Дело № 2-313/2019
УИД 10RS0003-01-2019-000435-82
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
09 октября 2019 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Скорняковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овсянниковой Л.А. и Дружинина И.И. к администрации Кемского муниципального района о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с иском к администрации Кемского муниципального района по тем основаниям, что в июне 1990 г. Овсянникова Л.А. была принята на работу в Кемскую дистанцию сигнализации и связи ОАО «РЖД» телеграфистом. ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын – Дружинин И.И.. 30 июня 1992 Кемской дистанцией гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее НГЧ-13) Овсянниковой Л.А., как работнику железнодорожной организации, по договору найма предоставлено жилое помещение: однокомнатная квартира, площадью 17 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, в которую она вселилась вместе с сыном. 13 октября 2001 года освободилась смежная с их квартирой <адрес> Овсянникова Л.А. обратилась в НГЧ-13 с заявлением о предоставлении этой квартиры в качестве расширения. Ее заявление было удовлетворено, была предоставлена <адрес> общей площадью 18,6 кв. м. и они стали проживать в обеих квартирах общей площадью 35,6 кв. м. Квартиры не приватизировались и после передачи НГЧ-13 из ведомственного жилого фонда администрации Кемского городского поселения являются муниципальной собственностью. Постановлением Правительства РК от 28 марта 2019 г. № 136-П многоквартирный дом <адрес> включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного фонда на 2019-2025 годы, однако площадь занимаемых ими жилых помещений, подлежащая расселению, учтена в программе только по размеру площади <адрес>, то есть 17 кв.м. Из ответа администрации Кемского муниципального района от 30.07.2019 г. № 01-21/1994 следует, что документы, подтверждающие предоставление им <адрес> отсутствуют, квартира считается пустующей.
Просили: признать за ними право пользования жилым помещением – квартирой, общей площадью 18,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма; обязать администрацию Кемского муниципального района заключить с Овсянниковой Л.А. договор социального найма данного жилого помещения с указанием в договоре в качестве члена семьи нанимателя Дружинина И.И.
В судебном заседании истцы Овсянникова Л.А., Дружинин И.И., представитель истцов адвокат Анциферова О.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Истец Овсянникова Л.А. пояснила, что <адрес> № ей предоставляла организация НГЧ-13, куда она писала заявления. В то время она работала в ШЧ-19 телеграфистом. Ей давали только ключи от квартир, а ордеров или каких-либо других документов ей не выдавали. О предоставлении <адрес> она писала заявление после смерти соседки. Начальник НГЧ-13 – Н. написал резолюцию на заявлении, после чего ей выдали ключи от квартиры. Эта квартира была предоставлена ей на расширение. Обе квартиры однокомнатные, входные двери расположены рядом по одной стороне стены. Квартиры они не соединяли и перепланировку не производили. Сначала квитанции об оплате приходили на две квартире, а затем, в какой-то момент им объединили плату за найм и коммунальные услуги и квитанции стали приходить на общую площадь двух квартир на ее имя. С момента предоставления они продолжают жить в этих квартирах, содержать их. От администрации претензий к ним по поводу проживания никогда не было.
Истец Дружинин И.И. в судебном заседании подтвердил показания своей матери Овсянниковой Л.А., пояснив, что в указанных квартирах проживает с детства с матерью. Он холост, детей нет.
Представитель ответчика - администрация Кемского муниципального района в судебное заседание не явился, от начальника юридического отдела администрации Рахмановой М.В. поступила телефонограмма, в которой она просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации и принять решение на усмотрение суда.
Суд, заслушав истцов, их представителя, свидетелей О. и У., изучив материалы дела, удовлетворяет иск.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации также закреплено право каждого на жилище.
В силу статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам жилых помещений, жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям относились к общественному жилищному фонду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Жилищного кодекса РСФСР, граждане РСФСР имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов.
Согласно пункту 2 статьи 10 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
Пунктом 1 статьи 50 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Факт принятия решения о передаче жилых помещений, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность к таким жилым помещениям применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим, с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма.
Судом установлено, что Овсянникова Л.А. в период вселения в квартиры №,№ и 5 <адрес> состояла в трудовых отношениях с Кемской дистанцией сигнализации и связи Октябрьской железной дороги (ШЧ-19)
30.06.1992 года Овсянниковой Л.А., как работнику железнодорожной организации, Кемской дистанцией гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (НГЧ-13) на состав семьи из двух человек (она и сын – Дружинин И.И.) была предоставлена квартира, площадью 17 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Затем, в 2001 году, Овсянниковой Л.А., ее сожителю и сыну Дружинину И.И. НГЧ-13 в целях расширения жилой площади была предоставлена квартира площадью 18,6 кв.м № в <адрес>, расположенная рядом с квартирой №. С момента предоставления указанной квартиры и до настоящего времени Овсянникова Л.А. и Дружинин И.И. проживают в двух указанных квартирах, несут бремя их содержания. Истцы недвижимого имущества в собственности не имеют, что подтверждается Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 25 сентября 2019 года.
