Дело № 2-807/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2013 года г. Ставрополь
Судья Ленинского районного суда г.Ставрополя Попова И.А.,
с участием истца Шевченко С.Н.,
представителя ответчика ГУ МВД России по СК - Горловой В.В., действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> года,
представителя Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю - Тумерова К.С., действующего на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена> года,
при секретаре Сафарове И.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по заявлению Шевченко С. Н. к ГУВД Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Шевченко С. Н. обратился в суд с иском к ГУВД Ставропольского края, Министерству финансов Ставропольского края, в котором просил взыскать в солидарном порядке с ответчиков Главное управление внутренних дел (ГУВД) Ставропольского края, Министерство финансов Ставропольского края, материальный ущерб за порчу сотрудниками полиции оружия в размере <данные изъяты> руб., моральный вред <данные изъяты> руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец Шевченко С.Н. заявленные требования поддержал полностью и пояснил, что 22 мая 2012 года в 12 часов 10 минут, управляя принадлежащим ему автомобилем «Лексус», государственный номерной знак <номер обезличен> 161 RUS, он следовал из г. Армавира в направлении г. Ставрополь. На посту ДПС в <адрес обезличен> края его остановил сотрудник ДПС, который потребовал у него документы на автомобиль, которые он и предоставил. Увидев, что у него есть оружие, инспектор потребовал предоставить и на него документы, что он незамедлительно сделал. Данным оружием самообороны он владеет на законных основаниях, имеет на это соответствующую лицензию. Тем не менее, прибывший на пост УУП ОМВД России по Шпаковскому району л-т полиции Умаров З.Х., оформил протокол об административном правонарушении и протокол изъятия огнестрельного оружия. По прошествии почти двух месяцев, его пригласили в Шпаковское РОВД Ставропольского края для получения изъятого у него оружия. 17 июля 2012 года, когда он приехал в РОВД, майор полиции Сулима К. П., предложил ему забрать пистолет и расписаться в его получении. Увидев свое оружие, он, конечно же, сразу его узнал, но при этом обнаружил на нем видимые повреждения - царапины и нарушение воронения с двух сторон. Когда пистолет у него изымали, он был без каких-либо видимых нарушений, что отражено и в протоколе изъятия. То есть его имущество (пистолет «Хорке») было существенно испорчено. Патроны, изъятые у него вместе с оружием, ему вообще не были предъявлены. Так как он уже давно владеет оружием, то прекрасно знает, что в процессе эксплуатации пистолета, плотность и эстетический вид внешнего покрытия металла (воронения) неизбежно нарушается. Данный факт дает ему основание полагать, что за то время, когда его пистолет был изъят, и находился в органах полиции, им могли воспользоваться в различных целях, в том числе и противоправных. В итоге, он сильно разнервничался, у него резко поднялось артериальное давление, помутнело в глазах. Ведь с его оружия могли не просто стрелять, но и даже убить кого-нибудь. Впоследствии, из-за переживаний, вызванных действиями сотрудников полиции, он не спал по ночам, ему приходилось покупать дорогостоящие лекарства для нормализации давления. Таким образом, в результате действий сотрудников полиции ему был нанесен вред здоровью и были причинены моральные страдания, которые он оценивает в <данные изъяты> рублей. Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Так как он точно не может утверждать, кто именно из сотрудников полиции нанес вред его имуществу, то просит в качестве ответчика привлечь ГУВД Ставропольского края. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий должностных лиц государственный органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъектов Российской Федерации. От имени казны, в силу статьи 1071 Гражданского кодекса РФ, выступают соответствующие финансовые органы. Соответственно, вторым ответчиком является Министерство Финансов Ставропольского края. Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Кроме того, в силу статьи 35 Конституции РФ и статьи 1 Протокола №. 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое лицо имеет право на уважение своей собственности. У сотрудников полиции не было никаких оснований для повреждения его оружия, потому что ничего противоправного он не совершал, следовательно, их действия должны считаться неуважением его права собственности, а значит, имеет место нарушение статьи 1 Протокола <номер обезличен> к Конвенции. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ Конвенция о защите прав человека и основных свобод является частью правовой системы РФ. Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 5 от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров», применение судами Конвенции должно осуществляться с учётом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека».
Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по СК - Горлова В.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала и указала, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении Шевченко С.Н. явилось непосредственное обнаружение должностными лицами полиции достаточных данных, указывающих на совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 20.12 КоАП РФ. В частности 22 мая 2012 года в Отдел МВД России по Шпаковскому району по телефону поступило сообщение инспектора ДПС ГИБДД г.Ставрополь Хасечкина о том, что 22 мая 2012 года на посту ДПС <номер обезличен> <адрес обезличен> была остановлена а/м Лексус, р/з <номер обезличен>-161, под управлением Шевченко С. Н., 1966 года рождения, прож. <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, у которого при себе в кобуре находился травматический пистолет «Хорке» № 084900, разрешение на транспортировку отсутствовало. Данный пистолет был изъят и отстрелян. По данному факту составлен административный протокол <номер обезличен> по ст. 20.12 ч.2 КоАП РФ. Согласно рапорта УУП Отдела МВД России по Шпаковскому району Умарова З.Х. 22 мая 2012 года им был сдан на временное хранение травматический пистолет «Хорке» калибр 9тт РА <номер обезличен> в комнату хранения оружия. При получении данного пистолета ответственным за хранение оружия Сулима К.П. Отдела МВД России по Шпаковскому району в дубликате квитанции, в графе техническое состояние (видимые дефекты и неисправности) было указано следующее: воронение затвора на краях частично стерто. Тоже самое было указано и в примечаниях в Книге учета изъятого, найденного, добровольно сданного оружия, патронов, припасов и взрывчатых материалов, поступивших на склад вооружения Отдела МВД России по Шпаковскому району. Таким образом, данный пистолет был изъят с уже имевшейся потертостью. Обвинения истца о возможности совершения его пистолетом преступления затрагивает деловую репутацию сотрудников органов внутренних дел и подрывают авторитет полиции. Вероятно истец не знает, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Истец не предоставил суду доказательств причинения ему морального вреда. В соответствии со ст. 151 ГК РФ: «если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред». Кроме того, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения нравственных или физических страданий. Истец не предоставил суду никаких доказательств, причинения ему физических или нравственных страданий.
Просит суд отказать Шевченко С.Н. в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю - Тумеров К.С., действующий на основании доверенности, исковые требования Шевченко С.Н. не признал и просил суд отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В судебном заседании установлено, что 22 мая 2012 года в Отдел МВД России по Шпаковскому району по телефону поступило сообщение инспектора ДПС ГИБДД г.Ставрополь Хасечкина о том, что 22 мая 2012 года на посту ДПС <номер обезличен> пос. Темнореченский была остановлена а/м Лексус, р/з <номер обезличен>-161, под управление гр-на Шевченко С. Н., 1966 года рождения, прож. г.Армавир, пер. <адрес обезличен>, у которого при себе в кобуре находился травматический пистолет «Хорке» № 084900, разрешение на транспортировку отсутствовало.
По данному факту составлен административный протокол <номер обезличен> по ст. 20.12 ч.2 КоАП РФ.
Согласно рапорта УУП Отдела МВД России по Шпаковскому району Умарова З.Х. 22 мая 2012 года им был сдан на временное хранение травматический пистолет «Хорке» калибр 9тт РА №084900 в комнату хранения оружия.
Согласно Книге учета изъятого, найденного, добровольно сданного оружия, патронов, припасов и взрывчатых материалов, поступивших на склад вооружения Отдела МВД России по Шпаковскому району при сдаче пистолета было указано - воронение затвора на краях частично стерто.
При получении данного пистолета ответственным за хранение оружия Сулима К.П. Отдела МВД России по Шпаковскому району в дубликате квитанции, в графе техническое состояние (видимые дефекты и неисправности) было указано следующее: воронение затвора на краях частично стерто.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (которая в силу ст. 4 данного Федерального закона является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) к обязанностям данного органа отнесены, в том числе:
- выдача гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на осуществление деятельности по экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в полиции;
- изъятие у граждан и должностных лиц вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии.
Полиция в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» вправе, в том числе:
- проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;
- выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
- устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия полицией решения о выдаче лицензий либо разрешений, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы; продлевать и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника.
Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) законодательство об административном правонарушении состоит из настоящего Кодекса (который определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях), также принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Из изложенного следует, что производство по делу об административных правонарушениях регламентируется нормами КоАП РФ. В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1), поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 2).
Дела об административных правонарушениях считаются возбужденными с момента составления протокола (часть 4 статьи 28.1 КоАП РФ). Согласно пункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ право составлять протоколы по статьям 20.12 КоАП РФ предоставлено должностным лицам органов внутренних дел (полиции).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток в случае выявления преступления, обязан принять меры по предотвращению и (или) пресечению преступления, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении.
Согласно части 2 статьи 6 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 24 декабря 2008 года <номер обезличен> служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с принципами: законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности; объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений.
Без разрешений ОВД осуществляется транспортирование оружия и патронов гражданами РФ, имеющими на законных основаниях охотничье оружие, для участия в охоте и спортивных мероприятиях на основании разрешений ОВД на хранение и ношение оружия.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 309-ФЗ), изъятие оружия и патронов к нему производится: органами внутренних дел в случаях отсутствия разрешений на хранение и ношение оружия; нарушения гражданами установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 указанного закона, порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 78, и абз. 4 п. 79 указанных Правил, изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством.
Об изъятии оружия и патронов составляется протокол (акт), в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Протокол (акт) составляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
В соответствии с п. 95 Приказа МВД РФ от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814», при изъятии оружия и патронов составляется протокол (приложение 57), который в течение суток вместе с актом проверки объекта или рапортом о проверке гражданина-владельца оружия докладывается руководству органа внутренних дел для принятия решения в установленном порядке.
Согласно приложению 57, в разделе протокола «Основания изъятия» указывается состав нарушения.
Из материалов дела, что оружие было изъято у Шевченко С.Н. на основании протокола об изъятии огнестрельного оружия и патронов к нему <номер обезличен> по ст. 20.12 ч.2 КоАП РФ от 22 мая 2012 года, составленного л-том полиции Умаровым З.Х. Основанием явилось то, что у Шевченко С. Н., 1966 года рождения, прож. <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, при себе в кобуре находился травматический пистолет «Хорке» № 084900, разрешение на транспортировку отсутствовало.
Истцом не представлено доказательств того, что им было сдано оружие без видимых повреждений.
Согласно рапорта УУП Отдела МВД России по Шпаковскому району Умарова З.Х. 22 мая 2012 года им был сдан на временное хранение травматический пистолет «Хорке» калибр 9тт РА <номер обезличен> в комнату хранения оружия., где в Книге учета изъятого, найденного, добровольно сданного оружия, патронов, припасов и взрывчатых материалов, поступивших на склад вооружения Отдела МВД России по Шпаковскому району при сдаче пистолета было указано - воронение затвора на краях частично стерто.
При получении данного пистолета ответственным за хранение оружия Сулима К.П. Отдела МВД России по Шпаковскому району в дубликате квитанции, в графе техническое состояние(видимые дефекты и неисправности) было указано следующее: воронение затвора на краях частично стерто.
Согласно п. 1 ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Применение нормы статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает наличие как общих условий деликтной ответственности, таких как наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя, так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, истец полагавший, что незаконным бездействием должностного лица государственного органа ему причинен вред, обязан, в силу положений статьи 56 ГПК РФ, доказать ряд обстоятельств: факт причинения ему вреда, размер вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, по совокупной оценке собранных по делу доказательств, применительно к положениям названных выше норм права, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказано как причинение вреда, так и наличие незаконных действий (бездействия) сотрудников полиции.
Истцом также не представлены доказательства, подтверждающие причинение ему физических и нравственных страданий действиями ответчиков, нарушающими личные неимущественные права истца.
Поскольку судом не установлена вина ответчиков, то отсутствуют основания для взыскания с ответчиков компенсации морального вреда.
Поскольку доказательства причинения ущерба истцу действиями ответчиков, а также причинная связь между действиями ответчиков и повреждениями оружия истца отсутствуют, требования о возмещении материального ущерба в полном объеме также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░