по делу №2а-1459/2022
УИД: 73RS0003-01-2022-002584-62
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 02 августа 2022 года
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Резовского Р.С.,
при секретаре Сергеевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административно дело по административному исковому заявлению прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Ульяновска о признании бездействий незаконными и возложении обязанности принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом
УСТАНОВИЛ
Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании бездействий незаконными и возложении обязанности принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска при осуществлении мероприятий в сфере надзора за исполнением федерального законодательства было установлено ненадлежащее исполнение должностными лицами администрации города Ульяновска возложенных на них полномочий по постановке на кадастровый учет земельных участков.
Так, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона земельный участок под многоквартирным домом №8а по улице Кольцевой города Ульяновска до настоящего времени не образован, таким образом обязанность по образованию земельного участка, предусмотренная действующим законодательством, администрацией города Ульяновска не исполнена. Осуществить государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом можно только после его образования МО «город Ульяновск.
На основании изложенного, ссылаясь на положения статей 11.3 Земельного кодекса, статей 1, 8, 41, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, стать 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокурор Железнодорожного района города Ульяновска просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в непринятии мер по образованию земельного участка под многоквартирным домом №8а по улице Кольцевой города Ульяновска и постановке его на кадастровый учёт и обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» принять меры по образованию земельного участка под многоквартирным домом №8а по улице Кольцевой города Ульяновска и постановке его на кадастровый учёт.
Старшего помощник прокурора Железнодорожного района города Ульяновска Чванова Д.Ю. в судебном заседании исковые требования по приведенным в административном иске доводам поддержали в полном объеме.
Представитель администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был своевременно и надлежащим образом уведомлен, о причинах неявки суду ничего не сообщил.
Представитель привлеченных к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Авион» в судебное заседание также не явились, о времени и месте его проведения были своевременно и надлежащим образом уведомлены, о причинах неявки суду ничего не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались.
В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, не признавая явку сторон обязательной, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон
Исследовав и оценив в совокупности в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска обоснованы, законны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Земельное законодательство согласно положениям статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основывается, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Признание на конституционном уровне права частной собственности на землю обусловило закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации в числе принципов, на которых основываются акты земельного законодательства, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Ульяновска (арендодатель) и ГУ-ОКС УИН Минюста России по Ульяновской области (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров находящийся по адресу: город Ульяновск, 15 квартал «Юг» (севернее территории школы №) в Железнодорожном районе, для выполнения изыскательских работ, строительства многоквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУ-ОКС УИН Минюста России по Ульяновской области и ЗАО «Строительная корпорация» заключен договор субаренды вышеуказанного земельного участка.
ЗАО «Строительная корпорация» было выдано разрешение № на строительство 35-квартирного жилого дома по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Строительная корпорация» было выдано разрешение № на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, с присвоением ему адреса: <адрес>
Из материалов дела следует, что сведения о многоквартирном доме с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>А, площадью - <данные изъяты> квадратных метров, назначением, внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> 15 квартал «Юг» (севернее территории школы №), площадью - <данные изъяты> квадратных метров, категорией земель — земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для выполнения изыскательных работ для строительства многоквартирного жилого дома, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ по заявлению УФСИН по Ульяновской области.
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ сведениям о земельном участке с кадастровым номером № присвоен статус «архивные».
Статус «архивная» присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости.
Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФПК Росреестра» по Ульяновской области, а также сведения Управления Россреестра по Ульяновской области статус «архивные» был присвоен сведениям о земельном участке с кадастровым номером № в связи с отсутствием в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах и ограничениях прав в отношении данного земельного участка, а также о наличии на земельном участке объектов недвижимости.
Указанные действия были регламентированы пунктом 181 Приказа Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943, действовавшего на момент присвоения сведения о земельном участке статуса «архивные».
Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован; их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений.
Нормы Гражданского и Жилищного кодексов в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление N 10/22).
Так, в соответствии с пунктом 66 данного Постановления, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие данного Кодекса (часть 2 статьи 16 Вводного закона); если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона); в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно; каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется; в силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Из пункта 67 постановления N 10/22 следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Между тем именно органы государственной власти и местного самоуправления в силу части 4 статьи 16 Вводного закона, в редакции Федерального закона от 03 июля 2018 года N 191-ФЗ, осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Согласно части 4 статьи 16 Вводного закона в редакции Федерального закона от 02 августа 2019 года N 267-ФЗ образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Частью 4.1 статьи 16 Вводного закона установлено, что образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2013 года N 12736/12 указано следующее.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (пункты 4.2, 4.3 постановления N 12-П).
Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, уполномоченный публичный орган не вправе был отказать в формировании земельного участка
При указанных условиях уполномоченный публичный орган обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в МКД.
Из материалов данного дела следует, что уполномоченные публичные органы города Ульяновск уклоняются от исполнения возложенной на них федеральным законом обязанности по обеспечению утверждения проекта межевания территории и образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, что является препятствием для постановки его на кадастровый учет.
При этом, как это следует из системного анализа вышеуказанных норм права, полномочиями по образованию и постановке его на кадастровый учёт земельного участка под многоквартирным домом обладают только уполномоченные публичные органы города Ульяновск, поскольку такой земельный участок, если он не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №8░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №8░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2022 ░░░░