РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 30 марта 2022 года
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лапшиной З.Р.,
при секретаре судебного заседания Мелкумян Л.Ж.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г.Самары Гридневой Н.В.,
представителя административного истца – ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области – Русстамова Р.Р., действующего на основании доверенности №/ТО/36/6-42 от ДД.ММ.ГГГГ и представившего диплом ВСГ № (рег.№),
административного ответчика – осужденного Иштулина В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании (с использованием систем видеоконференц-связи) административное дело № по административному исковому заявлению начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области Нестерова Н.Н. об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, - осужденного Иштулина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывающего наказание в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области, в порядке гл.29 КАС РФ,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Иштулина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужденного приговором Кинельского районного суда Самарской области от 12.05.2021по ч.1 ст. 228, ст.74, ст.70, ч.5 ст. 69 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, отбывающего наказание в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области, освобождаемого из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока наказания. С учетом совершения преступления при опасном рецидиве в период административного надзора, административный истец просит установить в отношении Иштулина В.Н. административный надзор сроком на 8 лет и административные ограничения, а именно: 1 раз в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания и фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области Русстамов Р.Р. административное исковое заявление с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить. Просил установить в отношении Иштулина В.Н. административный надзор сроком на 8 лет и административные ограничения, а именно: 1 раз в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания и фактического нахождения для регистрации. Также пояснил, что ответчик за период отбывания наказания поощрений не имеет, взысканий не имеет, после освобождения намерен проживать по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный ответчик Иштулин В.Н. с административными исковыми требованиями согласился в полном объеме, пояснил, что намерен проживать по адресу: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гриднева Н.В. полагала, что данное административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично, поскольку данное лицо, попадает под категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, с учетом личности ответчика, совершения преступления в период административного надзора, в целях предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, полагала необходимым установить ограничения 2 раза в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания и фактического нахождения для регистрации.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Категории лиц, за которыми устанавливается административный надзор, названы в ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ.
Согласно п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Исходя из положений п. п.2, 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ которой, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления, в том числе, при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Из материалов дела следует, что Иштулин В.Н. судим:
- ДД.ММ.ГГГГ Кинельским районным судом Самарской области по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года 2 месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима; ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно освобожден по постановлению Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ с заменой неотбытого срока на исправительные работы сроком 8 месяцев 12 дней, с удержанием 10 %;
- ДД.ММ.ГГГГ Кинельским районным судом Самарской области ст. 228 ч. 1 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год условно, с испытательным сроком на 1 год;
- ДД.ММ.ГГГГ Кинельским районным судом Самарской области по ч. 1 ст. 232, ч. 3 ст. 30 ч. 1 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год 8 месяцев условно, с испытательным сроком на 1 год 6 месяцев;
- ДД.ММ.ГГГГ Кинельским районным судом Самарской области по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
- ДД.ММ.ГГГГ Кинельским районным судом Самарской области по ч.1 ст. 228 УК РФ, ст.74 УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ), ст.70 УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ), ч.5 ст. 69 УК РФ (приговор от ДД.ММ.ГГГГ) к лишению свободы на срок 1 год 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ – исполнять самостоятельно.
Решением Кинельского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ (по приговору от ДД.ММ.ГГГГ) в отношении Иштулина В.Н. установлен административный надзор на 03 года с ограничениями в виде: обязанности являться 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить посещение мест общественного питания, осуществляющих продажу алкогольной продукции в розлив.
Преступления по приговорам Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ совершены в период административного надзора, установленного решением Кинельского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что Иштулин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является совершеннолетним лицом, освобождаемым ДД.ММ.ГГГГ из мест лишения свободы.
Как следует из описательно-мотивировочной части приговора суда от ДД.ММ.ГГГГ, Иштулиным В.Н. совершено тяжкое преступление, в его действиях усматривается опасный рецидив.
Таким образом, судом установлено, что совершеннолетний административный ответчик имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений (приговор от ДД.ММ.ГГГГ), совершенного в период нахождения под административным надзором по приговору, за которое административный ответчик осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 32 Постановления Пленума от 16.05.2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 ст. 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 ст. 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 26 Постановления Пленума от 16.05.2017 года №15, в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (ч. 1 ст. 5 Закона, ст. 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст. 3, ч. 1 ст. 5 Закона).
Исходя из этого, принимая во внимание наличие двух оснований для установления административного надзора, суд приходит к выводу о том, что основанием для установления в отношении ФИО1 административного надзора должно быть наличие непогашенной и неснятой судимости за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений (по приговору от ДД.ММ.ГГГГ), то есть основание, предусмотренное п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ, как предусматривающее более длительный срок административного надзора.
На основании ч.2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №64-ФЗ суд полагает необходимым установить в отношении Иштулина В.Н. административный надзор, срок которого подлежит определению, исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона. В силу данной нормы административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора для лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 данного Закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об установлении административного надзора является правомерным, и полагает установить административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости – 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, поименован в ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим.
Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Решая вопрос об установлении конкретных административных ограничений в отношении Иштулина В.Н. суд принимает во внимание, что осужденный после освобождения будет проживать по месту своей регистрации по адресу: <адрес>, за время отбывания наказания характеризуется посредственно, согласно представленной характеристике не имеет ни одного взыскания и ни одного поощрения, состоит на обычных условиях отбывания наказания, мероприятия воспитательного характера посещает регулярно, однако не всегда делает правильные выводы, требует постоянного контроля со стороны администрации, по характеру спокоен, уравновешен, конфликтных ситуаций с другими осужденными старается избегать, связь поддерживает с различной категорией осужденных. К лечению туберкулеза легких относится добросовестно, выполняет все предписания лечащего врача (диагноз МБТ(-), ГДН 1), <данные изъяты>.
Таким образом, принимая во внимание представленную характеристику личности Иштулина В.Н., с учетом характера, степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного, совершения преступлений в период административного надзора, с целью предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия и в целях защиты государственных и общественных интересов, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца и установить административному ответчику следующие административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Установление в отношении Иштулина В.Н. административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту жительства. Какие либо его права при этом не нарушаются. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
Кроме того, назначение ограничений не нарушают права административного ответчика, поскольку исходя из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поднадзорное лицо не лишено права обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
При наличии нарушений поднадзорным лицом административных ограничений и несоблюдения законодательства РФ, орган внутренних дел в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Руководствуясь ст.ст. 180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Иштулина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Иштулина В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В указанный период установить Иштулину В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административные ограничения в виде:
- обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения через Советский районный суд г. Самары.
Судья З.Р. Лапшина