РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2019 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Рапидовой И.В.,
при секретаре Кормухиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а–1617/19 по административному исковому заявлению ФИО2 к административному ответчику Департаменту градостроительства г.о. Самары, с участием заинтересованного лица Администрации г.о. Самары, о признании незаконным Распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самары от 18.10.2018г. № РД-1671 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», обязании возобновить работу по ее заявлению,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самары, ссылаясь на то, что она на основании договора купли-продажи от дата. приобрела в собственность земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером №..., принадлежащий по категории земель к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: адрес. право собственности на данный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от дата. сделана запись регистрации №.... Существующих ограничений (обременений) права не зарегистрировано. На указанном земельном участке расположен принадлежащий ей на праве собственности двухэтажный жилой дом с кадастровым номером №... общей площадью 261,7 кв.м. Право собственности на данный объект имущества зарегистрированного в установленном законом порядке, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.06.2014г. сделана запись регистрации №.... На основании договора аренды земельного участка №... от дата., она также является правообладателем на праве аренды на срок 49 лет земельного участка площадью 117 кв.м. с кадастровым номером №..., принадлежащего по категории земель к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием для садоводства, расположенного по адресу: адрес Государственная регистрация договора аренды произведена от дата., номер №.... Ею дата. на имя Главы г.о.Самары Лапушкиной Е.В. (через Департамент градостроительства г.о. Самары) было подано заявление № СП-9/4410 о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности с приложением необходимого пакета документов. По результатам рассмотрения указанного заявления, Департамент градостроительства г.о. Самара принимает Распоряжение от 18.10.2018г. № РД-1671 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков». Основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является то обстоятельство, что представленная заявителем схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, т.к. в соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самары и согласно представленным документам часть образуемого земельного участка принадлежит территории общего пользования. Просила признать Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 18.10.2018г. № РД-1671 «об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», обязать ответчика устранить допущенное нарушение.
В судебном заседании представитель административного истца – Ларионов Э.В., действующий на основании доверенности № 63 АА 4269162 от 30.03.2017г., адвокатского удостоверения № 63/2503 от 24.10.2013г., ордера № 000059 от 08.04.2019г., заявленные требования поддержал согласно доводам административного искового заявления, пояснил, что по представленным данным участок №..., согласно сведений с ЕГРН, данный земельный участок не обременен, не принадлежит территории общего пользования, участок №... не обременен и не является участком общего пользования. По схеме расположения земельного участка это та схема. Которая соответствует плану и графику заключения. На тот момент участок №... был временный, на основании отказа обсуждали с Департаментом градостроительства г.о. Самары, им предоставляли возможность взять этот участок в аренду. Причин для неполучения данного участка нет. Они не могут снять этот участок с кадастрового учета. Аренда плата за участок вносится как положено. Кадастровый инженер подтверждает, что участок не имеет части общего пользования.
Представитель административного ответчика – Нагорная С.С., действующая на основании доверенности от 16.01.2019г., удостоверения № 0147, копии диплома № 65791 от 27.07.2013г., возражала против удовлетворения требований административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г.о. Самары в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания по электронной почте направил письменные возражения на административный иск, не сообщил суду причину неявки.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Как следует из административного искового заявления, административный истец ФИО2 обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самары с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Департаментом градостроительства г.о. Самары дата. было принято Распоряжение, которым административному истцу отказано в перераспределении земельных участков, со ссылкой на статьи 11.9, 11.10, 39.29 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 11 части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара и представленным документам часть образуемого земельного участка принадлежит территории общего пользования.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территория общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями.
При этом отсутствие красных линий (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), обозначающих существующие (планируемые) границы территорий общего пользования, не может исключать существующего правового режима земельного участка, относящегося к территории общего пользования, понятие о котором закреплено в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из смысла указанных норм следует, что существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями. При этом тот факт, что они не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования.
В рассматриваемом случае факт наложения указанного земельного участка на проход/проезд общего пользования, обозначенный на топографической съемке подтверждается материалами дела.
Наличие в границах данного земельного участка территории общего пользования является основанием для отказа в предоставлении услуги по предоставлению указанного земельного участка.
Кроме того, при вынесении решения уполномоченным органом принят во внимание тот факт, что возможность предоставления земельного участка, занятого, в том числе проездом общего пользования конкретному лицу, не должна противоречить или ограничивать права неопределенного круга лиц на использование соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 № 15248/10, земельный участок, который относится к территории общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования конкретному лицу.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка подготавливается с учетом территории общего пользования.
Таким образом, образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, приведет к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с представленным заявлением предусматривается перераспределение двух смежных земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 63:01:0331002:1207, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0331002:886, находящегося в частной собственности.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером №... принадлежит заявителю на праве аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена от дата №...А.
Земельный участок с кадастровым номером №... принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от дата №... (запись регистрации от дата №...).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
Границы земельных участков с кадастровыми номера: №..., №..., установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи, с чем являются образованными земельными участками.
Из содержания положений пункта 1 статьи 11.7 земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование одного земельного участка в результате перераспределения двух земельных участков не допускается, равно как и образование двух земельных участков в результате перераспределения земель и одного земельного участка (письмо Минэкономразвития РФ от 30.11.2016 № Д23и-5857).
При этом с учетом положения статьи 11.6 Земельного кодекса РФ образование одного земельного участка путем преобразования нескольких земельных участков допускается только при объединении земельных участков.
В силу статьи 11.7 Земельного кодекса РФ не предусмотрена возможность перераспределения земель и несколько земельных участков (вне зависимости от форм их собственности).
Исходя из пунктов 4, 5, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволят использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниваю, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещение объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
На основании вышеизложенного образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, приведет к нарушению требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Следует отметить, что исходя из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для оспаривания решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.
На основании вышеизложенного, суд оставляет административные исковые требования ФИО2 без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования административного иска ФИО2, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного, с 29.04.2019г.
Судья /подпись/ И.В. Рапидова
Копия верна
Судья
Секретарь