РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Алюшиной Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лалетина А.Н. к МО МВД РФ «Минусинский» о взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ
Лалетин А.Н. обратился в суд с иском к МО МВД РФ «Минусинский» о взыскании компенсации. Требования мотивировал тем, что в период с 24.02.1994 г. по 30.03.2015 г. проходил службу в органах внутренних дел, оперуполномоченным отделения по раскрытию преступлений против личности, разбойных нападений отдела уголовного розыска Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский». При увольнении ему не были оплачены в полном объеме часы переработки, было оплачено 120 часов. За 2014 год количество неоплаченных часов сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни составляет 134 часа. До настоящего времени компенсация за работу в выходные, праздничные, ночное время в количестве 134 часов не произведена. Поскольку ответчик не предоставлял дополнительное время отдыха, то обязан компенсировать указанную работу путем выплаты соответствующей компенсации. Согласно расчету долг ответчика за работу в выходные, праздничные дни, ночное время и сверх нормальной продолжительности рабочего времени в количестве 134 часов составляет 41 760 руб. Просит суд взыскать с Межмуниципального отдела Министерства Внутренних Дел Российской Федерации «Минусинский» в его пользу за переработку в количестве 134 часов денежную компенсацию в сумме 41 760 руб.
В судебном заседании истец требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика (л.д.12) в судебном заседании требования не признала, представила письменные возражения (л.д.14-19, 146-147), суду пояснила, что действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и Федеральным законом «О полиции». Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. В соответствии с частью 10 статьи 53 Федерального закона N 342-ФЗ порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частью 6 данной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере органов внутренних дел. Порядок выплаты денежной компенсации в спорный период урегулирован Приказом МВД России от 19.10.2012 № 961 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха». В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В силу п. 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (п. 10 Порядка). В соответствии с п. 15 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником). В силу п. 16 Порядка, рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля. Согласно п. 18 Порядка по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием). В силу п. 4 Порядка обеспечения денежным довольствием, выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число. Согласно п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на сновании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное, в выходные и нерабочие праздничные дни. В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация (п. 57 Порядка обеспечения денежным довольствием). Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядок обеспечения денежным довольствием), то есть для каждого сотрудника 120 часов в год (ст. 99 Трудового кодекса РФ). Согласно табелю учета служебного (рабочего) времени за 2014 год у истца имелась переработка в количестве всего 254 часа. Приказом Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» № л/с от 17.12.2014 на основании рапорта истца произведена денежная компенсация за сверхурочную работу в количестве 38 часов. По состоянию на 31.12.2014 года количество сверхурочной работы составило 216 часов. Приказом Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» № л/с от ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачена денежная компенсация за сверхурочную работу за период 2014 года в количестве 82 часов. Таким образом, в соответствии с п. 58 Порядка обеспечения денежным довольствием истцу была выплачена денежная компенсация за сверхурочную работу, не превышающая установленную трудовым законодательством продолжительность сверхурочной работы за год - 120 часов в год. Денежная компенсация за сверхурочную работу сверх установленного количества часов ответчиком не начислялась и, следовательно, не выплачивалась. 27 марта 2015 года истцом на имя начальника Межмуницииального отдела МВД России «Минусинский» были поданы два рапорта о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу в 2014 и 2015 годах. Следовательно, у Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» не имелось оснований для предоставления дополнительных дней отдыха без наличия соответствующего письменного рапорта сотрудника. С рапортом на предоставление отгулов за отработанные в 2014 году часы сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни истец не обращался. Кроме того, истцом в соответствии со ст. 392 ТК РФ пропущен 3-х месячный срок для обращения за разрешением индивидуального трудового спора т.к. он знал о нарушении своего права - с соответствующего дня, когда им была получена начисленная заработная плата за каждый месяц в течение спорного периода времени, кроме того данный факт подтверждается личной подпись истца в табеле учета служебного (рабочего) времени за указанный период. Истец требует выплатить денежную компенсацию за сверхурочную работу за 2014 год в количестве 134 часов. При этом в суд за разрешением данного спора обратился только 09.06.2015, доказательств уважительности пропуска срока не представил. Просит суд применить последствия пропуска истцом без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд за разрешением спора, в удовлетворении исковых требований Лалетина А.Н. отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации: в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В соответствии со ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях: 1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей; 2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; 3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях: 1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи; 3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работник
В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
В соответствии со ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 3 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) настоящим Федеральным законом; 3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции"), Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; 4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; 5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Согласно ч. 2, 5 ст. 53 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
В силу ч. 10 ст. 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха".
В силу п. 1 Порядок регламентирует привлечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление сотрудникам дополнительных дней отдыха.
В силу п. 9 указанного Порядка, сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
В силу п. 10 Порядка, компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации.
Согласно п. 11 Порядка, сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 15 указанного Порядка для предоставления дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудник должен подать рапорт, согласованный с непосредственным руководителем (начальником), на имя руководителя (начальника) подразделения МВД России, которым осуществляется предоставление дней отдыха.
