Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2-162/2021 ~ М-2-170/2021 от 24.11.2021

Дело №2а-2-162/2021                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Кадошкино, Республика Мордовия 17 декабря 2021 года

Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Белоусова А.А.., с участием в деле:

административного истца – прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия,

заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, а также законодательства в сфере кредитно-банковской деятельности, в ходе которой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <АДРЕС САЙТА>, на которой размещена информация о возможности получения денежных средств в долг, оформления договора займа частным лицом, которое не является кредитной организацией, субъектом микрофинансовой деятельности. Размещенная информация находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределенный круг лиц. Ознакомится с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. В ходе осмотра установлено, что при открытии указанного сайта графическое и текстовой изображение с предложением (офертой) оформить займ под расписку, указана электронная почта для связи.

Деятельность, которую осуществляют данные физические лица, является предпринимательской, которая подпадает под положения Федерального закона от 21 декабря 2013 года №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и Федерального закона от 02 июля 2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», согласно которых такую деятельность могут осуществлять кредитные организации, а также не кредитные финансовые организации в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности, в том числе, субъекты микрофинансовой деятельности.

В целях ограничения доступа к сайту <АДРЕС САЙТА>, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент проверки данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» отсутствует. Согласно информации АО «Региональный Сетевой Информационный Центр»: http://www.whois-service.ru/, сведения о владельцах и администраторах страницы сайта <АДРЕС САЙТА>, отсутствуют.

Статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Согласно статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

Информация, содержащаяся на данном сайте, противоречит требованиям статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», положениям Федерального закона от 21 декабря 2013 года №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и Федерального закона от 02 июля 2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Просит признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации. Копию вступившего в законную силу решения направить в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (430005, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Коммунистическая, д.89), для включения указателя сайта в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Определением суда от 09 декабря 2021 года административное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

При этом, суд исходил из того, что в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, заявитель обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела от заинтересованного лица не поступило.

В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.

Согласно статье 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Суд, исследовав представленные материалы, находит административное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <АДРЕС САЙТА> для свободного доступа неограниченного круга лиц информации с предложением о возможности получения денежных средств в долг, оформления договора займа частным лицом, которое не является кредитной организацией, субъектом микрофинансовой деятельности. Вход на сайт свободный, ознакомится с содержанием сайта, и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Распространение указанной информации препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека.

В единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указанная информация не внесена. Владельца домена <АДРЕС САЙТА> на сайте http://www.whois-service.ru/ установить не представляется возможным.

Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки Интернет-сайта с электронным адресом <АДРЕС САЙТА> от 22 ноября 2021 года, а также соответствующей распечаткой с сайта.

В соответствии со статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, а также за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно статьи 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Положениями Федерального закона от 21 декабря 2013 года №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и Федерального закона от 02 июля 2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» установлены правовые основы деятельности по предоставлению потребительских займов, осуществления микрофинансовой деятельности, определяется порядок регулирования деятельности и надзора за деятельностью кредитных организаций, микрофинансовых организаций, устанавливается размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности кредитных организаций, микрофинансовых организаций, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 02 июля 2010 года №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовой деятельностью является деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).

Вышеуказанными нормами закона установлены права и обязанности лиц, осуществляющих данную деятельность, неисполнение которых может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц, а также государству.

Таким образом, размещенная на Интернет-сайте информация нарушает права и законные интересы Российской Федерации. Посещение Интернет-сайта свободно для всех без исключения граждан, не содержит ограничений к его доступу по кругу лиц. Предоставление возможности доступа к информации с предложением о возможности получения денежных средств в долг, оформления договора займа частным лицом, которое не является кредитной организацией, субъектом микрофинансовой деятельности, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

Сведения, размещенные на указанном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и законности услуги с предложением о возможности получения денежных средств в долг, оформления договора займа частным лицом, которое не является кредитной организацией, что побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

На момент проверки сайта <АДРЕС САЙТА> на котором размещена информация с предложением услуги о возможности получения денежных средств в долг, оформления договора займа частным лицом, которое не является кредитной организацией, данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» отсутствует. Установить владельца домена <АДРЕС САЙТА> на сайте http://www.whois-service.ru/ не представилось возможным.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. Интернет-сайт является действующим, следовательно, имеющаяся на нем информация доступна российским пользователям. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации с предложением услуги о возможности получения денежных средств в долг, оформления договора займа частным лицом, которое не является кредитной организацией, за которое предусмотрена уголовная и административная ответственность, свидетельствует о наличии законных оснований для признания вышеуказанных сведений информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поскольку нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости предложения услуги о возможности получения денежных средств в долг, оформления договора займа частным лицом, которое не является кредитной организацией, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Прокурором представлены доказательства, свидетельствующие о размещении на сайте в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> запрещенной информации, о наличии свободного доступа к указанному сайту, представлен IP-адрес ресурса, доступ к которому прокурор просит ограничить.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

С учетом изложенного, суд считает административное заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями) основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к странице сайта в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА>, содержащего запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года №228.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым после вступления настоящего решения суда в законную силу, направить его копию в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, для включения сайта <АДРЕС САЙТА> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

решил:

Административное исковое заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информационные материалы, размещенные на сайте в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения направить в Территориальный отдел в Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу (430005, Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Коммунистическая, д.89), для включения указателя сайта в сети «Интернет» <АДРЕС САЙТА> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья      А.А. Белоусов

1версия для печати

2а-2-162/2021 ~ М-2-170/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия
Суд
Инсарский районный суд Республики Мордовия
Судья
Белоусов Андрей Алексеевич
Дело на странице суда
insarsky--mor.sudrf.ru
24.11.2021Регистрация административного искового заявления
24.11.2021Передача материалов судье
24.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
17.12.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
17.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2021Дело оформлено
24.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее