Дело № 2-750/2016
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации27 июня 2016 года г. Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Щеголихиной К.Ю.
при секретаре Пепеловой И.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Кудрявца К.В., представителя ответчика Артеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Архангельского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять эквивалентные меры по обеспечению авиационной безопасности,
установил:
Архангельский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять эквивалентные меры по обеспечению авиационной безопасности.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной Архангельской транспортной прокуратурой проверки в деятельности ответчика выявлены нарушения требований законодательства об авиационной безопасности. Установлено, что в аэропорту г. Нарьян-Мара отсутствует дорога с искусственным покрытием вдоль периметрового ограждения с внутренней стороны, а временных эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности не принято. В адрес авиапредприятия было вынесено представление об устранении нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и авиационной безопасности от 30.11.2013 с требованием оборудовать дорогу с искусственным покрытием вдоль периметрового ограждения с внутренней стороны аэропорта. Вместе с тем, указанные нарушения до настоящего времени не устранены. Неисполнение требований законодательства об авиационной безопасности создает угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, противодействия терроризму. Просил признать бездействие ответчика незаконным, возложить на АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» обязанность принять эквивалентные меры по обеспечению авиационной безопасности в срок в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Архангельского транспортного прокурора Кудрявец К.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Артеева Е.С., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с иском прокурора согласилась, представила заявление о признании исковых требований в полном объеме. Указала, что обязанность по принятию эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности обществом выполняется, ведется работа в данном направлении. Пояснила, что 25.05.2016 временная эквивалентная мера по обеспечению авиационной безопасности была согласована с ОВД – ЛОП на ВВТ Архангельского ЛО МВД России на транспорте. Данная мера установлена на срок до 31.12.2017. Кроме того, Управлением транспортной безопасности будет рассмотрено обращение о согласовании вводимых в аэропортах эквивалентных мер обеспечения авиационной безопасности.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В силу ст. 83 Воздушного кодекса РФ, авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Согласно ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции»; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.
Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а в случаях, если жизни или здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна или других граждан угрожает опасность, применять меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сотрудникам служб авиационной безопасности при исполнении служебных обязанностей разрешается ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном федеральными законами. Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с п.1 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса РФ от 28.211.2005 №142 (далее - Правила), федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
Согласно п.4 указанных Правил, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Пунктом 25 Правил установлено, что с внутренней стороны вдоль ограждения аэропорта прокладывается дорога с искусственным покрытием, а для аэропортов местных воздушных линий допускается устройство грунтовых дорог.
В силу п.74 Правил, при несоответствии мер по обеспечению авиационной безопасности требованиям настоящих Правил допускается временно принятие эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности, согласованных с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и органами внутренних дел, при условии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Архангельской транспортной прокуратурой проверки в деятельности ответчика были выявлены нарушения требований законодательства об авиационной безопасности.
Так, было установлено, что в аэропорту г. Нарьян-Мара отсутствует дорога с искусственным покрытием вдоль периметрового ограждения с внутренней стороны, временных эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности не принято, что подтверждается сообщением генерального директора АО «Нарьян-Марский ОАО» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, в адрес ответчика было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и авиационной безопасности.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» поручено утвердить и вести временные эквивалентные меры по обеспечению авиационной (транспортной) безопасности в части обустройства патрульной дороги в аэропорту «Нарьян-Мар». Заместителю генерального директора по АБ и ПАСОП приказано обеспечить реализацию и неукоснительное соблюдение данных мер службы авиационной безопасности на вес период. Подготовить и направить материалы по временным эквивалентным мерам по обеспечению авиационной (транспортной) безопасности дл согласования в ФСНСТ РФ, а также направить уведомление в Архангельское МТУ Росавиации.
В настоящее время временные эквивалентные меры по авиационной безопасности в АО «Нарьян-Марский ОАО» утверждены генеральным директором Остапчуком В.Е. ДД.ММ.ГГГГ и согласованы с начальником ЛОП на ВВТ Архангельского ЛО МВД России на транспорте ДД.ММ.ГГГГ, однако не согласованы с Управлением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
До настоящего времени ответчик не согласовал с Управлением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта временно принятые эквивалентные меры авиационной безопасности, что создает угрозу для устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, противодействия терроризму.
Таким образом, АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» нарушаются требования действующего законодательства об авиационной безопасности. Указанное является недопустимым, вследствие чего исковые требования Архангельского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять эквивалентные меры по обеспечению авиационной безопасности, подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) ответчик вправе признать иск.
В силу части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Учитывая волеизъявление ответчика, направленное на признание иска, оформленное в виде подписанного представителем ответчика отдельного заявления, приобщенного к материалам дела, суд полагает возможным принять данное признание, поскольку оно при сложившемся споре не противоречит требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц, подтверждено представленными в материалы дела доказательствами.
Последствия признания иска ответчиком и принятия его судом, предусмотренные частью 2 статьи 173 ГПК РФ, сторонам разъяснены и понятны. Признание иска является добровольным, полномочия представителя на совершение от имени АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» действий по признанию иска отражены в доверенности, судом проверены.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении ответчику срока для устранения вышеуказанных нарушений законодательства, суд, учитывая позицию прокурора, а также то, что в настоящее время ответчиком предпринимаются меры к устранению нарушений, считает возможным установить ответчику срок для исполнения данного решения в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Архангельского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять эквивалентные меры по обеспечению авиационной безопасности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» по непринятию эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности.
Обязать акционерное общество «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять эквивалентные меры по обеспечению авиационной безопасности, установленные п. 25 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 №142, согласованные с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и органами внутренних дел, при условии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий К.Ю. Щеголихина
Мотивированное решение суда изготовлено 01.07.2016.