Дело №2-264/2020
10RS0013-01-2020-000225-04 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре М.В.Михалевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьминой О.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л:
Кузьмина О.В. (далее также по тексту истец) обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также по тексту - ответчик, Администрация) о взыскании денежных средств, мотивируя тем, что она в 2020 году самостоятельно осуществила ремонт кровли дома, расположенного по адресу: ..., занимаемой ею на основании договора социального найма, в связи с неудовлетворительным состоянием шиферного покрытия. Необходимость проведения капитального ремонта крыши была установлена специалистами Администрации, проводившими обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., в 2019 году. В связи с тем, что ремонтные работы ответчиком своевременно проведены не были, Кузьмина О.В. была вынуждена выполнить их самостоятельно за свой счет. Поскольку Администрация отказалась возместить истцу понесенные расходы в досудебном порядке, Кузьмина О.В. просила взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на приобретение строительных материалов и их доставку, в размере 53 623 рублей.
Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 25.03.2020 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечена Лукконен З.С.
Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 14.04.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечен Лукканен С.Р.
До судебного заседания Кузьмина О.В. представила в суд заявление об уточнении заявленных требований, согласно которым просила взыскать с ответчика 49 345 рублей, мотивируя тем, что документов, подтверждающих несение расходов на доставку строительных материалов в размере 5000 рублей, у нее не имеется.
В судебном заседании истец поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, однако не оспаривал, что часть расходов на ремонт кровли должна нести Администрация как собственник части жилого дома; полагал, что нарушена процедура принятия решения о ремонте кровли.
Третье лицо по делу Лукканен С.Р. в судебное заседание не явился, уведомлен о слушании дела надлежащим образом, согласно представленному заявлению просил рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Третье лицо по делу Лукканен З.С. скончалась в 2019 году.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 672 Гражданского кодекса РФ и статье 62 Жилищного кодекса РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно статье 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.
Права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, установлены положениями статей 65 и 67 Жилищного кодекса РФ, согласно которым наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан, в том числе: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 2 статьи 65 Жилищного кодекса РФ).
В свою очередь, пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ на нанимателя жилого помещения по договору социального найма возложены обязанности: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса РФ и подпунктом «б» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006, крыши относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил. При этом пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Согласно подпункту "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 (далее - Типовой договор), наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Федеральным законом N 136-ФЗ от 27.05.2014 "О внесении изменений в ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015 полномочия по жилищным вопросам переданы на уровень районной администрации, что следует из совокупности положений пункта 6 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом
Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ... является брусчатым, одноэтажным домом, хх.хх.хх г. года постройки, общей площадью 88 кв.м.
Согласно постановлению Правительства Республики Карелия от 09.12.2019 №457-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Деревянкского сельского поселения», постановлению администрации Деревянкского сельского поселения от 17.12.2019 № 35 квартира №, общей площадью 44,1 кв.м., расположенная по адресу: ..., передана в муниципальную собственность Прионежского муниципального района.
10.03.2020 между администрацией Прионежского муниципального района и Кузьминой О.В. подписан договор социального найма жилого помещения № 275. Истица зарегистрирована в указанном жилом помещении с 05.09.2002.
Судом также установлено, что 11.04.2019 специалистом администрации Прионежского муниципального района был осуществлен выезд для осмотра состояния жилого дома, расположенного по адресу: .... По результатам осмотра установлено, чтокровельное покрытие имеет разрушение шифера, протекание в жилые помещения воды после осадков; фасад имеет гниение нижних частей стен, стены и фасад - искривление горизонтальных линий фасада, оконные переплеты - расслоение древесины, истертость, щели в притворах.
По результатам проведенного обследования, письмом от 17.04.2019 № 2820/1-13 ответчик сообщил истцу, что заявка на ремонт кровли включена в реестр проведения ремонтных работ администрации. О сроках проведения работ будет сообщено дополнительно.
Письмом от 04.03.2020 № 1576/1-13 по результатам приема граждан, проводимых Главой администрации района 13.02.2020, Администрация сообщила истцу, что ремонт кровли ответчиком в 2019 году выполнен не был; на заявление истца о возмещении затрат на ремонт, проведенный за счет собственных средств в 2020 году, отказано, поскольку принятие решения о проведении ремонта общедомового имущества осуществляется на основании решения общего собрания собственников в порядке положения статьи 44 Жилищного кодекса РФ.
