Судья Сыров С.В.
Дело № 7-2161/2017 (12-823/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Д.Е. при ведении протокола судебного заседания секретарем Покровской Д.А., с участием Вавиловой Н.А., рассмотрев в судебном заседании в г. Перми 10 ноября 2017 года жалобу защитника Вавиловой Натальи Анатольевны - Першаковой Елены Юрьевны на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 9 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вавиловой Натальи Анатольевны,
у с т а н о в и л а:
8 октября 2017 года инспектором ОИАЗ ОП № 6 (дислокация Ленинский район) Управления МВД России по г. Перми в отношении Вавиловой Н.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении Вавилова Н.А., являясь организатором публичного мероприятия в период с 4 октября 2017 года по 7 октября 2017 года, посредством социальной сети «Вконтакте», в группе «Команда Навального Пермь» осуществляла предварительную агитацию среди граждан о проведении 7 октября 2017 года в период времени с 15:00 часов публичного мероприятия по адресу: г. Пермь, возле памятника «Героям фронта и тыла от благодарных потомков» на городской эспланаде (ул. Ленина). 3 октября 2017 года Б. в Управление по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми направлено письмо о проведении 7 октября 2017 года в период времени с 14:00 часов до 21:00 часа на городской эспланаде публичного мероприятия в форме собрания. 4 октября 2017 года Управлением по вопросам общественного самоуправления и межнациональным отношениям администрации г. Перми Б. мотивированно было предложено изменить место проведения собрания, в связи с тем, что в заявленное время и в заявленном месте будут проведены другие мероприятия, уведомления о которых были поданы ранее. Таким образом, Вавилова Н.А., заведомо зная о незаконности проведения мероприятия, проводила предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте, времени и целях проведения публичного мероприятия, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, призывала граждан принять участие в готовящемся публичном мероприятии, чем нарушил требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 9 октября 2017 года Вавилова Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Вавиловой Н.А. - Першакова Е.Ю. ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда как незаконного и необоснованного и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, существенными нарушениями процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании в краевом суде Вавилова Н.А. поддержала изложенные в жалобе доводы, просила обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Защитники Высотская И.П., Першакова Е.Ю., будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимали, ходатайства об отложении судебного заседания в суд не направили, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснение Вавиловой Н.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи, обозрев снимки экрана интернет страниц (скриншоты), листовки, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Привлекая Вавилову Н.А. к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из доказанности вины указанного лица в совершении вменяемого административного правонарушения, наличия состава административного правонарушения.
При этом судьёй районного суда при рассмотрении дела не было учтено следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В силу пункта 18 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Как следует из копии удостоверения, выданного председателем Территориальной избирательной комиссии Орджоникидзевского района г. Перми 28 апреля 2017 года,сообщения Территориальной избирательной комиссии Орджоникидзевского района г. Перми от 1 ноября 2017 года, Вавилова Н.А. является членом территориальной избирательной комиссии Орджоникидзевского района г. Перми с правом решающего голоса.Назначение Вавиловой Н.А. членом территориальной избирательной комиссии Орджоникидзевского района г. Перми принято постановлением избирательной комиссии Пермского края от 15 декабря 2016 года № **.
Доказательств получения согласия прокурора Пермского края на привлечение Вавиловой Н.А. к административной ответственности в материалах дела не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении не был соблюден установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности, тем самым допущены существенные нарушения процессуальных требований.
При указанных выше обстоятельствах постановление судьи районного суда, вынесенное в отношении Вавиловой Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, не может быть признано законным и подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Пермском краевом суде жалобы Вавиловой Н.А. срок давности привлечения её к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истёк, дело об административном правонарушении подлежит направлению в Ленинский районный суд г. Перми на новое рассмотрение.
Относительно доводов жалобы об отсутствии состава административного правонарушения и наличии оснований для прекращения производства, следует указать, что несоблюдение установленного пунктом 18 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порядка привлечения к административной ответственности, не является обстоятельством, которое не может быть устранено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй районного суда.
Допущенное нарушение является самостоятельным основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем, доводы жалобы относительно отсутствия состава вменяемого Вавиловой Н.А. правонарушения проверке судьёй краевого суда не подлежат. Вопрос о наличии (отсутствии) оснований для привлечения Вавиловой Н.А. к административной ответственности подлежит разрешению при новом рассмотрении дела на основании проверки собранных доказательств и установленных обстоятельств.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л а:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 9 октября 2017 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вавиловой Натальи Анатольевны возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья-подпись-