Изложенное подтверждается показаниями истцов, не опровергнуто ответчиком, а также подтверждается показаниями свидетелей: О., пояснившей, что проживает по соседству с Овсянниковой Л.А. с 1993 года, в то время Овсянникова проживала в <адрес> умерла соседка Овсянниковой из <адрес>, ей от НГЧ-13 дали эту квартиру на расширение, так как у Овсянниковой были сын и муж. С тех пор они живут в 2-х квартирах, протапливают их, ремонтируют; У., пояснившей, что <адрес> Овсянниковой Л.А. дали от НГЧ-13 в 1992 году. В 2001 году умерла соседка, Овсянникова подала в НГЧ-13 заявление на расширение и ей предоставили <адрес>. Тогда давали только ключи, ордера на квартиру не было.
У суда нет оснований не доверять показаниям истцов и свидетелей, так как они согласуются между собой и подтверждаются представленными суду доказательствами.
Так в поквартирной карточке по дому № по <адрес> (л.д. 16) указана <адрес>, в качестве нанимателя отмечена Овсянникова Л.В., а также содержатся сведения о том, что совместно с нанимателем зарегистрирован ее сын – Дружинин И.И. Общая площадь занимаемых Овсянниковой Л.А. и Дружининым И.И. квартир указана в размере 35,6 кв.м, что составляет общую площадь квартир № и № в данном доме (<адрес> – 17,0 кв.м, <адрес> – 18,6 кв.м). На карточке имеется надпись «под расширение <адрес>».
В соответствии со Справкой о регистрации, выданной 01 августа 2019 года МУП «Кемское ЖКХ» (л.д. 9) Овсянникова Л.А. и Дружинин И.И. зарегистрированы с 30.06.1992 года в квартирах № и № в <адрес> на общей площади – 35,6 кв.м, что также подтверждается справками о регистрации истцов по месту жительства, предоставленными суду МП ОМВД России по Кемскому району
Решением Кемского городского совета самоуправления от 15.02.2002 №16/131 утверждён перечень жилого фонда Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги (Кемской дистанции гражданских сооружений) по г. Кеми, передаваемого в муниципальную собственность с 01.01.2002, в число передаваемых жилых домов включён <адрес> (пункт 40 Перечня).
Из ответа Петрозаводской дистанции гражданских сооружений Октябрьской железной дороги Филиала ОАО «РЖД» от 07.10.2019 на запрос суда, следует, что в архивах дистанции не имеется документов, на основании которых <адрес> № в <адрес> предоставлялись в пользование Овсянниковой Л.А. Указанный жилой дом был передан в администрацию самоуправления <адрес> и района в 2010 году. До момента передачи жилищного фонда в муниципальную собственность сотрудники ГУП «Петрозаводское отделение Октябрьской ж/д» занимались оформлением документов и передачей квартир в пользование работникам железной дороги.
Согласно представленным истцами суду сведениям из ЕГРН <адрес> имеет площадь 18,6 кв. м, кадастровый номер квартиры: 10:02:0080131:56, <адрес> имеет площадь 17 кв.м. и кадастровый номер: 10:02:0080131:58 (л.д. 12,13). Согласно Выпискам и Реестра муниципального имущества от 07.10.2019 г. <адрес> № <адрес> в <адрес> являются муниципальной собственностью.
Из установленных обстоятельств дела и приведенных норм права следует, что истцы вселены в спорное жилое помещение – <адрес> на законных основаниях, истцы выполняют обязанности нанимателя и члена семьи нанимателя жилого помещения, жилой дом, в котором проживают истцы, передан в муниципальную собственность.
Ответчиком указанные обстоятельства не опровергнуты, требований о выселении к истцам ответчиком не предъявлялось.
Из чего следует, что между истцами и ответчиком фактически сложились отношения, возникающие из договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Овсянниковой Л.А. и Дружинина И.И. – удовлетворить.
Признать за Овсянниковой Л.А. и членом её семьи Дружининым И.И. право пользования жилым помещением – квартирой, общей площадью 18,6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.
Обязать администрацию Кемского муниципального района заключить с Овсянниковой Л.А. договор социального найма названного жилого помещения, с указанием в договоре в качестве члена семьи нанимателя ее сына – Дружинина И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 11 октября 2019 года.