Необходимость капитального ремонта кровли жилого дома ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалась.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 01.03.2012 № 389-О-О, определяя в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16).
Данное законоположение, имеющее обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, однако не регулирует вопросы, связанные с порядком и условиями реализации бывшими наймодателями возложенной на них обязанности.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится в статье 210 Гражданского кодекса РФ.
По смыслу указанных положений обязанность по производству капитального ремонта помещений дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
При этом установленная Жилищным кодексом РФ обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома может быть возложена на собственников жилых помещений, но только после исполнения бывшим наймодателем указанного обязательства.
Исходя из изложенного правового регулирования, применительно к рассматриваемому делу юридически значимыми обстоятельствами являются: установление лица, являвшегося наймодателей жилых помещений; необходимость производства капитального ремонта дома на момент первой приватизации жилых помещений, расположенных в нем; установление обстоятельства исполнения либо неисполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта.
Из технического паспорта на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., следует, что он состоит из трех квартир. Капитальный ремонт дома с момента постройки дома не производился.
При этом судом установлено, что первая приватизация жилого помещения, расположенного в указанном многоквартирном жилом доме, была осуществлена 01.02.1999, что подтверждается регистрационным удостоверением №020027, согласно которому в собственность Лукконен З.С. безвозмездно в порядке приватизации была передана квартира № в доме №, расположенного по адресу: ....
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 18.12.2017, вынесенного по гражданскому делу № 2-695/2017 по исковому заявлению Лукконен Зинаиды Сергеевны к администрации Деревянкского сельского поселения о признании права собственности на квартиру установлено, что в договоре безвозмездной передачи жилья в собственность от 01.02.1999, заключенного с Лукконеном З.С., была допущена техническая ошибка в указании номера приватизированной квартиры, а именно вместо квартиры №, указана квартира №. В связи с установлением данного обстоятельства указанным решением суда за Лукконен З.С. признано право собственности на квартиру №, расположенную по адресу: ..., а право собственности на квартиру № признано отсутствующим.
Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 19.04.2018 №2-232/2018 за Лукконен З.С. признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ... в силу приобретательной давности.
С 15.08.2019 собственником квартир №, площадью 21,9 кв.м., и №, площадью 21,7 кв.м.,расположенных по адресу: ... в порядке наследования является Лукканен С.Р.
Таким образом, судом установлено, что первая приватизация жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ..., была произведена в 1999 года, при этом сведений о проведении когда-либо капитального ремонта дома стороной ответчика не представлено.
В соответствии с Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным Госкомархитектуры Приказ Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312продолжительность эксплуатации кровель из волнистого шифера до капитального ремонта составляет для жилых зданий 30 лет.
Поскольку капитальный ремонт в доме истицы не производился, а предельный срок эксплуатации кровли дома истек до приватизации Лукконен З.С. жилого помещения, обязанность по производству капитального ремонта должна быть возложена на наймодателя, правопреемником обязательств которого является администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)
Поскольку ответчиком не были реализованы возложенные на него законом полномочия по обеспечению проведения капитального ремонта, истец понесла убытки на приобретение строительных материалов для самостоятельного осуществления ремонта кровли на общую сумму 49 345 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела товарными чеками.
Сумма понесенных расходов на приобретение строительных материалов в размере 49 345 рублей не оспаривалась стороной ответчика.
В ходе судебного разбирательства в условиях состязательности процесса стороной ответчика также не представлено относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих, что стоимость приобретенных строительных материалов завышена или что они не были использованы истцом для ремонта кровли.
Учитывая изложенное, принимая во внимание факт сохранения за ответчиком обязанности по осуществлению капитального ремонта многоквартирного дома, исходя из того, что истцом понесены убытки, в связи с ненадлежащим исполнением наймодателем обязанностей по договору социального найма, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Часть 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, подлежат возмещению все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, с ответчика в пользу истца, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 680 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление Кузьминой О.В. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия в пользу Кузьминой О.В. 49 345 рулей, судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска, в размере 2 410 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Прионежский районный суд Республики Карелия путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2020.
...
... |
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...