На основании п. 18 Порядка, по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Согласно п.56 Приказа МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени, и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация (пункт 57 Приказа). Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (пункт 58 Приказа).
Приказом Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» № л/с от 17.12.2014 г. «О выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени», в соответствии с приказом МВД России от 31.01.2013 г. № (л.д.20-21) в том числе майору полиции Лалетину А.Н., на основании рапорта от 06.06.2014 г. (л.д.22), выплачена компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 12 час. выполнения служебных обязанностей в нерабочий день 07 января 2014 г., за 10 час. выполнения служебных обязанностей в выходной день 19 января 2014 г., за 8 час. выполнения служебных обязанностей в нерабочий праздничный день 08 января 2014 г., за 8 час. выполнения служебных обязанностей в выходной день 26 января 2014 г.
Приказом Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» № л/с от 20.08.2014 г. (л.д.61-69) Лалетину А.Н., на основании рапорта от 06.08.2014 г. (л.д.60) предоставлен дополнительный день отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни – 08.08.2014 г.
Из рапортов начальника ОУР МО МВД РФ «Минусинский» (л.д.85-87, 97) следует, что в составе дополнительной следственно-оперативной группы был задействован оперуполномоченный ОУР МО МВД РФ «Минусинский» Лалетин А.Н.- период с 22.00 час. 14.02.2014 г., в период с 10.00 час. 16.02.2014 г. до 03.00 час. 17.02.2014 г., в период с 9.00 час. 15.02.2014 г. до 20.00 час. 15.02.2014 г., в период с 21.00 час. 16.05.2014 г. до 03.00 час. 17.05.2014 г.
Из расчетных листков по заработной плате Лалетина А.Н. (л.д.119) следует, что отработано в январе 2014 г. за период 31 дн. отработано 248 час., в феврале 2014 г. за 28 дн. отработано 224 час., в марте 2014 г. за период 31 дн. отработано 248 час., в апреле 2014 г. за период 30 дн. отработано 240 час., в мае 2014 г. за период 31 дн. отработано 248 час., в июне 2014 г. за период 30 дн. отработано 240 час., в июле 2014 г. за период 31 дн. отработано 248 час., в августе 2014 г. за период 31 дн. отработано 248 час., в сентябре 2014 г. за период 30 дн. отработано 240 час., в октябре 2014 г. за период 31 дн. отработано 248 час., в ноябре 2014 г. за период 30 дн. отработано 240 час., в декабре 2014 г. за период 31 дн. отработано 248 час., в январе 2015 г. за период 31 дн. отработано 248 час., в феврале 2015 г. за период 28 дн. отработано 224 час., в марте 2015 г. за период 31 дн. отработано 248 час.
Судом установлено, что Лалетин А.Н. проходил службу в органах внутренних дел, оперуполномоченным отделения по раскрытию преступлений против личности, разбойных нападений отдела уголовного розыска Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» в период с 24.02.1994 г. по 30.03.2015 г., что подтверждается сведениями трудовой книжки (л.д.7), выпиской из приказа № л/с от 27.03.2015 г. о расторжении контракта и увольнении со службы внутренних дел, справкой Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» (л.д.25).
Из представленного истцом расчета переработки за 2014 г. (л.д.13) следует, что количество неоплаченных часов за 2014 г. составляет 134, количество неоплаченных дней (134:8) – 16,75, дневной заработок по должности составляет 2493,20 руб., сумма задолженности (2493,2*1,75) составляет 41761,10 руб.
Согласно табелям учета рабочего времени сотрудников ОУР МО МВД РФ «Минусинский» (л.д.26-29, 70-84, 88-96, 98-118) Лалетиным А.Н. в 2014 году отработано сверхурочно в январе 58 час., в феврале 48 час., в марте 46 час., в апреле 8 час., в мае 53 час., в августе 15 час., в сентябре 50 час., в ноябре 18 час., в декабре 38 час.
Таким образом, судом установлено, что в период прохождения службы истец выполнял служебные обязанности ежедневно и периодически привлекался к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, что подтверждается табелями учета рабочего времени, рапортами начальника ОУР МО МВД РФ «Минусинский», а также справкой МО МВД РФ «Минусинский» (л.д.9).
Исходя из нормальной продолжительности рабочего времени в 8 часов в день, или 40 часов в неделю, сведений из табелей учета рабочего времени следует, что истец проработал сверх нормальной продолжительности служебного времени в 2014 году – 334 час.
Из справки Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» от 21.05.2015 г., выданной Лалетину А.Н. (л.д.9) следует, что количество неоплаченных часов сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни за 2014 год составляет 134 часа.
В течение 2014 г. за отработанное сверх нормальной продолжительности служебного времени истцу представлено время отдыха на основании рапорта от 06.08.2014 г. предоставлен дополнительный день отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни – 08.08.2014 г.
Согласно рапорту Лалетина А.Н. от 27.03.2015 г. (л.д.149) истец обратился с просьбой выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2014 г. количестве 178 час., без выезда.
Приказом Межмуниципального отдела МВД России «Минусинский» № л/с от 15.04.2015 г. (л.д.23-24) Лалетину А.Н., на основании рапорта от 27.03.2015 г., выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, за 2 час. выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ежедневно 28.11.2014 г., 12.12.2014 г., 26.12.2014 г., 05.09.2014 г., 19.09.2014 г., за 8 час. выполнения служебных обязанностей в выходной день ежедневно 29.11.2014 г., 13.12.2014 г., 27.12.2014 г., 06.09.2014 г., 20.09.2014 г., 16.08.2014 г., за 10 час. выполнения служебных обязанностей в выходной день ежедневно 21.12.2014, 14.09.2014 г., за 4 час. выполнения служебных обязанностей в выходной день 25.05.2014 г.
С иском о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени истец обратился в суд 09 июня 2015 года.
Исходя из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотруднику должно быть предоставлено время отдыха, и лишь по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Анализ сведений из табелей учета рабочего времени об отработанном истцом времени свидетельствует о том, что истец в 2014 году привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не эпизодически, а систематически, поскольку выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни носило регулярный характер- 3-4 раза каждый месяц. Поэтому истец не может быть лишен права на предоставление дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только исходя из отсутствия его рапортов о предоставлении дней отдыха, при этом судом принимается во внимание и пояснения истца о том, что им был предоставлен рапорт от 23.03.205г. о предоставлении ему дней отдыха, однако указанный рапорт не был подписан, по причине расторжения с ним контракта по достижении предельного возраста пребывания на службе 27.03.2015г. (л.д. 8).
Ежедневное привлечение истца к выполнению служебных обязанностей в 2014 году указывает на невозможность предоставления истцу компенсации в виде еженедельного отдыха соответствующей продолжительности. Поэтому время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни должно суммироваться с предоставлением истцу дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности. Приведенные ранее нормативные правовые акты не предусматривают сроки предоставления сотруднику дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности либо сроки, в течение которого сотрудник должен выразить желание о присоединении дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску, и нарушением права сотрудника будет отказ в предоставлении дней отдыха (отпуска) либо отказ в выплате денежной компенсации по рапорту сотрудника. Как было указано ранее, истец обратился с соответствующим рапортом 27.03.2015 г., окончательный расчет получил в апреле 2015г. (л.д. 134).
Не использованные истцом дни отдыха по истечении учетного периода не погашались, а суммировались, и по его рапорту от 27.03.2015 года и при увольнении должны быть компенсированы выплатой денежной суммы как за неиспользованные дни отпуска, согласно п. 102 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 года N 65, и ч. 1 ст. 127 Трудового кодекса РФ, предусматривающей выплату работнику при увольнении денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Погашение не использованных сотрудником дней отпуска вместо предоставления ему дополнительных дней отдыха в период прохождения службы нарушало бы положения ст. 37 Конституции РФ о праве каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и праве на отдых.
Кроме того, суд полагает, что в сложившихся правоотношениях, несмотря на то, что истцом указывается о взыскании компенсации за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, фактически истец просит взыскать компенсацию, выплачиваемую при увольнении, за неиспользованные дни отдыха (отпуска).
В соответствии с п. 102 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации размер денежной компенсации за неиспользованные отпуска увольняемым сотрудникам определяется путем умножения количества дней неиспользованных отпусков на размер дневного денежного довольствия на день увольнения.
В силу п. 60 указанного Порядка дневное денежное довольствие определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия сотрудника за тот месяц, в котором производится выплата, на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).
Суд полагает согласиться с расчетом истца о наличии задолженности по денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, и полагает, что заявленные истцом требования о взыскании в его пользу за переработку в количестве 134 часов денежной компенсации в сумме 41 760 руб. подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 72 Федерального Закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.
Судом отклоняются доводы ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованием о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени за период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года, поскольку, как было указано ранее, общим правилом является предоставление сотруднику времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а не автоматическая выплата денежной компенсации, для которой необходима подача соответствующего рапорта. Поэтому неначисление денежной компенсации в учетном периоде не является нарушением права истца на предоставление времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени. Нарушение права истца на выплату денежной компенсации за неиспользованные дни отдыха имело место в день его увольнения 27.03.2015 года, когда ему не была выплачена денежная компенсация за неиспользованные дни отдыха (отпуска) по его рапорту от 27.03.2015 года. До обращения истца 09.06.2015 года в суд с иском не прошло более трех месяцев, установленных ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации для защиты трудовых прав работника, кроме того, суд полагет согласиться с доводами истца о том, что фактически он узнал о невыплате причитающейся ему компенсации в апреле 2015 г. при получении расчета.
Согласно ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, с силу статье 67 ГПК РФ оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Учитывая удовлетворение требований истца с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1452,80 руб., согласно ст. 103 ГПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с МО МВД РФ «Минусинский» в пользу Лалетина А.Н. денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 41760 руб.
Взыскать с МО МВД РФ «Минусинский» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1452,80 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен: 19.10.2015 г.
Решение не вступило в законную силу.