Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2017 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Казакова М.В.
С участием представителя истца Серяковой Е.Ю. (по ордеру), представителя ответчика Цветова А.В. (по доверенности), представителя администрации Пермского муниципального района Свечникова К.Е. (по доверенности), представителя Комитета имущественных отношений Шатровой Я.А. (по доверенности),
При секретаре Моревой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фахриуллина ФИО12 о возложении обязанности заключить договор,
установил:
Фахриуллин Н.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Юго-Камское сельское поселение" о возложении обязанности заключить договор.
В обосновании требований указано, что Фахриуллину Н.Г. на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности здание столярного цеха, общей площадью 103,6 кв.м., с теплым пристроем (литер А, А1), расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 4568 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации Пермского муниципального района вынесено постановление № о продаже земельного участка. Согласно данному постановлению в собственность Фахриуллина Н.Г. предоставлен указанный земельный участок по цене, установленной в соответствии с <адрес> №-ПК от ДД.ММ.ГГГГ равной <данные изъяты> руб. Постановление принято во исполнение решения комиссии по земельным отношениям, принятого в форме протокола. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией по земельным отношениям принято решение предоставить в собственность указанный земельный участок под промышленное предприятие в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Органом местного самоуправления указанное постановление не было исполнено, договор купли-продажи изготовлен не был, на подпись представлен не был. Фахриуллин Н.Г. в течение всего периода времени до настоящего момента пользуется указанным земельным участком. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление (вх. №) о заключении договора купли-продажи в отношении земельного участка. В ответ на заявление администрацией Юго-Камского сельского поселения направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ с проектом договора купли-продажи земельного участка, согласно условиям которого продажная стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты> руб. Указанная цена не соответствует ранее определенной постановлением администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ выкупной стоимости земельного участка. Представленный договор купли-продажи Фахриуллиным Н.Г. подписан не был, ДД.ММ.ГГГГ арендатору направлен протокол разногласий, согласно которому предложено изложить п. 2.1 раздела II в соответствии с условиями постановления администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в части продажной стоимости земельного участка. Письмом администрации Юго-Камского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ протокол разногласий был отклонен, продажная стоимость земельного участка не была изменена. В настоящее время у администрации Юго-Камского сельского поселения отсутствуют правовые основания для изменения ранее установленной продажной стоимости земельного участка в сторону увеличения. Продажная стоимость земельного участка, определенная Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Фахриуллиным Н.Г. оплачена. Постановление администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, не изменено, является действующим. До настоящего времени договор купли-продажи во исполнение постановления № от ДД.ММ.ГГГГ с продажной ценой земельного участка в размере <данные изъяты> руб. специалистами отдела по землеустройству подготовлен не был. Следовательно, своевременное заключение договора купли-продажи с установленной постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ продажной ценой не последовало по вине органа местного самоуправления, что не должно повлечь негативных последствий в виде увеличения покупной стоимости земельного участка. С учетом изложенного просит обязать администрацию муниципального образования "Юго-Камское сельское поселение" заключить с Фахриуллиным Н.Г. договор купли-продажи земельного участка общей площадью 4568 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения промышленных объектов, адрес объекта: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый № по цене, установленной постановлением № Главы администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.
Истец Фахриуллин Н.Г. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца Серякова Е.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске, пояснила, что до ДД.ММ.ГГГГ истец пользовался спорным земельным участком на праве аренды, в связи с задолженностью по решению Пермского районного суда договор расторгнут. У истца сохранилось право приобретения участка в собственность. В ДД.ММ.ГГГГ году истец подал заявление о предоставлении земельного участка в собственность. Протоколом зафиксировано решение комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Фахриуллину Н.Г. испрашиваемого земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ администрация Пермского муниципального района издала постановление № о продаже земельного участка, в котором указаны площадь, кадастровый номер участка, цена. Обязанность по контролю исполнения постановления возложена на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района. До конца ДД.ММ.ГГГГ года истец неоднократно обращался и в Комитет имущественных отношений и в администрацию Пермского муниципального района. За период ДД.ММ.ГГГГ годов законодательство менялось в отношении муниципального органа, который будет распоряжаться землей. На ДД.ММ.ГГГГ год такое решение принимала администрация Пермского муниципального района. В ДД.ММ.ГГГГ году договор не был выдан. В ДД.ММ.ГГГГ году полномочия по предоставлению земельных участков были переданы в ведение сельских поселений. Администрация Юго-Камского сельского поселения документ не выдала. Обратились в конце ДД.ММ.ГГГГ году в суд, поскольку 3-х летний лет срок исковой давности подходит к концу. Договор был выдан, однако с другой стоимостью участка, не с той ценой, которая была указана в постановлении администрации Пермского муниципального района №. Договор не был выдан своевременно в ДД.ММ.ГГГГ году по той цене по вине муниципального образования. <данные изъяты> руб. истец уплатил ДД.ММ.ГГГГ. Почему не оплатил ранее, пояснить не может. Сейчас опять полномочия по предоставлению земель переданы администрации Пермского муниципального района. Истец имеет право получить земельный участок по цене, указанной в постановлении. Решение принято органами на тот момент уполномоченными. Договор чисто технически не был заключен.
