Решение по делу № 33-4507/2019 от 25.06.2019

Председательствующий: Волкова О.В.                                                     Дело № 33-4507/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Сафаралеева М.Р.,

судей Гапоненко Л.В., Крицкой О.В.,

при секретаре Речута Я.С.,

рассмотрела в судебном заседании 25.07.2019 дело по апелляционной жалобе Климович И. В. на решение Первомайского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Климович И. В. к Министерству труда и социального развития Омской области о возложении обязанности выдать удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отказать».

Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Климович И.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Омской области о возложении обязанности выдать удостоверение, указав, что является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Климовича В.М. В связи с этим она имеет право на соответствующие льготы, в том числе, на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца. Однако для назначения данной пенсии необходимо представить удостоверение вдовы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ответчик отказался выдать истцу названное удостоверение, сославшись на то, что умерший Климович В.М. не являлся гражданином Российской Федерации, на момент смерти проживал в Республике Беларусь. Истец полагала данный отказ незаконным, так как она является гражданкой Российской Федерации, в связи с чем имеет право на соответствующие льготы. На основании изложенного Климович И.В. просила обязать Министерство труда и социального развития Омской области выдать ей как вдове умершего Климовича В.М. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В судебном заседании Климович И.В. требования поддержала. Пояснила, что до 2017 года она проживала в Республике Беларусь на основании вида на жительство. При этом она пользовалась льготами как вдова участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, получала пенсию по случаю потери кормильца. В связи с переездом в Российскую Федерацию выплата пенсии прекращена. Указала, что в настоящее время она никакой пенсии не получает.

Представитель Министерства труда и социального развития Омской области по доверенности Никитина О.А. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что Климович В.М. являлся гражданином Республики Беларусь, на территории Российской Федерации не проживал. Документы, удостоверяющие наличие у Климовича В.М. гражданства РФ, истцом не представлены. Поскольку права на льготы Климович И.В. производны от права ее умершего супруга, полагала, что основания для выдачи удостоверения отсутствуют.

Представители ГУ-ОПФР по Омской области, ГУ-УПФР в Омском районе Омской области в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Климович И.В. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что отсутствие гражданства РФ у ее умершего супруга не может являться основанием для отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусмотрено, что все документы, выданные на территории Республики Беларусь, должны приниматься в Российской Федерации без какого-либо специального удостоверения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Никитина О.А. полагает решение законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав Климович И.В., поддержавшую жалобу, представителя Министерства труда и социального развития Омской области Никитину О.А., согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Согласно ст. 8 названного закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Конституция Российской Федерации закрепляет в качестве основополагающей обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), включая социальное обеспечение в случае потери кормильца (статья 39, часть 1).

Приведенные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, закрепляющими право на охрану здоровья (статья 41, часть 1), право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), обязывают государство устанавливать систему социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в частности таких, как катастрофа на Чернобыльской АЭС. Наряду с мерами, направленными непосредственно на возмещение пострадавшим гражданам вреда, причиненного радиационным воздействием, соответствующая система социальной защиты должна включать меры, адресованные нетрудоспособным членам их семей, цель которых - восполнение поддержки, утраченной ими в том числе в связи со смертью кормильца.

Частью 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В настоящем деле указанные основания имеются.

Из материалов дела следует, что Климович И.В., являясь гражданкой Российской Федерации, состояла в браке с Климовичем В.М., имевшим гражданство Республики Беларусь.

В период прохождения военной службы в звании сержанта Климович В.М. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, убывал в поселок Новошипилевичи для участия в работах в зоне особого контроля с <...> по <...>, в зоне эвакуации (отчуждения) в составе войсковой части 07288, пункт дислокации <...> и в <...> Гомельской области с <...> по <...>.

Данное обстоятельство подтверждается справкой Военного комиссариата <...> от <...>.

В исторической справке войсковой части 07288 указано, что часть сформирована в 1986 году для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Весь личный состав, призываемый в войсковую часть 07288 в период с <...> по декабрь 1990 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и выполнял различные работы в 30 километровой зоне.

<...> Климович В.М. умер в <...> Республики Беларусь.

Согласно выписке из акта освидетельствования в МРЭК Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Климович В.М. был признан инвалидом первой группы вследствие заболевания, связанного с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Истец Климович И.В. до 2017 года проживала в <...>, после смерти супруга ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца (умершего вследствие катастрофы на ЧАЭС) на основании ст. 35 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий».

В связи с аннулированием разрешения на постоянное проживание в <...> Климович И.В. была снята с регистрационного учета в <...> <...>.

Согласно решению Управления социальной защиты администрации <...> от <...> выплата пенсии Климович И.В. прекращена с <...>.

После переезда в Российскую Федерацию с <...> ГУ-УПФР в Омском районе Омской области назначена Климович И.В. государственная пенсия по случаю потери кормильца.

С <...> выплата пенсии прекращена, поскольку заявителем не представлено удостоверение или иные документы о проживании на загрязненной территории в соответствии с п. 98 Перечня документов, утвержденного приказом Минтруда России от <...> № <...>н.

В связи с этим Климович И.В. <...> обратилась в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением о выдаче ей удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, представив копию своего паспорта, согласие на обработку персональных данных, копию свидетельства о браке, копию справки Военного комиссариата <...> от <...> № с/з 1153, копию свидетельства о смерти Климовича В.М.

В выдаче удостоверения истцу было отказано со ссылкой на отсутствие документов, содержащих указание на принадлежность Климовича М.В. к гражданству Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по выдаче удостоверения, суд первой инстанции исходил из того, что Климович В.М. при жизни не являлся гражданином Российской Федерации, не признавался инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы учреждениями медико-социальной экспертизы Российской Федерации, ему не выдавалось удостоверение установленного образца, дающее право на получение мер социальной поддержки как инвалиду вследствие ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с российским законодательством, при этом Российская Федерация не имеет международных соглашений о признании прав лиц, признанных инвалидами либо получавших меры социальной поддержки на территории других государств. При этом суд сослался на положения ч. 4 ст.14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-I, по смыслу которой меры социальной поддержки распространяются на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Судебная коллегия не может согласиться с изложенными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют нормам материального права.

Так, в силу ч.ч. 2, 4 и 5 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-I меры социальной поддержки распространяются не только на семьи умерши инвалидов, но и на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 4 п. 2 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н от 8.12.2006, удостоверение выдается членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в части второй статьи 15 Закона.

Согласно п. 5 указанного Порядка члены семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для оформления и получения удостоверения обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

- удостоверение умершего гражданина, выданное ранее либо в соответствии с настоящим Порядком (при отсутствии удостоверения один или несколько документов из личного дела умершего гражданина, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, а при их отсутствии в деле - из перечисленных в пункте 6 настоящего Порядка);

- паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о рождении);

- свидетельство о браке;

- свидетельство (свидетельства) о смерти.

Членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверение выдается на имя умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При оформлении удостоверения в нем указывается фамилия, имя, отчество умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Фотография в бланк удостоверения не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами "Посмертно" и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.

По смыслу п. 6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются, в том числе, справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения.

В силу п. 3 названного Порядка оформление и выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем абзаце, производится органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере труда и социальной защиты населения является Министерство труда и социального развития Омской области.

Таким образом, при обращении к ответчику Климович И.В. представила полный пакет документов, необходимый для выдачи ей как вдове умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС соответствующего удостоверения, в связи с чем оснований для отказа в выдаче данного удостоверения у Министерства труда и социального развития Омской области не имелось.

Ссылки ответчика на то, что право Климович И.В. на меры социальной поддержки является производным от права ее умершего супруга, при этом Климович В.М. при жизни гражданином Российской Федерации не являлся, на территорию России для постоянного проживания не переселялся, в связи с чем не имел права на меры социальной поддержки по российскому законодательству, несостоятельны.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П).

Как установлено выше, на территории Республики Беларусь Климович И.В. имела право на меры социальной поддержки как вдова участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в настоящее время истец постоянно проживает в Российской Федерации.

Статьей 49 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

С учетом изложенного, отсутствие у Климовича В.М. на момент смерти Российского гражданства, равно как и его постоянное проживание в <...>, не является достаточным основанием для отказа в выдаче удостоверения Климович И.В., имеющей гражданство Российской Федерации.

Ссылки представителя Министерства труда и социального развития Омской области на то, что представленные Климович И.В. документы не проверялись на предмет соответствия их российскому законодательству, отклоняются.

Состав предъявленных Климович И.В. в Министерство труда и социального развития Омской области документов подтверждается отзывом ответчика на исковое заявление. При этом в уведомлении об отказе в выдаче удостоверения ссылка на другие основания отказа кроме отсутствия у умершего российского гражданства отсутствует.

Выполнение Климовичем В.М. работ в зоне отчуждения в 1987 году подтверждается справкой Военного комиссариата <...> от <...> № с/з 1153 (л.д. 10), ответом Центрального архива Министерства обороны Республики Беларусь (л.д. 11 оборот), списком № <...> участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 12), заверенные копии которых имеются в материалах пенсионного дела и сомнений в их подлинности не вызывают.

В силу ч. 1 ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в <...> <...>, документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.

В такой ситуации доводы апелляционной жалобы Климович И.В. являются обоснованными, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Что касается заявленных в апелляционной жалобе требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, то они при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлялись.

Между тем, согласно ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

апелляционную жалобу Климович И. В. удовлетворить, решение Первомайского районного суда г. Омска от <...> отменить.

Принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Климович И. В..

Обязать Министерство труда и социального развития Омской области выдать Климович И. В., как вдове умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя Климовича В. М. (посмертно).

Председательствующий

Судьи областного суда:

33-4507/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Климович Ирина Владимировна
Ответчики
МТиСР по Омской области
Другие
ГУ - Отделение ПФ РФ по Омской области
ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Омском районе Омской области
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
10.07.2019Судебное заседание
25.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2019Передано в экспедицию
25.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее