Дело № 12-740/26-2017год
РЕШЕНИЕ
25 августа 2017 года г. Курск
Судья Ленинского районного суда г. Курска Скрипкина Е.Ю.,
рассмотрев жалобу Бирюкова <данные изъяты> на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении руководителя службы безопасности ФГУП «Почта России» Бирюкова <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № Бирюков В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно постановлению административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ в ОПС выплаты Льгов 307754 УФПС Курской области на имя ФИО3 поступил почтовый перевод № на сумму 7000 руб. 00 коп.; ФИО3 включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; однако Бирюков В.В. не предпринял мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, произведя оплату перевода; ДД.ММ.ГГГГ в ОПС выплаты Льгов 307754 УФПС Курской области на имя ФИО4 поступил почтовый перевод № на сумму 2000 руб. 00 коп.; ФИО4 включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; однако Бирюков В.В. не предпринял мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, произведя оплату перевода; ДД.ММ.ГГГГ в ОПС выплаты Льгов 307754 УФПС Курской области на имя ФИО5 поступил почтовый перевод № на сумму 7000 руб. 00 коп.; ФИО5 включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; однако Бирюков В.В. не предпринял мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, произведя оплату перевода.
Не согласившись с указанным постановлением, Бирюков В.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, указывая, что должностное лицо УФПС Курской области не уполномочено получать сведения о том, является ли сумма почтового перевода заработной платой, пенсией, пособием и другой выплатой; ; информация по трем переводам была направлена в Росфинмониторинг; каких-либо возражений о незаконности совершенных операций от него не поступило; получатели переводов находятся в местах лишения свободы, в связи с чем какая-либо преступная деятельность с их стороны не возможна; выплата переводов не создала существенной угрозы общественным отношениям в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и не причинила вреда интересам граждан, общества и государства, также не повлек-
ла никаких последствий; наложенный штраф в размере 30000 руб. 00 коп. не соответствует требованиям справедливости и соразмерности.
В ходе судебного рассмотрения Бирюков В.В. доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Выслушав Бирюкова В.В., исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.
В соответствии с частью первой статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно п. 2.4 ст. 6 федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотреннымподпунктами 2,4и5 пункта 2.1настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе:
1) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи;
2) осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного вабзаце первомнастоящего пункта;
3) осуществлять в порядке, установленномпунктом 10 статьи 7настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную вподпункте 1настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 указанного закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны применятьмеры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленныхпунктом 2.4 статьи 6настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются
сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том
числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов впорядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
В силу п. 15.1 Правил внутреннего контроля, утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 28 сентября 2016 года № 1.9.3.1.2-05/77-нд, предприятие (филиал) применяет меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 статьи 6 федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, проинформировав уполномоченный орган о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств клиента незамедлительно в день их применения.
Согласно п. 15.1.1 указанных Правил о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых межведомственным координационным органом принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 7.4 федерального закона, осуществленных в соответствии с п. 9.2 Правил, информация направляется в Росфинмониторинг незамедлительно.
В соответствии с п. 15.2 указанных Правил порядок взаимодействия с лицами, в отношении которых должны быть применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества, определяется в каждом конкретном случае СДЛ филиала, исходя из принадлежности клиента к категории юридических или физических лиц, характера и практики деловых отношений с данным клиентом, наличия возможности установления контакта с ним и др. факторов.
Предприятие (филиал) не реже чем один раз в три месяца проверяет нали-
чие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и информирует о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209.
Таким проверки осуществляют СДЛ филиалов, а в случае, если договоры с клиентами заключаются непосредственно почтамтами – СДЛ соответствующих почтамтов, которые в случае выявления клиентов вышеуказанных организаций и лиц в произвольной форме информируют об этом СДЛ филиала.
При выявлении наличия среди клиентов таких организаций и лиц сообщение о результатах проверки направляется в Росфинмониторинг СДЛ филиала в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки, в произвольной форме.
При этом обязательно указываются дата проверки, данные лица, представляющего информацию, идентификационные данные выявленных лиц, дата применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и имущества, а также размер и структура замороженных (заблокированных) активов.
Информация предоставляется в Росфинмониторинг в электроном виде на магнитном носителе с сопроводительным письмом.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, составленному главным специалистом экспертом Управления Роскомнадзора по Курской области ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ в ОПС выплаты Льгов 307754 УФПС Курской области на имя ФИО3 поступил почтовый перевод № на сумму 7000 руб. 00 коп.; ФИО3 включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; однако Бирюков В.В. не предпринял мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, произведя оплату перевода; ДД.ММ.ГГГГ в ОПС выплаты Льгов 307754 УФПС Курской области на имя ФИО4 поступил почтовый перевод № на сумму 2000 руб. 00 коп.; ФИО4 включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; однако Бирюков В.В. не предпринял мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, произведя оплату перевода; ДД.ММ.ГГГГ в ОПС выплаты Льгов 307754 УФПС Курской области на имя ФИО5 поступил почтовый перевод № на сумму 7000 руб. 00 коп.; ФИО5 включен в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; однако Бирюков В.В. не предпринял мер по замораживанию (блокированию) денежных средств, произведя оплату перевода.
Вина Бирюкова В.В. в совершении административного правонарушения подтверждается почтовыми переводами, внутренними сообщениями об операции, подлежащей контролю, платежными поручениями, внутренними сообщениями и формализованными электронными сообщениями.
В ходе судебного разбирательства Бирюков В.В. факт совершения административного правонарушения не отрицал.
Должностным лицом верно квалифицированы действия Бирюкова В.В. по ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку Бирюков В.В., являясь руководителем службы безопасности УФПС Курской области – филиал ФГУП «Почта России», допустил нарушение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств.
Довод Бирюкова В.В. о наличии существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку протокол об адми-
нистративном правонарушении составлен ранее акта проверки, не влечет отмены обжалуемого постановления.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В примечании к данной статье указано, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контро-
ля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
Вместе с тем примечание к ст. 28.1 КоАП РФ не содержит запрета для принятия уполномоченным должностным лицом, принимающим участие в проведении мероприятий по государственному контролю и непосредственно обнаружившим достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, решения о возбуждении дела об административном правонарушении путем составления протокола об административном правонарушении до составления акта проверки.
По смыслу примечания к ст. 28.1 КоАП РФ данная правовая норма предоставляет право уполномоченному должностному лицу составить протокол об административном правонарушении либо непосредственно в момент обнаружения административного правонарушения, либо после оформления акта проверки.
Надлежащие и достаточные доказательства, позволяющие установить событие административного правонарушения, были установлены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, непосредственно принимавшим участие в проверке главным специалистом – экспертом Управления Роскомнадзора по Курской области. Полномочия данного должностного лица и его обязанность по пресечению административного правонарушений не ставится в зависимость от окончания проверки.
При таких данных оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного в отношении Бирюкова В.В. о привлечении его к административной ответственности по части 2.1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Решила:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ведущего руководителя службы безопасности филиала ФГУП «Почта России» Бирюкова <данные изъяты> оставить без изменения, жалобу Бирюкова <данные изъяты> – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска.
Судья: Е.Ю. Скрипкина