Представитель ответчика администрации Юго-Камского сельского поселения ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истец обратился в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, в заявлении указал, что предлагает заключить договор по цене, указанной в постановлении администрации Пермского муниципального района №, в размере <данные изъяты> руб. Законом Пермского края № 837 предусмотрен порядок определения цены земельного участка. В проекте договора определена цена согласно ч. 2 ст. 1 указанного Закона, расчет осуществлен органом местного самоуправления, уполномоченным на это на день подачи заявления. На ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> руб., ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края № 837 определена процентная ставка, действующая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 процентов. Цена земельного участка площадью 4 568 кв.м., предусмотренного для размещения промышленных объектов, составила <данные изъяты> руб. В адрес администрации ФИО10 направлен протокол разногласий, он просил указать цену в соответствии с постановлением администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ года. С ДД.ММ.ГГГГ в редакции закона №, действовавшего на момент передачи полномочий, расчет осуществлялся на момент подачи заявления. Если в течение 2 месяцев не осуществлена оплата, цена подлежит перерасчету. Даже в ДД.ММ.ГГГГ году постановление противоречило законодательству Пермского края. С ДД.ММ.ГГГГ у администрации Юго-Камского сельского поселения полномочий на заключение договора нет. Заявление от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено как вновь поступившее. Истцу были даны разъяснения по определению стоимости земельного участка. Истец обратился в Комитет имущественных отношений с требованием получить тот договор. Получил отрицательный ответ. На второе его заявление ответа нет. Администрации сельских поселений и администрации районов не имеют подчиненности, являются независимыми муниципальными образованиями. Постановление администрации района не может являться прямым указанием к действию для сельского поселения. Кадастровую стоимость в ресурсе ФКП, данная информация находится в свободном доступе.
Представитель третьего лица администрации Пермского муниципального района Свечников К.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, истец ненадлежащим образом исполнял свои обязанности. Земельный участок истцу был предоставлен, но он не платил арендную плату, договор аренды был расторгнут. Земельный участок предоставлен под объект недвижимости. На тот момент истец был индивидуальным предпринимателем, вел предпринимательскую деятельность. Имелось постановление о предоставлении земельного участка, была обязанность платить установленную стоимость земельного участка, чего он не сделал в соответствии с законом Пермского края № 837. Без оплаты орган местного самоуправления не мог предоставить ему земельный участок. Оплаты не поступало, практически три года истец не интересовался судьбой земельного участка. В администрацию района не обращался. После этого Фахриуллин Н.Г. подал новое заявление, на которое ему был дан ответ, что полномочия по предоставлению земельных участков переданы в ведении сельских поселений. Далее он обратился в администрацию сельского поселения, обращение рассматривалось администрацией поселения. Основания для предоставления земельного участка по ст. 36 Земельного кодекса отсутствуют. Контроль за исполнением постановления был возложен на Комитет имущественных отношений, то есть договор должен был подготовить Комитет. Фахриуллин Н.Г. не подходил для его подписания. В администрации района нет сведений, что Фахриуллину Н.Г. направлялись какие-либо документы. Возможно, Фахриуллину Н.Г. сообщили, что имеется номер договора.
Представитель третьего лица Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Шатрова А.Я. в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что на момент принятия постановления № 207 кадастровая стоимость спорного земельного участка была гораздо ниже, чем сейчас. Расчет стоимости участка в договоре, представленного Юго-Камским сельским поселением, произведен согласно закона Пермского края № 837. Истец не оспаривал кадастровую стоимость. Не согласны с ценой, она не обоснована. Истец не ссылается на нормативные документы, которые бы позволили администрации Юго-Камского сельского поселения принять во внимание запрашиваемую цену. Администрация Пермского муниципального района и администрация Юго-Камского сельского поселения совершенно два разных органа. На сегодняшний день из пояснений представителя истца следует, что за бездействием Комитета имущественных отношений договор не был заключен, однако истец не обращался ранее за заключением договора. Бездействие Комитета незаконным не признано. Фахриуллину Н.Г. должны были подготовить договор, в какой точно срок, не могла пояснить. Фахриуллин Н.Г. должен был произвести оплату и подписать договор. Не смогла пояснить, почему не был изготовлен договор. По Закону Пермского края № 837 истец должен был оплатить согласно п. 5 ст. 5 в течение 2-х месяцев с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с положениями ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 года, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5). В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).
Порядок определения цены продажи земельных участков на территории Пермского края регламентирован Законом Пермского края от 07.10.2011 № 837-ПК "О порядках определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В силу ч. 5 ст. 1 названного Закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), если в течение двух месяцев с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности не осуществлена оплата земельного участка, а показатели, используемые при расчете цены, изменились, цена подлежит перерасчету в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на момент перерасчета, с внесением соответствующих изменений в решение о предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Таким образом, право распоряжения спорным земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ было передано администрации Юго-Камского сельского поселения, до этого данное право принадлежало администрации Пермского муниципального района, равно как и в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ право распоряжения земельным участком вновь передано администрации Пермского муниципального района, в частности Комитету имущественных отношений.
В судебном заседании установлено, что Фахриуллину Н.Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит здание столярного цеха, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 59 БА от 0896344 (л.д. 7).
Решением Пермского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут договор аренды № П-36 от ДД.ММ.ГГГГ спорного земельного участка, заключенный между администрацией Юго-Камского сельского поселения и Фахриуллиным Н.Г., с Фахриуллина Н.Г. в пользу Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района взыскана задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка № П-36 от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени за просрочку платежа в размере <данные изъяты> руб. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по земельным отношениям рассмотрен вопрос о предоставлении в собственность Фахриуллина Н.Г. спорного земельного участка. С учетом наличия объекта недвижимости на участке Комиссией принято решение предоставить в собственность Фахриуллину Н.Г. испрашиваемый земельный участок под промышленное предприятие в порядке ст. 36 ЗК РФ. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом заседания Комиссии по земельным отношениям № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
На основании протокола заседании Комиссии по земельным отношениям администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Пермского муниципального района принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ "О продаже земельного участка по адресу: <адрес>с", согласно которому стоимость земельного участка определена в соответствии с Законом Пермского края № 837-ПК от 07.10.2011 в размере <данные изъяты> руб. Контроль исполнения постановления возложен на заместителя главы администрации муниципального района по управлению ресурсами, председателя Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Фахриуллин Н.Г. обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о выдаче договора купли-продажи спорного земельного участка площадью 4568 кв.м. в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
На указанное обращение Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Фахриуллину Н.Г. ДД.ММ.ГГГГ за № дан ответ, согласно которому в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ истцу рекомендовано по данному вопросу обратиться в администрацию Юго-Камского сельского поселения (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ от Фахриуллина Н.Г. последовало обращение в администрацию Юго-Камского сельского поселения с просьбой заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка по цене, установленной постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, равной <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ Фахриуллин Н.Г. вновь обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о выдаче для подписания и оплаты договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ спорного земельного участка площадью 4568 кв.м. в соответствии с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ по цене, установленной в соответствии с Законом Пермского края № 837-ПК от 07.10.2011, равной <данные изъяты> руб.
ДД.ММ.ГГГГ на обращение Фахриуллина Н.Г. от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Юго-Камского сельского поселения дан ответ, из содержания которого следует, что согласно ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.10.2011 № 837-ПК (в редакции от 25.12.2015) "О порядках определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" расчет цены по конкретному земельному участку осуществляется органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующим земельным участком, на день подачи заявления о приобретении права собственности на земельный участок. На дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб. Согласно ч. 1 ст. 1 если иное не предусмотрено федеральными законами и законами Пермского края (Пермской области), продажа земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов осуществляется по цене, рассчитываемой в процентах от кадастровой стоимости таких земельных участков в размере 15 процентов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков, на которых расположены здания и сооружения (за исключением зданий, сооружений, указанных в абз. 6 ч. 1 настоящей статьи), собственником таких зданий, сооружений либо помещений в них, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ. Руководствуясь абз. 3 п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края от 07.10.2011 № 837-ПК администрацией поселения произведен расчет цены продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4568 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, для размещения промышленных объектов в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 13).
