Дело № 2 -224/2020
Решение
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года г. Канск Красноярского края
Канский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Конищевой И.И.,
при секретаре Катунине В.А., с участием истца Петяковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петяковой Ольги Николаевны к МКУ «Управление образования администрации Канского района Красноярского края», министерству образования Красноярского края о восстановлении пропущенного срока на получение единовременного пособия и возложении обязанности по её назначению и выплате,
установил:
Петякова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к МКУ «Управление образования администрации Канского района Красноярского края», министерству образования Красноярского края, в котором просит восстановить пропущенный срок для назначения единовременного пособия при передаче ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью, возложить на министерство образования Красноярского края выплатить истице указанное пособие за счет средств федерального бюджета РФ.
Требования истца мотивированы тем, что мать несовершеннолетней ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, после ее смертинесовершеннолетняя ФИО1 постоянно проживает с истицей. 18.03.2019 постановлением администрации Канского района установлена предварительная опека в отношении ФИО1, постановлением администрации Канского района № 304-пг от 17.05.2019 истица назначена опекуномнесовершеннолетней ФИО1
27.07.2019 истица обратилась в Канский городской суд с иском о лишении родительских прав Кузьмина С.В. в отношении дочери ФИО1 В связи с тем, что судебное разбирательство длилось до 08.10.2019 истицей был пропущен шестимесячный срок обращения за единовременным пособием, который истек 18.11.2019,в связи с чем, Министерством образования Красноярского края было отказано в назначении и выплате указанного единовременного пособия. По не зависящим от истицы обстоятельствам решение Канского городского суда о лишении родительских прав Кузьмина С.В. было вынесено 08.10.2019, и вступило в законную силу 22.11.2019. Считает причину пропуска срока обращения с заявлением уважительной.
В судебном заседании истица Петякова О.Н. исковые требования поддержалав полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика МКУ «Управление образования администрации Канского района Красноярского края» Кузнецова И.Н. в судебное заседание не явилась, направила заявление, в котором указала, что возражений по исковым требованиям не имеет, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика министерства образования Красноярского края, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Канского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражений по иску не представили.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно частям 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статья 72 Конституции РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены виды государственных пособий, в число которых входит единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 12.1, 12.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
В соответствии со ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства).
ПриказомМинздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей(Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 N 15909), который устанавливает правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В соответствии с настоящим Порядком гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются, в том числе единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (п.2).Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий (п.5).Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере, установленном в соответствии со статьей 12.2 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (п. 32).
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства) назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей (опекунов (попечителей), приемных родителей) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (п. 33).
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации (п. 38).
Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 706-п «Об утверждении Положения о министерстве образования Красноярского края» к компетенции Министерства образования Красноярского края отнесено осуществление назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (п.3.49).
Как установлено в судебном заседании, Петякова Ольга Николаевнана основании постановления администрации Канского района Красноярского края № 304-пг от 17.05.2019 назначена попечителем несовершеннолетнейФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи со смертью матери Кузнецовой Ирины Викторовны, умершей ДД.ММ.ГГГГ, отец Кузьмин С.В. уклоняется от воспитания.
Решением Канского городского суда Красноярского края от 08.10.2019, вступившим в законную силу 22.11.2019, Кузьмин С.В. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО1.
Согласно письму министерства образования Красноярского края №75-14875 от 17.12.2019Петяковой О.Н. отказано в назначении и выплате единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в связи с пропуском заявителем шестимесячного срока, установленного действующим законодательством, в течение которого она имела право обратиться для получения указанного пособия.
Поскольку попечительство Петяковой О.Н. над несовершеннолетнимребенкомустановлена17.05.2019, срок для обращения за назначением единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью истек 18.11.2019. Петякова О.Н. обратилась с заявлением о назначении единовременного пособия в министерство образования Красноярского края 03.12.2019, то есть за пределами установленного законодательством срока. Причину пропуска срок Петякова О.Н. указывает рассмотрение в суде дела о лишении родительских прав отца ребенка–Кузьмина С.В.
При таких обстоятельствах, учитывая, что статья 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой, суд признает причины пропуска <данные изъяты> срока обращения в уполномоченный орган с заявлением о назначении единовременного пособия уважительным и полагает, чтоисковые требованияПетяковой О.Н. к МКУ «Управление образования администрации Канского района Красноярского края», министерству образования Красноярского края о восстановлении пропущенного срока для назначения единовременного пособия при передаче ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью, и возложении на Министерство образования Красноярского края обязанности назначить и выплатить истице указанное пособие,подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Петяковой Ольги Николаевны к МКУ «Управление образования администрации Канского района Красноярского края», министерству образования Красноярского края о восстановлении пропущенного срока на получение единовременного пособия и возложении обязанности по её назначению и выплатеудовлетворить.
Восстановить Петяковой Ольге Николаевне пропущенный срок для назначения единовременного пособия при передаче ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью.
Обязать Министерство образования Красноярского края назначить и выплатить Петяковой Ольге Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., единовременное пособие при передаче ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на воспитание в семью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.И. Конищева
В окончательной форме
решение принято 07.07.2020.