Судья Микрюков О. В. Дело № 7-179/2020
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 29 июня 2020 года жалобу С.Г.С. на решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 3 марта 2019 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Увинского, Вавожского, Сюмсинского и Селтинского районов по использованию и охране земель – А.Т.Ю. от 5 августа 2019 года С.Г.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>,00 рублей.
Решением судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 3 марта 2019 года постановление должностного лица административного органа от 5 августа 2019 года оставлено без изменения, жалоба С.Г.С. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, С.Г.С., ссылаясь на неверное указание в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении даты совершения правонарушения, просит постановление должностного лица административного органа и решение судьи отменить, полагая, что неверное указание даты совершения правонарушения является существенным нарушением, влекущим отмену постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того указывает, что земельный участок не предоставлялся ему для индивидуального строительства, в том числе садоводства и огородничества.
Выслушав представителя административного органа А.Д.Э., полагавшей доводы жалобы необоснованными, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме.
В силу части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, С.Г.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 994 кв. м., находящегося по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства».
Соответствующий договор аренды заключен между С.Г.С. и Администрацией Муниципального образования «Селтинский район» 19 мая 2010 года.
Срок освоения земельного участка договором не предусмотрен, вместе с тем, пунктом 4.4.2 договора установлено, что арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
20 мая 2019 года на основании распоряжения Администрации Муниципального образования «Селтинский район» от 23 апреля 2019 года № 119 «О проведении внеплановой документарной/выездной проверки земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>» Отделом земельно-имущественных отношений Администрации Муниципального образования «<адрес>» проведена внеплановая, документарная проверка в отношении С.Г.С. по целевому использованию земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, общей площадью 1 994 кв. м., с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
В рамках административного обследования осуществлен выезд на земельный участок и установлено, что на указанном земельном участке не проводились агротехническая обработка и строительные работы. Объекты капитального строительства, хозяйственные постройки, строительные материалы на земельном участке отсутствуют. Земельный участок по периметру не огорожен, межевые знаки отсутствуют, границы определить невозможно.
16 апреля 2019 года Отделом земельно-имущественных отношений Администрации Муниципального образования «Селтинский район» направлен запрос в отдел строительства и ЖКХ Администрации Муниципального образования «Селтинский район» о предоставлении информации выдавалось ли С.Г.С. разрешение на строительство на земельном участке, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Согласно полученному ответу из письма Отдела строительства и ЖКХ Администрации Муниципального образования «Селтинский район» от 17 апреля 2019 года разрешение на строительство жилого дома С.Г.С. не выдавалось.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки № 2 от 20 мая 2019 года.
По итогам обследования выявлены признаки нарушений требований статей 1, 4, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (использование земельного участка не по целевому назначению), за которое предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
24 июля 2019 года по факту допущенных нарушений должностным лицом административного органа в отношении С.Г.С. составлен протокол об административном правонарушение, действия С.Г.С. квалифицированы по части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5 августа 2019 года постановлением должностного лица административного органа С.Г.С. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется как в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и в отношении граждан.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства установлены статьей 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях: выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ) проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 7 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Материалами административного дела подтверждено, что должностным лицом административного органа процедура и порядок проведения проверки не нарушен.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, указанные в пункте 1 данной статьи, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
Факт не использования С.Г.С. земельного участка для индивидуального жилищного строительства кадастровым номером <данные изъяты>, подтверждается следующими доказательствами: договором аренды земельного участка № от 19 мая 2010 года; Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ни от 12 апреля 2019 года №; выкопировкой из публичной кадастровой карты; запросом в Отдел строительства и ЖКХ Администрации Муниципального образования «Селтинский район»; ответом на запрос Отдела строительства и ЖКХ Администрации Муниципального образования «Селтинский район», актом проверки № 2 от 20 мая 2019 года, фототаблицами; протоколом об административном правонарушении от 24 июля 2019 года и иными доказательствами представленными в материалах дела об административном правонарушении.
Представленные в деле доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются достаточными и допустимыми.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о неиспользовании С.Г.С. земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, что влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные выводы сделаны должностным лицом административного органа и судьей районного суда с учетом правильного применения норм материального права.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что в протоколе и постановлении об административном правонарушении неправильно была определена начальная дата исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, отклоняются.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении, которым установлен факт нарушения земельного законодательств, послужила информация и материалы проверки, поступившие в Управление Росреестра по Удмуртской Республики 19 июня 2019 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с указанной даты.
В силу части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 указанной статьи для данной категории дел, в рассматриваемом случае подлежит исчислению со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, постановление о назначении административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением общих правил назначения наказания физическому лицу, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению земельного законодательства, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Увинского, Вавожского, Сюмсинского и Селтинского районов по использованию и охране земель – А.Т.Ю. от 5 августа 2019 года и решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 3 марта 2019 года, жалобу С.Г.С. – без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н. Ф. Машкина