Администрацией Юго-Камского сельского поселения ФИО8 направлен проект договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 2.1 которого определено, что стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 14).
Согласно представленному истцом чеку-ордеру сумма по договору купли-продажи земельного участка № в размере <данные изъяты> руб. уплачена им ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Юго-Камского сельского поселения представлен протокол разногласий к договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) с сопроводительным письмом, из содержания которого следует, что Фахриуллин Н.Г. не согласен с изменением ранее установленной продажной стоимостью земельного участка в сторону увеличения (л.д. 17).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Юго-Камского сельского поселения отклонила протокол разногласий по проекту договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № ввиду того, что оплата по цене, установленной постановлением администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. произведена Фахриуллиным Н.Г. только ДД.ММ.ГГГГ, в то время как ч. 5 ст.1 Закона Пермского края от 07.10.2011 № 837-ПК предусмотрен двухмесячный срок для оплаты земельного участка. Если же оплата земельного участка не была произведена в установленный срок, цена подлежит перерасчету в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на момент перерасчета, с внесением соответствующих изменений в решении о предоставлении земельного участка (л.д. 19-20).
Данные обстоятельства, установленные судом, позволяют сделать следующие выводы:
При обращении в уполномоченный орган истцом Фахриуллиным Н.Г. была инициирована процедура предоставления спорного земельного участка в собственность. Одним из этапов данной процедуры явилось постановление администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность истца спорного земельного участка площадью 4568 кв.м. по цене <данные изъяты> руб.
В соответствии с действовавшим на тот период законодательством Фахриуллину Н.Г. необходимо было в двухмесячный срок оплатить стоимость земельного участка в размере, указанном в постановлении о предоставлении земельного участка. В свою очередь в связи с принятием решения о представлении спорного участка истцу Фахриуллину Н.Г. в собственность за плату в соответствии со статьей 36 ЗК РФ для администрации являлось обязательным заключение соответствующего договора купли-продажи.
Вместе с тем, в установленный законом срок Фахриуллин Н.Г. плату за земельный участок не внес, сумма в размере <данные изъяты> руб. оплачена им лишь ДД.ММ.ГГГГ. Договор купли-продажи в адрес Фахриуллина Н.Г. направлен не был. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются. Впоследствии договор так и не был заключен, процедура предоставления земельного участка не была завершена, при этом полномочия по предоставлению земельного участка были переданы администрации Юго-Камского сельского поселения.
Таким образом, процедура предоставления земельного участка, начатая истцом при обращении в администрацию Пермского муниципального района, не была завершена в установленном для этого порядке вплоть до момента передачи полномочий по распоряжению спорным земельным участком в ведение иного муниципального органа. После утраты полномочий данная процедура, по мнению суда, завершилась, поскольку компетентный орган, где была начата процедура предоставления земельного участка, утратил свои полномочия, не реализовав их в полной мере, а орган, которому были переданы соответствующие полномочия (администрация Юго-Камского сельского поселения), не является правопреемником того органа, где соответствующая процедура начала реализовываться (администрации Пермского муниципального района). Соответственно, для администрации Юго-Камского сельского поселения не является обязательным для исполнения постановление администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность истца спорного земельного участка площадью 4568 кв.м. по цене 67 218,12 руб., равно как и не являются обязательными все действия, совершенные заявителем и администрацией Пермского муниципального района по предоставлению земельного участка при условии, что данные действия не привели к завершению этой процедуры предоставления.
Иное привело бы к безусловному и безосновательному ограничению полномочий органа местного самоуправления, которому были переданы соответствующие полномочия по предоставлению земельного участка, по распоряжению соответствующим земельным участком.
Однако это не исключает возможности вновь обратиться в орган, которому в силу закона были переданы полномочия по распоряжению земельным участком, для реализации процедуры предоставления этого участка.
