Петрозаводский городской суд Дело № 2-9343/19
г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 декабря 2010 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Орловой А.А., при секретаре Трофимовой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ»об оспаривании предписания государственного инспектора труда №7-1093-10-ОБ/119/3-964 от 24.11.2010 года,
у с т а н о в и л:
МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ»обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания государственного инспектора труда № 7-1093-10-ОБ/119/3-964 от 24.11.2010 года.
Заявление мотивировано тем, что предписанием государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Красновский И.А. обязал муниципальное унитарное предприятие жилищного и коммунального хозяйства муниципального образования «Костомукшский городской округ» установить до 31.12.2010 года систему премирования работников предприятия в соответствии с п. 2.5. отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 год.
Заявитель считает, что при вынесении указанного предписания государственный инспектор не в полной мере учёл то обстоятельство, что в соответствии со ст. 143 ТК РФ и приказом по предприятию от 27.07. 2010 года № 167 было введено «Положение об оплате труда работников МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ», которое устанавливает с 01.10.2010 года тарифную систему оплаты труда и, которая не предусматривает условия премирования работников предприятия. Вместе с тем, ст. 129 ТК РФ систему премирования относит к стимулирующим выплатам, а ч.2 ст. 135 ТК РФ устанавливает, что системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Пункт 2.1 и пункт 2.5. Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 год, уточняют, что система оплаты труда и система премирования работников предприятия устанавливается непосредственно в самих организациях локальными нормативными актами.
Процедура, предусмотренная трудовым законодательством, при принятии и введении локального акта «Положения об оплате труда работников МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ», в МУП ЖКХ МО «Костомукшский округ» соблюдена, что подтверждается актом проверки от 23.11.2010г. № 7-1093-10-ОБ/119/2, поэтому заявитель считает, что требование государственного инспектора об установлении системы премирования на предприятии является не правомерным и не обоснованным.
Представитель МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, времени, месте рассмотрения дела. В представленном возражении на отзыв директор МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» Михайленко А.В. указал на то, что Отраслевое тарифное соглашение не обязывает работодателя устанавливать повременно- премиальную систему оплату труда. Тогда как введенная на предприятии повременная система оплаты труда привела к реальному росту средней заработной платы на 8% по отношению к сентябрю 2010 года.
Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Республике Карелия Красновский И. А. с заявленными требованиями не согласился, считая оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Пояснил, что 27 июля 2010 г. директором МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» Михайленко А. В. издан приказ № 167 О введении «Положения об оплате труда работников МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» с 01 октября 2010 г. При ознакомлении с текстом «Положения об оплате труда работников МУПЖКХ МО «Костомукшский городской округ» принятого с 01 октября 2010 г., Коллективным договором предприятия на 2010 - 2013 годы, установлено, что на предприятии не установлена система премирования, что является нарушением п. 2.5 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, согласно которого организация самостоятельно устанавливает систему премирования работников. Согласно п. 1.6 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, действие соглашения распространяется на работодателей Организаций осуществляющих деятельность в жилищно - коммунальном хозяйстве и работников, состоящих с ним в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено. Работодателем допущено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Суд, выслушав государственного инспектора труда, изучив доводы заявления и материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В судебном заседании установлено, что 23.11.2010 года Государственным инспектором труда Красновским И.А., на основании Распоряжения Государственной инспекцией труда в РК от 22.11.2010 года № 7-1093-10-ОБ/1119/1-1053, была проведена проверка МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ», составлен Акт от 23.11.2010 года № 7-1093-10-ОБ/119/2, в котором отражены выявленные нарушения трудового законодательства, в том числе в части отсутствия на предприятии системы премирования. 27 июля 2010 г. директором МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» Михайленко А.В. издан приказ №167 О введении «Положения об оплате труда работников МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» с 01 октября 2010 года, которое положений о премировании не содержит. Другие локальные акты, регулирующие вопросы премирования также отсутствуют.
На основании указанной проверки в адрес МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» выдано предписание № 7-1093-10-ОБ/119/3-964 от 24.11.2010 года, согласно которому заявителю вменяется в обязанность, устранить нарушения в срок до 30.12.2010 года путем установления на предприятии системы премирования в соответствии с п.2.5 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы.
Данные факты подтверждаются представленными материалами проверки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии с ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, которое в силу п. 1.6, распространяет свое действие на работодателей Организаций осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, также закреплена норма, предусматривающая установление системы оплаты труда и стимулирования труда непосредственно локальными нормативными актами организаций (п.2.1).
Пункт 2.5 Соглашения устанавливает, что организации самостоятельно устанавливают систему премирования труда, перечисляются учитываемые при этом критерии.
Согласно ч. 3 ст. 48 ТК РФ Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение.
МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» является членом общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий», действующего на основании Федерального закона от 27 ноября 2002 года №156-ФЗ «Об объединениях работодателей».
Системный анализ приведенных норм соглашения в совокупности с нормами Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что правом работодателя является регулирование системы премирования: установление размеров и критериев выплат стимулирующего характера, но не право вводить либо нет систему премирования как таковую.
Так, ст. 129 ТК РФ, определяющей понятие заработной платы, установлено, что заработная плата (оплата труда работника) – есть вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Поэтому позиция заявителя не основана на законе. Доводы о том, что процедура принятия Положения об оплате труда была соблюдена, в данном случае не имеют правового значения, поскольку основанием выдачи оспариваемого предписания явилось не само содержание Положения…, а то, что в нем, как и в каком – либо другом локальном нормативном акте отсутствует регулирование вопросов премирования. Ссылки заявителя на ст. 143 ТК РФ не могут быть приняты во внимание, так как названная статья регулирует тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий, и не охватывает регулирование заработной платы в целом, в которую императивно, в силу ст. 129 ТК РФ, включаются в качестве составляющей выплаты стимулирующего характера.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Государственный инспектор труда, действуя в пределах предоставленных ему полномочий (ст.ст. 352-357 ТК РФ), выявив очевидное нарушение норм действующего законодательства, правомерно отразил данное обстоятельство в Акте проверки и законно выдал оспариваемое предписание.
На основании изложенного, суд считает требования, заявленные МУП ЖКХ МО «Костомукшский городской округ» об отмене предписания №7-1093-10-ОБ/119/3-964 от 24.11.2010 года Государственного инспектора труда Красновского И.А. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 11.01.2011г.