№ 2-115/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Соловец Л.В.,
при секретаре судебного заседания Клименко Т.А.,
с участием истца Григорян Т.А.,
представителя ответчика - ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное), Конопляник В.В., действующей на основании доверенности б/н от 22.11.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорян Т.А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка,
УСТАНОВИЛ:
Григорян Т.А., действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к ответчику о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «дети», проживающие в зоне отселения (с правом на отселение), в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года.
В обоснование заявленных требований указала, что 14 августа 2017 года ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Новозыбкова (межрайонное) ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по категории «дети, проживающие в зоне отселения (с правом на отселение) до переселения» в связи с отсутствием факта рождения ребенка на территории зоны загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Указанные действия Пенсионного фонда находит незаконными и необоснованными поскольку она, как лицо, постоянно проживающая в г. Новозыбкове в период беременности находилась на учете по беременности в женской консультации ГБУЗ «Новозыбковская центральная районная больница» с 21.12.2016 года по 09.06.2017 года. По медицинским показаниям она была направлена для родоразрешения в Перинатальный центр Брянской областной больницы № 1 г. Брянск, где ДД.ММ.ГГГГ родила сына ФИО2, в свидетельстве о рождении которого местом рождения указан г. Брянск. После возвращения из лечебного учреждения она зарегистрировала ребенка по своему месту жительства, где и проживает с ним по настоящее время.
Просит, с учетом уточнения заявленных требований, признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.п. 6, 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. №1244-1 с момента обращения за назначением указанной выплаты.
В судебном заседании истец Григорян Т.А., исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФР в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», право на данную выплату имеют дети, родившиеся в зонах радиоактивного загрязнения (независимо от времени проживания в этих зонах), а также за пределами этих зон по причине отсутствия в указанных зонах специализированных лечебных учреждений (родильных домов). В силу того, что ребенок родился вне зоны радиоактивного загрязнения при наличии в г. Новозыбкове специализированного лечебного учреждения, право на ежемесячную денежную выплату он не имеет.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.
Понятие социальной поддержки граждан установлены ст. 4 названного закона, из которой следует, что социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 27.1 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зонах радиоактивного загрязнения, в т.ч. в зоне с правом на отселение, а также граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.п. 6, 9 ч. 1). Указанная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (ч. 5, 6).
Предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27.1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7 - 9 части 1 статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты:
1) в зоне отселения - не менее 1 года;
2) в зоне проживания с правом на отселение - не менее 3 лет;
3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Григорян Т.А. с 24.08.2009 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в <адрес> (л.д. 2,3, 21), отнесенному к зоне с правом на отселение, на основании Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1074 от 08 октября 2015 года.
Григорян Т.А. - мать ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период беременности и до рождения ребенка, постоянно проживала на территории радиационной зоны, находилась на учете по беременности в женской консультации ГБУЗ «Новозыбковская ЦРБ» с 21 декабря 2016 года по 09 июня 2017 года, однако по медицинским показаниям была направлена на родоразрешение в Перинатальный центр Брянской областной больницы №1, где 25 июня 2017 года родила ребенка.
В свидетельстве о рождении ФИО2 местом рождения указан г. Брянск (л.д.4), который не находится в зонах радиоактивного загрязнения. ДД.ММ.ГГГГ ребенок зарегистрирован по месту жительства матери в <адрес> ( л.д.5), где и проживает вместе с матерью по настоящее время (л.д. 6).
Решением ГУ УПФР РФ в городском округе г. Новозыбкова Брянской области (межрайонное) истцу отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка по категории ««дети, проживающие в зоне отселения (с правом на отселение) до переселения» в силу того, что указанная выплата предоставляется детям, родившимся в зонах радиоактивного загрязнения, а также детям, родившимся за пределами зон радиоактивного загрязнения по причине отсутствия в указанных зонах специализированных лечебных учреждений - родильных домов.
Данный отказ нельзя признать законным по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, что установлено ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, является конституционной обязанностью Российской Федерации как социального правового государства, что следует из статей 1,2,7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53.
Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а также меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших в связи с катастрофой на ЧАЭС.
Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П установлено, что федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения прав, может избрать различные способы возмещения вреда - единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Все лица, здоровью которых причинен вред в результате одной и той же техногенной катастрофы, как правило, неустранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет и на определение критериев исчисления размера денежных компенсаций.
В силу требований ч. 3 ст. 4 Закона РФ №1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 27.1 названного закона, гарантируется детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение не менее 3 лет, однако условие о необходимости проживания не менее трех лет не распространяется на детей, родившихся в зоне проживания с правом на отселение.
Указанное правовое регулирование направлено на осуществление социальной защиты детей, подвергшихся непосредственному радиационному воздействию, позволяет учитывать степень риска, обусловленного радиационным воздействием на ребенка, родившегося и проживающего на территории радиоактивного загрязнения в результате чернобыльской катастрофы.
Суд считает, что при таких обстоятельствах факт рождения ребенка в г. Брянске, не должен являться препятствием к предоставлению ему мер социальной поддержки, как ребенку, постоянно проживающему на загрязненной территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, иное привело бы к нарушению прав на возмещение вреда, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ, нарушив тем самым ее ст. 55, а также допустив отступление в отношении некоторых групп граждан конституционного принципа равенства перед законом.
С учетом изложенного, суд находит требования Григорян Т.А. подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Григорян Т.А., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка, удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до сохранения за ним статуса ребенка (до достижения возраста 18 лет), постоянно проживающего в зоне проживания с правом на отселение с момента обращения за назначением указанной выплаты, то есть с 11.08.2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Соловец