Фактически такое обращение состоялось ос стороны истца, а именно: обращение от ДД.ММ.ГГГГ, на которое истцу ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, из которого следует, что орган местного самоуправления готов был заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка, но по цене, определенной в соответствии с Законом Пермского края от 07.10.2011 № 837-ПК, а именно: на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> руб., соответственно, цена земельного участка составил <данные изъяты> руб.
Для администрации Юго-Камского сельского поселения заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ являлось вновь поданным, что следует из пояснений представителя администрации. Содержание самого заявления не позволяет сделать иной вывод. Сама по себе ссылка в заявлении на постановление администрации Пермского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что администрация Юго-Камского сельского поселения должна была по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ предоставить истцу земельный участок по цене, указанной в постановлении (<данные изъяты> руб.).
Кроме того, обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ не исключает действия обязательных положений закона.
Так, в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При этом ч. 2 ст. 1 Закона Пермского края от 07.10.2011 № 837-ПК (в редакции от 25.12.2015) "О порядках определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов, а также размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" предусмотрено, что расчет цены по конкретному земельному участку осуществляется исполнительным органом государственной власти Пермского края или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с законодательством на распоряжение соответствующим земельным участком, на день подачи заявления о приобретении права собственности на земельный участок.
Как было указано выше, в силу ч. 5 ст. 1 названного Закона (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), если в течение двух месяцев с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности не осуществлена оплата земельного участка, а показатели, используемые при расчете цены, изменились, цена подлежит перерасчету в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на момент перерасчета, с внесением соответствующих изменений в решение о предоставлении земельного участка.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. Закона Пермского края от 07.10.2011 № 837-ПК (в редакции от 25.12.2015) если иное не предусмотрено федеральными законами и законами Пермского края (Пермской области), продажа земельных участков, находящихся в собственности Пермского края или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов осуществляется по цене, рассчитываемой в процентах от кадастровой стоимости таких земельных участков в размере в размере 15 процентов в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года в отношении земельных участков, на которых расположены здания, сооружения (за исключением зданий, сооружений, указанных в абзаце шестом пункта 1 части 1 настоящей статьи), собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Таким образом, цена купли-продажи земельного участка должна определяться исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действующей, согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ, в момент заключения договора купли-продажи, что и было сделано ответчиком в соответствии с требованиями законодательства.
В силу п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд не находит оснований для возложения на ответчика Администрацию Юго-Камского сельского поселения обязанности заключить с Фахриуллиным Н.Г. договор купли-продажи спорного земельного участка общей площадью 4568 кв.м. по цене установленной постановлением № Главы администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.
Кроме того, суд отмечает, что правовое регулирование спорных отношений на момент рассмотрения дела в суде изменилось. Согласно абзацу четвертому пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.01.2017 осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
При таких обстоятельствах, администрация Юго-Камского сельского поселения в настоящее время не является уполномоченным органом на предоставление земельного участка истцу, поскольку соответствующие полномочия переданы в настоящее время администрации Пермского муниципального района. В таком случае, на администрацию Юго-Камского сельского поселения в настоящее время не может быть возложена обязанность по заключению договора купли-продажи в отношении интересующего истца земельного участка, при том что сторона истца настаивает именно на требованиях к администрации Юго-Камского сельского поселения.
Следует отметить, что с момента первоначального обращения с заявлением о предоставлении земельного участка еще в ДД.ММ.ГГГГ истец неоднократно мог завершить процедуру предоставления-поучения земельного участка в собственность, если бы сам в том числе приложил к этому какие-либо усилия, при том что препятствий для истца со стороны органов местного самоуправления не имелось. Изменения в законодательстве не были неожиданными, непредсказуемыми либо настолько быстротечными, что лишили истца получить желаемый результат. В данном случае действия самого истца и его отношение к реализации принадлежащих ему прав не позволили ему получить желаемый результат, что не препятствует ему реализовать свои права в настоящее время, но с учетом положений изменившегося к настоящему моменту и действующего ныне законодательства, в том числе в части цены выкупа земельного участка.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, изучив представленные суду доказательства и оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что предоставление земель подчинено определенному порядку, установленному законодательством, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Фахриуллина Н.Г. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Фахриуллина ФИО13 к администрации муниципального образования "Юго-Камское сельское поселение" о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по цене, установленной постановлением № Главы администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в размере 67 <данные изъяты> коп. оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья М.В. Казаков