ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» декабря 2013 года г.Похвистнево Самарской области
Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сазоновой О.Г., при секретаре Соловьевой Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1973/13 по иску Забелиной <данные изъяты> к Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области о взыскании суммы удержанного налога,
у с т а н о в и л:
Забелина А.И. обратилась в суд с иском к Администрации м.р.Похвистневский Самарской области о взыскании суммы удержанного налога, указав, что она работала в Администрации м.р.Похвистневский Самарской области, замещала муниципальную должность, была уволена в связи с уходом на пенсию. Администрацией м.р.Похвистневский ей было назначено пенсионное обеспечение за выслугу лет как муниципальному служащему. На основании решения Собрания представителей района «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном районе Похвистневский» № от ДД.ММ.ГГГГ выплату ежемесячного содержания за вычетом подоходного налога производила с января 2011 года по ноябрь 2013 года Администрация м.р.Похвистневский Самарской области. За указанный период сумма удержанного ответчиком с нее подоходного налога составила <данные изъяты> рублей. Считая неправомерным удержание с нее подоходного налога с выплат ежемесячного содержания, Забелина А.И. обратилась в суд и просила взыскать с ответчика в свою пользу удержанную сумму подоходного налога. В судебном заседании Забелина А.И. настаивала на заявленных требованиях.
Ответчик - представитель Администрации м.р.Похвистневский Самарской области Рачков В.Ю. просил в судебном заседании в иске отказать, указав, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии, выплачиваемая в соответствии с решением Собрания представителей, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, следовательно, данные выплаты не подпадают под действие п.2 ст.217 НК РФ и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Третье лицо - представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Самарской области Кирина О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, представила отзыв. Суд с учетом мнения представителя ответчика считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия третьего лица.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Забелиной А.И..
В судебном заседании установлено, что Забелина А.И. работала в администрации м.р.Похвистневский Самарской области в должности главного специалиста, которая относится к ведущей муниципальной должности, была уволена в связи с выходом на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-20, 47).
Как следует из справки, предоставленной Администрацией м.р.Похвистневский, Забелина А.И. имеет стаж муниципальной службы 25 лет 06 месяцев 27 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48).
Из справки ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Забелина А.И. получает трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно (л.д.57).
ДД.ММ.ГГГГ Забелина А.И. обратилась к руководителю КУМИ администрации м.<адрес> с заявлением о назначении ей ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления (л.д.44).
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по социальным гарантиям при Администрации м.р.Похвистневский Самарской области рассмотрела заявление Забелиной А.И. о назначении ей ежемесячной доплаты к пенсии и решила установить Забелиной А.И. ежемесячную доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61).
Распоряжением главы м.<адрес> №92-лс от ДД.ММ.ГГГГ Забелиной А.И. была определена доплата к трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41).
Из справки о доходах физического лица за 2011 год следует, что Администрацией м.р.Похвистневский Самарской области за период с января 2011 года по ноябрь 2011 года с Забелиной А.И. удержан подоходный налог в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.7).
Из справки о доходах физического лица за 2012 год следует, что Администрацией м.р.Похвистневский Самарской области за 2012 год с Забелиной А.И. удержан подоходный налог в сумме <данные изъяты> рубля (л.д.8).
Из справки о доходах физического лица за 2013 год следует, что Администрацией м.р.Похвистневский Самарской области за период с января 2013 года по ноябрь 2013 года с Забелиной А.И. удержан подоходный налог в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.58).
В соответствии со ст.36 Устава м.р.Похвистневский Самарской области муниципальному служащему предоставляются гарантии, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством Самарской области о муниципальной службе и муниципальными правовыми актами (л.д.59-60).
Согласно п.1-8 «Положения о ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном районе Похвистневский», утвержденного Решением Собрания представителей района четвертого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ года, разработанного в целях обеспечения социальных гарантий (в части пенсионного обеспечения) лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном районе Похвистневский, устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии (л.д.92-100). Действовавшее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Положение о ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном районе Похвистневский», утвержденное Решением Собрания представителей района № от ДД.ММ.ГГГГ года, также устанавливало указанным лицам ежемесячную доплату к трудовой пенсии (л.д.79-89).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (пункты 1, 2 статьи 39 Конституции РФ).
В силу п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно п.12 ч.1 ст.11 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положением ч.1 ст.24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
При толковании ст.5 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст.7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, а федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу.
При этом в силу п.5 ч.1 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет, размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.24).
Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова.
Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства:
- пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением;
- при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа;
- в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим, размер государственной пенсии муниципального служащего, дополнительные гарантии муниципальным служащим осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст.121 Федерального закона «О государственной социальной помощи», на основании требований пп.3, 4 ст.4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, поэтому в силу п.2 ч.1 ст.217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению.
Из представленного Забелиной А.И. и не оспоренного ответчиком расчета, последней за период с января 2011 года по ноябрь 2013 года при выплате ежемесячной доплаты за выслугу лет Администрацией м.р.Похвистневский Самарской области было удержано подоходного налога в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.68).
Учитывая изложенное, суд считает заявленные исковые требования Забелиной А.И. о взыскании с Администрации м.р.Похвистневский Самарской области удержанного подоходного налога в сумме <данные изъяты> рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Администрации муниципального района Похвистневский Самарской области в пользу Забелиной <данные изъяты> удержанный подоходный налог в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции по гражданским делам Самарского областного суда через Похвистневский районный суд Самарской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 20.12.2013 года.
Судья Похвистневского районного суда
Самарской области О.Г.Сазонова