Судья Грицкевич Т.В. Дело № 33-23013/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Гарновой Л.П.,
судей: Рубцовой Н.А., Тегуновой Н.Г.,
при секретаре: Аркатовой Л.Н.,
рассмотрев 31 июля 2017 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Атажановой А. П. на решение Лотошинского районного суда Московской области от 29 мая 2017 года по делу по иску Атажановой А. П. к администрации муниципального образования сельское поселение Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области и ОАО «Совхоз имени Кирова» Лотошинского муниципального района Московской области о признании квартиры жилым домом, прекращении права собственности на квартиру и признании права собственности на жилой дом,
заслушав доклад судьи Гарновой Л.П., объяснения Атажановой А.П., поддержавшей доводы жалобы,
установила:
Атажанова А.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования сельское поселение Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области, ОАО «Совхоз имени Кирова» о признании квартиры жилым домом, прекращении права собственности на квартиру и признании права собственности на жилой дом, указав, что является собственником квартиры общей площадью 80,6 кв.м, расположенной по адресу: <данные изъяты>, на основании договора на передачу квартир ( домов ) в собственность граждан от 06.08.1992 г., свидетельства о праве на наследство по закону и договора дарения от 27.02.2 14 г.
В 1992 года указанная квартира была приватизирована ею, Копыловой М.А., Атажановым Д.А. и Копыловой Е.М., проживающими с ней одной семье й, о чем 06.08.1992 г. между ними и совхозом имени Кирова (в настоящее время ОАО «Совхоз имени Кирова») был заключен договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан.
Согласно условий договора, продавец (совхоз имени Кирова) передал покупателям в собственность квартиру, состоящую из трех комнат, расположенную по адресу: Московская <данные изъяты>.
Постановлением Главы администрации Кировского сельского округа Лотошинского района № 40 от 16.07.1997 г. «О присвоении названий улиц и номеров домовладений д. Гаврилово» домовладению был присвоен адрес: <данные изъяты>.
В результате наследования доли, принадлежащей Копыловой Е.М., в 2008 году, и заключения договора дарения от 27.02.2014 г. между Атажановым Д.А., Копыловой М.А. (дарители) и ею, Атажановой А.П. (одаряемая), все доли в общей долевой собственности на квартиру перешли к ней, в настоящее время ей принадлежит право собственности на всю квартиру.
Между тем, данное жилое помещение, указанное в документах как квартира, является отдельным жилым домом, других квартир в доме нет и не было.
В постановлении Главы администрации Лотошинского района № 250 от 06.08. 1992 г. «О регистрации договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан» жилое помещение, приватизированное Копыловой М.А., Атажановой А.П., Атажановым Д.А., Копыловой Е.М. по договору от 06.08.1992 г., именовалось домом, каковым фактически и является.
Жилое помещение предназначено для проживания одной семьи, является санитарно- и технически изолированным объектом недвижимости, отвечает санитарным и градостроительным нормам и правилам, не является многоквартирным домом.
К жилому дому прилегает земельный участок, которым она и члены ее семьи пользуются и обрабатывают его. Поскольку она по документам является собственником не жилого дома, а квартиры, то не может в соответствии с действующим законодательством оформить в собственность земельный участок, прилегающий к жилому дому.
Просила признать принадлежащую ей квартиру общей площадью 80,6 кв.м, расположенную по адресу: <данные изъяты> жилым домом, расположенным по тому же адресу, признать за ней право собственности на жилой дом общей площадью 80,6 кв.м, расположенный по адресу: Московская <данные изъяты>, прекратить право собственности на квартиру общей площадью 80,6 кв.м, расположенную по тому же адресу.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования сельское поселение Ошейкинское Лотошинского муниципального района Московской области по доверенности Федоринова С.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель ответчика - ОАО «Совхоз имени Кирова» Лотошинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования Атажановой А.П. полностью признал, указал, что истице было передано жилое помещение в виде отдельно расположенного на земельном участке дома, просил на основании статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ принять признание иска.
Представитель третьего лица - администрации Лотошинского муниципального района Московской области в лице представителя Спиридоновой М.В. оставила рассмотрение дела на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен, в письменном отзыве просит рассмотреть дело в свое отсутствин, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Решением Лотошинского районного суда Московской области от 29 мая 2017 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Атажанова А.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность его выводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая истице в удовлетворении иска, суд исходил из того, что по правоустанавливающим документам ей в собственность передана квартира, исковые требования о признании этих документов недействительными она не предъявляла.
С выводами суда судебная коллегия согласиться не может, т.к. данное обстоятельство не является безусловным основанием к отказу в удовлетворении иска.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир), основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены:
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из технического паспорта на спорное жилое помещение следует, что оно является жилым домом, поскольку не содержит такие элементы общего имущества, как крыша, фундамент, чердачное помещение, места общего пользования.
Согласно техническому паспорту, составленному по данным инвентаризации по состоянию на 15.07.2008 г., спорный объект недвижимости учтен как жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> (л.д. 41-45). По экспликации плана дома, жилое помещение является одноэтажным, состоит из: трех жилых комнат, прихожей, кухни, котельной, ванной, туалета, трех веранд, имеет отдельный вход, самостоятельное отопление, водоснабжение, энергоснабжение, газифицировано (л.д. 44). В доме проживает Атажанова А.П. со своей семьей (л.д. 42).
Согласно архивной выписке из постановления Главы администрации Кировского сельского округа Лотошинского района Московской области № 40 от 16.07.1997 г. «О присвоении названий улиц и номеров домовладениям д. Гаврилово, п. 2: присвоить номера домовладениям деревни Гаврилово согласно прилагаемому списку: <данные изъяты> Копытова М.А., Атажанова А.П. (л.д. 26).
Таким образом, письменными доказательствами подтверждается статус спорного жилого помещения как отдельно стоящего жилого дома, в которой проживает одна семья, поэтому у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении иска.
Поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение суда подлежит отмене в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании имеющихся в деле доказательств судебная коллегия полагает постановить новое решение, которым исковые требования Атажановой А.П. удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лотошинского районного суда Московской области от 29 мая 2017 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Атажановой А. П. удовлетворить.
Признать квартиру с кадастровым номером <данные изъяты>, назначение: жилое, общей площадью 80,6 кв.м, этаж 1, расположенную по адресу: <данные изъяты> жилым домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>
Признать за Атажановой А. П. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Прекратить право собственности Атажановой А. П. на квартиру, назначение: жилое, общей площадью 80,6 кв.м, расположенную по адресу: <данные изъяты>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.