своим собственным, используют земельный участок по назначению.
Учитывая, что земельный участок был передан истцам, в течение всего установленного законом периода для возникновения права собственности в силу приобретательной давности отсутствовали какие-либо споры по владению данной недвижимостью, никто из третьих лиц не истребовал имущество из владения Примаченко Т.П. и Примаченко С.А., суд приходит к выводу о том, что истцы являются добросовестными приобретателями спорного имущества.
Из представленных в материалы дела доказательств и показаний свидетеля следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года истцы владели спорным земельным участком как своим собственным. Таким образом, на момент рассмотрения дела 15-летний срок приобретательной давности, установленный в ст. 234 ГК РФ, истек и составил более № лет.
В силу ст. 34 Семейного кодекса РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
Поскольку в судебном заседании установлено, что предоставленный под строительство жилого дома супругам Примаченко земельный участок и возведенный супругами жилой дом, были приобретены в период совместного брака, следовательно, указанное недвижимое имущество является совместной собственностью супругов и каждый из них имеет равное (одинаковое с другим супругом) право на владение, пользование и распоряжение совместной собственностью.
Между тем, поскольку истцы являются супругами и просят суд признать за ними право общей долевой собственности по № доли за каждым, суд, исходя из принципа равенства долей супругов в совместной собственности закрепленного в ч.1 ст.39 СК РФ, соответственно приходит к выводу о необходимости признания за Примаченко ФИО13 и Примаченко ФИО14 права общей долевой собственности на спорное имущество в равных долях по № доли за каждым.
На основании изложенного, ст. 35 Конституции РФ, ст. 222, 225, 234 ГК РФ, ст.ст. 25, 26, 29 Жилищного Кодекса РФ, ст. 34 СК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Примаченко ФИО15 право собственности на № долю жилого дома общей площадью № кв.м. с кадастровым номером № и на № долю земельного участка площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенных по ул. <адрес> Октябрьского района Волгоградской области.
Признать за Примаченко ФИО16 право собственности на № долю жилого дома общей площадью № кв.м. с кадастровым номером № и на № долю земельного участка площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенных по ул. <адрес> Октябрьского района Волгоградской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд.
Председательствующий