Дело № 3а-364/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2016 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Леганова А.В.,
при секретаре Казаковой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску генерального директора ООО «<А.>» < С. > об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
ООО «<А.>» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью 2680,0 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, АДРЕС, в размере рыночной стоимости по состоянию на ДАТА.
Согласно данным отчета об оценке от ДАТА № НОМЕР рыночная стоимость указанного земельного участка составляет <...1>
Вместе с тем, согласно данным Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельного участка составляет <...2>.
Истец указывает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости являются недостоверными и нарушают его права и затрагивают законные интересы, поскольку кадастровая стоимость значительно превышает рыночную.
В судебное заседание 13 июля 2016 года лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании определения суда от 13 июля 2016 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности от ДАТА НОМЕР административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью 2680,0 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, АДРЕС.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка определена уполномоченным органом и составляет: <...2>
Административный истец представил в материалы дела отчет, подготовленный ООО «Аудиторско-консалтинговый центр», в соответствии с которым, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР по состоянию на 1 января 2011 года составляет <...1>
В ходе рассмотрения административного иска суд установил, что представленный отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка вызывает сомнения в его достоверности и корректности приведенных данных и методов расчетов, в связи с чем, учитывая наличие недостатков в отчете, а также давность его составления (декабрь 2015 года), представитель истца заявил ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы, для определения рыночной стоимости спорного земельного участка в судебном порядке.
Определением от 25 апреля 2016 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года.
Вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на указанную дату поставлен исходя из данных, представленных Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО «Региональное экспертное объединение» от 18 мая 2016 года № КС-14, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР по состоянию на 1 января 2011 года составляет <...3>.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписки экспертов о том, что они предупреждены об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости земельного участка от ряда актуальных факторов.
Данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что могло бы поставить под сомнение достоверность выводов судебного эксперта о размере рыночной стоимости спорного объекта оценки на дату определения кадастровой стоимости, лицами, участвующими в деле, возражавшими против удовлетворения заявленных требований, не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы на предмет определения данного показателя не заявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
Учитывая изложенное, суд считает, что истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности истца как арендатора данного земельного участка.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные фактические требования суд считает возможным удовлетворить административный иск частично и установить в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР площадью 2680,0 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, АДРЕС, кадастровую стоимость, равной его рыночной стоимости в размере <...3>.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методом массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение от 01 марта 2011 года № 280-О-О и др.).
Не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях (Определение Конституционного суда РФ № 1555-0 от 03.07.2014 года).
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что установление судом рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 19 апреля 2016 года, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю – 31 декабря 2015 года.
Руководствуясь статьями 150, 175-180, 245-249, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск генерального директора ООО «<А.>» < С. > об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об определении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной – удовлетворить частично.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, площадью 2680,0 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, АДРЕС, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2011 года в размере <...3>, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости считать 13 декабря 2015 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номерам НОМЕР.
Решение суда может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья: