РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Знаменск Астраханской обл. 26 сентября 2014 года
Знаменский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - судьи Назарова Р.А.,
при секретаре Жаровой Е.С.,
без участия сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> старшего прапорщика Ткачева Андрея Анатольевича об оспаривании решения начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Военнослужащий в/ч <данные изъяты> старший прапорщик Ткачев А.А. обратился в суд с заявлением к начальнику ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, в котором просил:
1. Признать действия начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ незаконными, решение подлежащим отмене.
2. Обязать начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ восстановить его в едином реестре учета военнослужащих как нуждающегося в жилье в избранном постоянном после увольнения с военной службы месте жительства.
Впоследствии заявитель дополнил свое заявление требованием, в котором просил обязать начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ восстановить его в едином реестре учета военнослужащих с даты признания его нуждающимся в жилье решением жилищной комиссии. Форма обеспечения жильем - предоставление жилищной субсидии с учетом ранее полученного жилья от Министерства обороны РФ.
В обоснование своих требований заявитель указал, что он проходит военную службу по контракту в в/ч <данные изъяты>, состоит в плане увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в <данные изъяты> году. В <данные изъяты> году на состав семьи <данные изъяты> человека был обеспечен жилым помещением в <адрес>. Решением начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - ФГКУ «ЮРУЖО») был признан и поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако решением указанного лица был снят с жилищного учета. В <данные изъяты> году он повторно обратился к начальнику ФГКУ «ЮРУЖО» с заявлением о восстановлении его на учете с согласием на доплату за превышение установленной нормы предоставления площади жилого помещения. Однако ему было в этом отказано, что, по мнению заявителя, является нарушением его права на жилище.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не представил сведения об уважительных причинах неявки.
Представитель начальника ФГКУ «ЮРУЖО» Зотов А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не представил сведения об уважительных причинах неявки, просил рассмотреть заявление без его участия, ходатайствовал о применении судом трехмесячного срока обращения в суд, так как заявителем оспариваются решения начальника ФГКУ «ЮРУЖО», датированные <данные изъяты> годом.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия лиц, участвующих в деле.
Суд, заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Таким специальным законом является Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в ст.ст. 15 и 23 которого закреплены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих.
О специальном характере положений данного закона указано и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ (или иным нормативным правовым актом) основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Указанные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Порядок реализации военнослужащими права на жилище определен в ст.ст. 15 и 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», о порядок обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма - Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280.
Приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений дополнительные обязанности, в частности, по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Как указано в п. 14 ст. 15 этого же закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Предоставляя гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает взаимную обязанность гражданина сдать предоставленное ему от государства по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для граждан законом не предусмотрено.
Таким образом, если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать заявление с приложением к нему соответствующих документов, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче ранее занимаемого жилого помещения, полученного от МО РФ.
В суде установлено, что старший прапорщик Ткачев проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>, состоит в плане увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в <данные изъяты> года, имеет выслугу лет в календарном исчислении более <данные изъяты> лет. В <данные изъяты> году заявитель был обеспечен от Министерства обороны РФ <данные изъяты> квартирой на состав семьи из <данные изъяты> человек общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>, которую после расторжения брака оставил бывшей супруге и сыну. Впоследствии Ткачев добровольно выписался из вышеуказанной квартиры, которая была приватизирована бывшей супругой ФИО1, а затем продана ФИО2 в январе 2010 года. В 2003 году был прекращен брак между Ткачевым А.А. и ФИО1 В мае 2011 года Ткачев был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном после увольнения с военной службы месте жительства с составом семьи <данные изъяты> человек. В настоящий момент заявитель зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Решением начальника ФГКУ «ЮРУЖО» от ДД.ММ.ГГГГ № Ткачев был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что он распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ жилым помещением и не может сдать его в установленном порядке.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками из в/ч <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №№ и №, ДД.ММ.ГГГГ №№ и №, копиями паспорта заявителя, ордера от ДД.ММ.ГГГГ № №, решения Знаменского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционного определения 3-го окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В суде также установлено, что в 2014 году Ткачев повторно обратился к начальнику ФГКУ «ЮРУЖО» с заявлением о восстановлении его в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Однако решением указанного должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № ему было в этом отказано на том основании, что военнослужащий распорядился жилым помещением, предоставленным ему ранее от Минобороны РФ, добровольно отказавшись от него.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим ДД.ММ.ГГГГ в законную силу решением Знаменского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что у заявителя отсутствует право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку вследствие совершенных им действий по распоряжению ранее предоставленным ему жилым помещением от МО РФ Ткачев утратил на него все права, лишен возможности сдать занимаемое жилое помещение или приходящуюся на него часть этого жилья.
Каких-либо новых обстоятельств, дающих заявителю право состоять на указанном учете, Ткачевым не представлено и по делу не установлено.
Следует отметить, что согласно подп. «и» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и действующих в части, не противоречащей ФЗ «О статусе военнослужащих» и ЖК РФ, основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Однако, в п. 10 этих же Правил содержатся ограничения на применение указанной нормы, а именно, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, что фактически имеет место по настоящему делу.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение начальника ФГКУ «ЮРУЖО» об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является обоснованным, а действия указанного должностного лица являются правомерными.
В связи с изложенным отсутствуют основания и для возложения на должностное лицо обязанности по восстановлению Ткачева в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Что касается требования заявителя о том, что он просит избрать форму обеспечения жильем - предоставление ему жилищной субсидии с учетом ранее полученного жилья от Министерства обороны РФ, то суд учитывает, что данная форма обеспечения жильем (жилищная субсидия) на основании п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставляется федеральным органом исполнительной власти военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Поскольку заявитель не признан нуждающимся в жилых помещениях в связи с отсутствием оснований для этого, то данное требование Ткачева к должностному лицу об избрании формы обеспечения жильем в виде жилищной субсидии является преждевременным и не подлежащим удовлетворению.
Таким образом, суд отказывает Ткачеву в удовлетворении его требований в полном объеме.
Рассматривая ходатайство представителя должностного лица о применении судом срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, то суд отказывает в его удовлетворении, поскольку заявителем срок обращения в суд как таковой не пропущен (Ткачев, оспаривая решение начальника ФГКУ «ЮРУЖО» от ДД.ММ.ГГГГ № и полученное им позднее, обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 3-░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░