Дело № 2-216/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2019 года г. Уфа РБ
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шапошниковой И.А.,
при секретаре Раянове Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гарифуллина Роберта Ахнафовича к АКБ «Форштадт» (АО), ООО СК «Согласие-Вита» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Гарифуллин Р.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что в июле 2018 года истец обратился в АКБ «Форштад» (АО) о предоставлении кредита (рефинансирование) для погашения кредитного договора от 24 января 2018 года, заключенного с АО «ЮниКредитБанк». На указанный месяц задолженность составляла 667 420,59 рублей.
31 июля 2018 года ответчик предоставил истцу денежные средства в размере 695 671 рубль, заключив кредитный договор № ... сроком до 31 июля 2023 года.
Денежные средства по кредитному договору с ответчиком были распределены следующим образом: 659 000,96 рублей Банк перечислил на расчетный счет истца в АО «ЮниКредитБанк» с целью погашения задолженности по кредитному договору от 24 января 2018 года; 20 870,13 рублей направлены на оплату по договору страхования ... ООО СК «Согласие-Вита». Данный договор был предоставлен истцу работником банка для подписания при получении кредита. 4 000 рублей Банк перевел на свой счет за продажу сертификата «Юрист 24». 800 рублей Банк перевел на свой счет за продажу программ страхования от несчастных случаев «Защита завтрашнего дня».
В предусмотренные законом сроки 13 августа 2018 года истцом было подано заявление в Банк с требованиями об отказе от договоров страхования и купли-продажи сертификата «Юрист 24» и возврате денежных средств.
В своем письме от 15 августа 2018 года Банк отказал в возврате денежных средств, рекомендовав обратиться в адрес компании. Данное письмо получено истцом 25 августа 2018 года.
29 августа 2018 года истец обратился в страховую компанию о возврате денежных средств. Претензия оставлена без удовлетворения.
Истец с учетом уточнений просит взыскать с ответчиков страховую премию в размере 20 870,13 рублей, уплаченную по договору страхования ... от 31 июля 2018 года, проценты за пользование чужими денежными средствами – 782,20 рублей, денежные средства – 4 000 рублей, уплаченные по договору купли-продажи сертификата «Юрист 24», неустойку – 7 240 рублей, денежные средства – 800 рублей, оплаченные по договору купли-продажи программы страхования от несчастных случаев «Защита завтрашнего дня», неустойку – 1 448 рублей, моральный вред – 10 000 рублей, штраф.
В судебном заседании истец просил иск удовлетворить в полном объеме, пояснив, что в предусмотренные законом сроки обратился к ответчикам о возврате денежных средств. Также указал, что оплату за дополнительные услуги получил ФИО3.
В судебное заседание представитель ответчика АКБ «Форштадт» (АО) не явился, извещен надлежаще, поступили возражения на иск, из которых следует, что условия кредитного договора, заключенного с истцом не содержат требований о необходимости приобретения заемщиком дополнительных услуг, связанных с заключением кредитного договора.
На основании заявления истца на страхование 31 июля 2018 года заключен договор индивидуального страхования, страховая премия по которому составляет 20 870,13 рублей. В тот же день заемщиком подписано заявление на перевод данных денежных средств на счет страховщика ООО СК «Согласие-Вита». Денежные средства переведены на счет страховщика. В соответствии с п. 10.15 Правил страхования, действие договора страхования прекращается, в том числе по инициативе страхователя путем направления письменного уведомления страховщику.
Доводы истца о том, что Банк обязан вернуть ему сумму в размере 4 000 рублей за продажу сертификата «Юрист 24» и страховую премию – 800 рублей по программе «Защита завтрашнего дня» являются безосновательными.
31 июля 2017 года истец подписал заявление на приобретение сертификата на получение консультационно-юридических услуг в ООО «Европейская Юридическая Служба» в рамках агентского договора ... о 25 января 2017 года, заключенного между АКБ «Форштадт» (АО) и ООО «Европейская Юридическая Служба».
По заявлению истца Банком переведена денежная сумма на оплату сертификата.
Также 31 июля 2018 года истцом подписано заявление на перевод денежных средств в размере 800 рублей для оплаты страховой премии в пользу ООО СК «РГС-Жизнь».
Банк как агент по указанным агентским договорам свои обязательства перед истцом выполнил в полном объеме.
Оказываемые услуги по указанным выше агентским договорам истец приобрел добровольно и оплатил их стоимость за счет личных средств, находящихся на его счете в банке.
Банк по данному иску является ненадлежащим ответчиком. В удовлетворении иска проси отказать.
В судебное заседание представитель ответчика ООО СК «Согласие-Вита» не явился, извещен надлежаще, представил возражения на иск, из которых следует, что 31 июля 2018 года между сторонами был заключен индивидуальный договор страхования. В течение 14 дней с момента заключения договора страхования, предусмотренных положением Указания ЦБ РФ, истец не сообщил страховой компании о намерении отказаться от исполнения договора страхования. Заявление было получено 12 сентября 2018 года.
Согласно п. 11.2.1 Правил страхования, договор страховая может быть расторгнут по инициативе (требованию) страхователя. При этом досрочное прекращение договора страхования производится на основании письменного заявления страхователя об отказе от договора страхования.
Истец должен был направить в адрес ООО СК «Согласие-Вита» заявление об отказе от договора страхования до 14 августа 2018 года. Однако истец указанным правом не воспользовался.
Договором страхования возврат страховой премии при его расторжении по истечении периода охлаждения не предусмотрен.
Просит в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, поскольку судом приняты все возможные меры по надлежащему извещению сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы иска и возражений на него, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст.ст. 420, 421 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В силу ст. 958 ГК РФ договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью (п. 1).
Страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового случая не отпала по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи (п. 2).
При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 названной статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное (п. 3).
Судом установлено, что 31 июля 2018 года между АКБ «Форштадт» (АО) и Гарифуллиным Р.А. заключен кредитный договор № КП-933951-00001, по условиям которого истцу предоставлен кредит в размере 695 671 рубль, сроком возврата до 31 июля 2023 года под 12,2% годовых.
Также, 31 августа 2018 года между Гарифуллиным Р.А и ООО СК «Согласие-Вита» заключен договор страхования (полис) ..., по условиям которого срок страхования 24 месяца, страховыми рисками являются: смерть застрахованного лица по любой причине, страховая сумма в течение действия договора страхования является переменной величиной и определяется по формуле 120%хССх(1-ПМ/СД); инвалидность застрахованного 1 или 2 группы по любой причине, страховая сумма – 695 671 рубль, страховая премия - 20 870,13 рублей.
Данный договор страхования был заключен на основании заявления истца от 31 января 2018 года.
Также заявлением от 31 июля 2018 года истец просил перевести денежные средства в размере 20 870,13 рублей ООО СК «Согласие-Вита» в счет оплаты страховой премии.
Данная сумма получена страховщиком, что следует из платежного поручения ... от 31 июля 2018 года.
13 августа 2018 года истец отказался от договора добровольного страхования и просил возвратить уплаченные за страхование денежные средства, обратившись с заявлением в АКБ «Форштадт» (АО).
29 августа 2018 года истцом подано заявление об отказе от договора страхования и возврате денежных средств в ООО СК «Согласие-Вита».
Указанное обращение истца оставлено без удовлетворения.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Банк осуществляет государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Банк вправе определять в своих нормативных актах минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования.
Пункт 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства.
Под страховым законодательством в соответствии с п. 1 - п. 3 ст. 1